Герменевтический подход в работе по картине К.Ф. Юона “Мартовское солнце”


Герменевтика занимается разными методами интерпретации, в рамках этой теории идет постоянный поиск средств понимания явлений, нуждающихся в объяснении, толковании.
Что такое герменевтический подход в работе над текстом? Речь идет о принципе понимания определенного текста, основанном на взаимосвязи части и целого. Другими словами, понимание рассматривается как своего рода движение по кругу: от части к целому, и от целого к части.
Работа над пониманием как процессом и результатом смыслодеятельности способствует активизации познавательной активности ребенка, актуализации его творческого потенциала, учит постигать мир средствами искусства и, самое главное, сохраняет человеческое в человеке. Понимание как средство освоения действительности является важнейшим регулятивом человеческой деятельности. Понять что-то — значит осмыслить, выявить, реконструировать смысл. Нет смысла вне понимания. Субъективный смысл и объективное значение — из этих совокупных элементов содержания сознания складывается личностный смысл, выступающий в виде мотивации деятельности и отношения к окружающей действительности. Со смыслом связаны ценности личности, определяющие поведение человека. Для того чтобы сформировать свое ценностно– смысловое пространство, воспитанник должен получить опыт преобразования общечеловеческих ценностей в личностные. В этом и состоит актуализация своего “Я”, начало становления личности.
Работа по картине К.Ф. Юона “Мартовское солнце”- А сейчас давайте попробуем на практике поискать смыслы деятельности, новые понимания происходящего.
Для работы нам нужно разделиться на команды.
1. Игра “Команды”.
Условие игры: каждый по порядку выполняет определенное словом движение: топнул – хлопнул – покружился – поклонился – оглянулся – поздоровался2. Сегодня мы с вами попробуем выстроить цепочку процедур, которая приведет нас к своему личному пониманию картины.
Первый этап работы – блуждание по картине.
Задание для команд:
– Сколько живых объектов на картине?
– Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине?
– Что общего на картине и в помещении?
– Назовите деревянные предметы, изображенные на картине?
– Назовите все оттенки синего цвета?
– Сколько тропинок на картине?
– Какие породы деревьев и кустарников изображены на картине?
– Какое время года изображено на картине, и который час? Обоснуйте.
– Назовите предметы, изображенные автором, которые начинаются с буквы “с”
– Что находится на, за, перед, позади?
Опрос:
- На этом I этап заканчивается. Мы поблуждали по картине. Она стала ближе, понятнее, роднее.
(Замечание:Что сказал автор, мы не знаем. Эти слова должны быть запрещены. Что хотел сказать, то и сказал! Этап рассматривания картины можно на этом закончить.)Второй этап работы – поиск странностей.
- Любое искусство без странностей не обходится. И еще Пушкин в одном из черновиков записал, что странности бывают двух родов: первые происходят от недостатка разумения, а вторые – от избытка разумения и недостатка слов для его выражения.
Задание для команд:
– Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление.
Опрос:
– Кто нашел больше 20 странностей.
– Кто меньше 20, но больше 10?
– Кто больше 5?
– Назовите
– Какие из названных странностей встречаются у других и т. п.
(Замечание:Когда странностей становится очень много, (и для каждого они свои) возникают новые смыслы, новые варианты. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности (ВАРИАТИВНОСТЬ СМЫСЛОВ), но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом (ПОЯВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА).
Хочу еще раз напомнить, что с нахождения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития.)Третий этап работы – вариативность смыслов.
(Обсуждение нелепиц и странностей.)
- Часто мы вкладываем один смысл в произносимое слово, а нас понимают по-другому, по-своему. Недаром Тютчев справедливо подметил:
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
(Вот педагог и должен работать на этом со-чувствии, и закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в этой социо-игровой ситуации у всех присутствующих возникало подлинное со-чувствие – и детей друг к другу, и у педагога к своим воспитанникам.)
Четвертый этап работы – выражение замысла.
- Для выражения замысла составим рассказ по картине с использованием различных литературных жанров. (Команды выбирают один из предложенных жанров: хокку, рассказ, комедия, стихотворение, трагедия).
Чтобы уточнить правильность выражения замысла представим его на суд зрителей (на подготовку 5 минут).
Выступление команд: Начинаем презентацию картины “Мартовское солнце”.
В роли экскурсовода команда…
Выводы:
Итак, в ходе работы с картиной мы постарались приблизиться к пониманию и своего замысла и ступени своей договоренности с другими и своего понимания ситуации и своего понимания себя.
Пятый этап работы - рефлексия:
- А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на предложенные вопросы:
– Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?