Статья Герменевтический подход в развитии связной речи младшего школьника на уроках русского языка
Герменевтический подход в развитии связной речи младшего школьника на уроках русского языка.
Мосолова Виктория Ивановна учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 5» г.РязаньСтатья посвящена проблеме развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе. Применение на уроках русского языка в начальной школе герменевтического подхода в обучении при создании текстов-рассуждения учит ребёнка пониманию текста, умению анализировать, обобщать, размышляя над проблемой, делать выводы, чётко, доказательно, грамотно выражать свою мысль при письме, способствует формированию коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: Речь, текст, понимание текста, начальная школа, герменевтический подход, текст-рассуждение.
Развитие связной речи является одной из центральных задач методики обучения русскому языку. Умение учащихся правильно строить предложения, грамотно их оформлять при письме, создавать собственные тексты различного типа входят в круг основных проблем развития речи, которые решаются на протяжении всего курса обучения русскому языку в школе.
Успех работы по данному направлению во многом зависит от того, насколько глубоко ребёнок умеет понимать текст, обладает способностью анализировать, обобщать, размышляя над проблемой, делать выводы, чётко, доказательно, грамотно выражать свою мысль. Данные требования должны составлять основу грамотной речи младшего школьника.
Однако, как показывают результаты выполнения выпускниками школ задания части С (сочинение-рассуждение по предъявленному тексту) единого государственного экзамена по русскому языку данные умения сформированы не в должной мере, о чём свидетельствует сухость изложения, беднота речи, непонимание проблемы, раскрываемой автором в тексте, замена рассуждения пересказом, неспособность правильно сформулировать свою мысль, выразить собственное мнение и т.д.
Существуют множество причин, по которым ребёнку сложно справиться с таким заданием. Одна из них связана с уровнем сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу его коммуникативной компетенции: понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём); определять тему текста, позицию автора; формулировать основное содержание своего высказывания; развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Другими словами, причина кроется зачастую в степени готовности ребёнка к смысловому восприятию текста, которая при преодолении определённых затруднений, связанных со смысловым восприятием тех или иных отрезков речевой цепи, складывается в специфическую деятельность – деятельность понимания текста.
Понимание является важным условием работы по созданию текста типа рассуждения, т.к. умение школьника утверждать и отстаивать свою точку зрения, продуманно вести спор, опровергать то, что противоречит его взглядам и убеждениям, аргументировано выражая при этом собственное мнение, без него невозможно.
Стоит также отметить, что текст-рассуждение является наиболее сложной формой связного текста, степень владения которым во многом определяет уровень коммуникативной компетенции учащегося. Без представления о том, что говорится в тексте нельзя выстроить цепь последовательных рассуждений, выразить позицию автора и своё отношение к рассматриваемой проблеме. Поэтому работа над пониманием текста обуславливает успех создания текстов данного типа и должна активно осуществляться уже на ранних стадиях обучения детей различным видам речи, т.е. в начальной школе.
В этой связи считаем, что в работе над пониманием при обучении созданию текстов типа рассуждения в начальной школе целесообразно применение герменевтического подхода, в основе которого лежит работа ни столько над порождением текста (что в большинстве своём в рамках развития речи придерживаются множество программ по русскому языку, включая и традиционную), сколько над его пониманием (восприятием).
Осуществление герменевтического подхода по данному направлению учебной работы расширяет границы понимания текста, способствуя тем самым оперативному действованию в пределах содержательности текста, даёт учащемуся, как непосредственному участнику данной деятельности, "способность видеть себя, видеть свою собственную субъективность, также способность видеть себя видящим, знать о своем знании или незнании, принимать решение о своем решении и т.п."
Иными словами, важно учить ребёнка понимать текст-рассуждение, выявлять проблему, позицию автора по этой проблеме и формулировать свою позицию, доказывая ее, подбирая собственные аргументы.
Что же вызывает трудность в понимании текста?
По мнению Г.И. Богина, понимание текста есть обращение опыта человека на текст с целью освоения тех частей его содержательности, которые не удается освоить посредством привычных действий смыслового восприятия.
В этой связи трудность в понимании может обеспечивать неправильное "декодирование" единиц текста, которое возникает при нарушениях смыслового восприятия текста в условиях освоения языка, например, в ситуации, когда среди "знакомых слов" встретилось "незнакомое", подлежащее семантизации.
