Выступление на районных педчтениях Патриотическое воспитание


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА Г.ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 114 Г. ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Реализация Концепции патриотического воспитания на уроках и во внеурочной работе при изучении предметов учебного плана»
Подготовила
учитель биологии
МОУ «Школа № 114 г. Донецка»
Шумбасова Оксана Васильевна
первая категория
Донецк 2016 г.
Тема патриотизма сейчас очень актуальная. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий «патриот» и «патриотизм», означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землей. И верно сказал А.И.Солженицын, «Горе той стране, где слова «патриот» и «демократ» считаются бранью».
А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине - своему городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
Задача школы: воспитать свободную, развитую, образованную личность. Главным качеством, которой должно стать духовно – нравственное начало. Духовная личность – результат семейного, общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот.
Наши педагоги убеждены, что из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования, но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие ценности.
Задача общества – развитие гражданского патриотизма.
Одной из главных задач школы является воспитание гармоничной личности, обладающей патриотическими чувствами.
Свою задачу в качестве учителя и классного руководителя вижу в том, чтобы воспитать достойных граждан своего общества, своей страны. Учить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, свою малую Родину, народ, живущий в ней. Согласна с мнением В. Даля «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Я родилась и выросла в СССР, с детства привиты основы морали, нравственности. Мне присущи такие качества характера, как ответственность за людей и поступки, сопереживание и взаимопомощь, честность, дисциплинированность, чувство гордости за Родину. Считаю, что такими качествами должен обладать каждый человек.
Воспитанный человек – это человек, обладающий культурой поведения, нормой общения, этикетом. Культура поведения и общения, как важное свойство личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе и в процессе воспитания.
Что же такое патриотическое воспитание? Это формирование у молодого поколения и у самих себя качеств гражданина - патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства любви к своей Родине, малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, кто защищает наше Отечество. И основными задачами школы являются: создание условий для воспитания личности, способной себя максимально реализовать, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе, и создание механизма, обеспечивающего патриотическое воспитание учащихся. Поэтому в нашем понимании патриотическое воспитание - это не только военно-патриотическое, но и художественное, экологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, трудовое, развитие творческих детских инициатив и т.д.
Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием.
Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина нашей республики, который знает и ценит её культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нём жить, работать, быть достойным членом этого общества, патриотом своей родины. 
Учитель имеет огромные возможности на уроках и внеурочной деятельности, через различные формы работы: беседы, классные часы, совместные праздники, экскурсии, конкурсы и викторины, просмотр и обсуждение фильмов, встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками, тренинги и выставки. А также методы работы: убеждения, упражнения, оценки формировать в процессе воспитания личность ребенка сочетающей в себе развитую гражданскую, правовую, политическую культуру.
В процессе работы с учащимися решаются следующие задачи:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование качеств, знаний, навыков и умений по защите здоровья и жизни при воздействии опасных факторов окружающей среды;
- воспитание сознательного отношения к вредным привычкам;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью и к здоровью других людей;
- воспитание бережного отношения к природе, памятным местам и событиям;
- воспитание чувства гордости за семью, школу, малую и большую Родину, народ;
- воспитание уважительного отношения к старшим, дружелюбие, милосердие, честность.
Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».
Какие качества и способности мы должны воспитать? Это способность воспринимать прекрасное, сострадание ко всему живому, высокие гражданские и патриотические чувства. А теперь рассмотрим различные средства воспитания, которые этому способствуют. Воспитание включается в процесс обучения. 
Создание нового отношения человека к природе – задача, вытекающая из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.
На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.
Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.
Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.
Урок по теме «Растение — целостный организм, взаимосвязь клеток, тканей и органов растения» (VI класс) можно начать следующим образом. На доске вывешены репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Березовая роща», Саврасова «Грачи прилетели», Грабаря «Берлинская лазурь» под общим названием «Береза в произведениях великих художников». Звучат слова учителя: «Сколько изящества и привлекательности в молодой кудрявой березке! Сколько красоты в старой, развесистой белоствольной березе! Она прекрасна в любом наряде. Кто не восхищался молодой, светло-изумрудной зеленью распустившейся березы (обращаемся к картине «Березовая роща»)! Кто не любовался осенним нарядом берез, когда под оскудевшим солнцем осенней позднею порой их каждый лист блестит червонцем над серебристою корой (обращаемся к картине «Золотая осень»)! А зимой, когда после морозного тумана иней обсыплет тысячами блестящих кристаллов свесившиеся книзу ветки, которые засверкают на солнце, подобно алмазному дождю! Какое зрелище по великолепию может сравниться со зрелищем, которое представляет роскошная плакучая береза в таком морозном убранстве? (Обращается к картине «Берлинская лазурь».) Словно видишь перед собой громадный фонтан, брызги которого внезапно обледенели, повиснув в воздухе. И стоит вся в слезах алмазных плакучая береза.
И как контраст — другие «слезы» березы.
Вы слышали, когда березы плачут?
Вы видели, когда березы плачут?
Вы знаете, когда березы плачут—
То вместе с ними стонет мать-земля».
И далее учитель говорю о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели; напоминает о правилах поведения в лесу во время сбора березового сока.