Трудность в понимании текста может возникнуть не только на уровне понимания слова, но и на уровне понимания содержания текста. Это может быть вызвано как непониманием семантики отдельных единиц текста, так и уровнем развития языковой личности, что в свою очередь приводит к неверному восприятию содержания и его последующей интерпретации.
Стоит также отметить, что понимание семантики всех употребляемых автором единиц текста, а также правильное восприятие смысловых частей, слагающих его содержание, не всегда может гарантировать успех в правильном понимании основной идеи или проблемы, отражаемой автором в тексте, в особенности, если речь идёт о художественных текстах, на которых, в основном, и строится процесс обучения и развития речи младших школьников. Здесь важно, чтобы понимание текста стало частичкой духовного мира ребёнка, чтобы оно переживалось им, заставляло думать, проходя нитью через его жизненный опыт и растворяясь в материи культурных установок и ценностей.
Достигнув такого уровня понимания, ребёнок будет способен не только выполнять простейшие мыслительные операции над содержанием текста, но и, заняв чёткую рефлективную позицию, имея своё собственное мнение, сможет вполне свободно дискутировать, размышлять, делать выводы. Это способствует развитию дискурсивного мышления школьника, приучает его выстраивать и излагать в логической последовательности свои мысли, опираясь на конкретные факты и свой жизненный опыт, т.е. подготавливает ребёнка к ведению рассуждения.
Конечно, стоит признать тот факт, что пониманию как таковому научить нельзя. Попытки сделать это приводят к научению «готовому пониманию», поэтому, работая над пониманием, мы, прежде всего, формируем готовность к пониманию, что требует научения рефлексии, т.к. понимание есть одна из организованностей рефлексии, и готовность к пониманию достигается через обучение рефлексии и владение рефлективными техниками понимания.
Стоит также отметить, что методика преподавания русского языка в начальной школе ранее не уделяла должного внимания работе над пониманием текста, однако в связи с переходом системы обучения на новые образовательные стандарты проблема становится всё более актуальной. На сегодняшний момент в лингвистике, филологии и методике преподавания русского языка учёными и методистами делаются существенные шаги в данном направлении (Богин Г.И., Бахтин М.М., Антонова Е.С., Боброва С.В., Новикова О.А, Есафьева О.О. и др.).
Несмотря на это, в школьной практике работа над пониманием текста зачастую ведётся спонтанно из-за неправильного подхода к данной проблеме самих учителей. Многие из них считают, что понимание текста – это естественный процесс и ученик вполне способен на определённых этапах решить эту задачу самостоятельно. Именно такая позиция в дальнейшем приводит к тяжким последствиям, которые были упомянуты вначале статьи.
Умения ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать, логически чётко выражать свои мысли – показатель его умственного развития. Именно эти умения формируются при работе над текстом-рассуждения. Поэтому, с моей точки зрения, работу над пониманием текста в начальной школе нужно осуществлять с позиций герменевтического подхода, больше включать в процесс обучения текстов-рассуждения, которые отличаются от других текстов степенью осознанности, глубиной проникновения в проблему, заставляют ребёнка больше думать, рассуждать над смыслом, делать собственные выводы.
Если мы не будем целенаправленно обучать детей всему этому и, как справедливо заметил Богин Г.И. в одном из своих трудов, «пока антирефлективная установка в образовании не сменится установкой рефлективной, трудно рассчитывать на то, что школа будет формировать людей, способных нормально жить в демократическом обществе с высокой производительностью труда, с высокой культурой, без тех пороков, которые присущи сообществам, выпавшим из общечеловеческой истории».
Используемая литература:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007
2. Александрова Л.Н. Риторика и герменевтика. (Развитие и современное состояние теоретических исследований )//Неоретика: генезис, проблемы, перспективы. М.: ИНИОН, 1987
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Сост. С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979.
4. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. Тверь,2001
5. Головко В.М. Герменевтика литературного жанра: учебное пособие В.М. Головко- М.:Флинта: Наука, 2012
6.Дейк Т.А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. – М: Прогресс, 1989
7. Есафьева, О.О. Опыт комплексного применения техник понимания в процессе работы над текстом [Текст]/ О.О. Есафьева // Народное образование. Электронная версия журнала – 72213. – 2007. - №6.
8. Залевская А.А. Некоторые проблемы теории понимания текста. //Вопросы языкознания. 2002. №3