Не менее важной нормой нравственности человека является чувство патриотизма. Это чувство – могучая движущая сила общества, проявляющаяся в гордости за свою Родину, за ее мощный прогресс, в настойчивом желании участвовать в созидательном труде, внести свой вклад в развитие и процветание своего родного края, своей республики. Чувство гордости за страну воспитывается на тех уроках, на которых сообщаются данные о наших растительных и животных богатствах и о мероприятиях государства по охране и воспроизведению этих богатств.
Многие другие исторические факты из жизни выдающихся людей имеют большой воспитательный потенциал. Они способствуют активизации гражданской позиции подростков, сохранению и развитию патриотических чувств, утверждению в сознании молодёжи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, воспитанию уважения к историческому прошлому.
При изучении в 6 классе темы «Болезнетворные бактерии» знакомлю учащихся с учёными, которые ни сил, ни труда не жалели для установления причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них Д.С.Самойлович, Н. Ф. Гамалея, Д. К. Заболотный, И.В.Мамонтов, знакомимся с работами З.В.Ермольевой. Обращаю внимание обучающихся на то, что Зинаида Виссарионовна успешно провела большую серию лабораторных опытов, подвергая свою жизнь опасности. Один из таких опытов – это опасный для жизни опыт с самозаражением, который она проводила на себе, изучая холерные вибрионы. Врач Н.К.Завьялова сама заразилась лёгочной формой чумы. Решив проверить на себе, насколько продолжительна невосприимчивость после выздоровления, она ставит героический эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больными лёгочной чумой. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манчжурии, самый молодой врач И. В. Мамонтов написал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить её я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы и путём многих страданий, настоящего человеческого счастья, на земле, такого прекрасного, что за представление о нём можно отдать всё, что есть личного, и самую жизнь». А вот последняя, предсмертная телеграмма И. А. Деминского: «Я заразился от сусликов лёгочной чумой. Приезжайте, возьмите полученные культуры. Записи все в порядке. Остальное расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как случай экспериментального заражения человека от суслика. Прощайте. Деминский.»
Вместе с ребятами выясняем, какую цель преследовали учёные, отправляясь в районы, где вспыхивали опасные инфекции, проводили эксперименты, опасные для собственной жизни. О чём свидетельствуют их письма? Такие моменты на уроке воспитывают у детей чувства протеста против использования бактериологического оружия, предназначенного для заражения людей возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская язва. Многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес, благодаря таким подвигам учёных.
При изучении темы в 6 классе «Вегетативное размножение растений» мы знакомимся с выдающимся поэтом и художником Т. Г. Шевченко, который находясь в ссылке (крепость Новопетровское) был лишён права писать и рисовать, тогда он, используя прутики вербы, трудился над тем, чтобы в безводной степи возник чарующий оазис. Это своего рода подвиг великого поэта. Обсуждаем с учениками, какой способ размножения использовал в своей работе Шевченко.
При изучении темы «Распространение плодов и семян» знакомлю учеников с известным учёным-астрономом Н. А. Морозовым. Он был многие годы заточён царским правительством в Шлиссельбургскую крепость. За короткие минуты прогулок он собрал около 300 видов маленьких, хилых растений, которые росли в тюремном дворике для гербария. Среди них были рябина и смородина. Обсуждаем с ребятами, как попали в тюремный дворик эти растения.
При изучении в 11 классе темы «Основы селекции» рассказываю детям о подвиге учёных, которые в дни блокады Ленинграда. 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги, умирали, но коллекционное зерно сохранили. Печальный список, умерших от голода ведёт летопись: Д. С. Иванов – хранитель риса, А. Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л. М. Розина – хранитель овса…
В 9 классе при изучении темы «Жизненная ёмкость лёгких» объясняю, что особенно велика она у людей, занимающихся спортом, знакомлю ребят с подвигом спортсмена Шаварша Карапетяна, спасшего из ледяной воды более 20 пассажиров, рухнувшего с моста троллейбуса на дно Ереванского водохранилища.
Считаю еще очень важным аспектом патриотического воспитания – это сохранение генофонда. Молодые люди должны осознавать, что от их образа жизни, зависит не только их собственное здоровье, но и здоровье их будущих детей. Главный долг для девушек – это сохранение генофонда страны. Стране нужны не только образованные но, прежде всего здоровые, активные граждане. Если девушка курит, пьет, употребляет наркотики, то о каком здоровом потомстве можно говорить. На эту тему регулярно беседую на классных часах и уроках биологии.
Желание ребят участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях – важнейшее проявление патриотизма.
В заключении надо сказать, что патриотическое воспитание в школе должно лишь продолжаться, а начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.
Необходимо культивировать в молодежной среде патриотическое воспитание. Личностные ценности патриотизма выражаются в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Я всегда говорю своим ученикам: «Не пытайся изменить мир – попробуй изменить себя». Если каждый из нас осознает, что он живет в новой, красивой и многонациональной республике, станет развивать чувство любви к Родине. Будет беречь место и природу где он живет, развивать в себе порядочность, нравственность, чувство долга, культуру общения, как интересно и легко мы будем жить.