«Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности»
Методическая разработка
учителя английского языка МБОУ СОШ №69
Костиной Елены Игоревны.
«Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности»
1. Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля и самооценки.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.
Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с начальной школы.
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.
В своей работе я использую следующие основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить).
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:
1. «Светофор».
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». Во втором классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в специальных блокнотиках самооценки. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. «Лесенка успеха»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
4. «Карточка сомнений»
+ - «Я понял все»;
- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ - НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
5. «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
6. «Дерево успехов»
Итоги изучения какой-либо темы можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
7. Листы индивидуальных достижений.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».
Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля обязательно привлекаются родители учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.
Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:
- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;
самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;
- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
- дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;
- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на уроках, так и во внеклассной работе.
Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения практической работы были:
- сверка с написанным образцом;
- проверка по инструкции;
- взаимопроверка с товарищем;
- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
- сочетание коллективной и индивидуальной работы;
- выполнение задания по алгоритму;
- проверка с помощью сигнальных карточек;
- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.
Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.
Для этого разрабатываются и предлагаются учащимся специальные алгоритмы по организации своей деятельности.
Например, на уроке при проведении работы, направленной на развитие у учащихся навыка описывать картинку, учащимся был предложен предложен алгоритм оценивания деятельности своего одноклассника.
На уроках при изучении стихотворного материала или при проведении работы, направленной на развитие у учащихся навыка выразительного чтения (чтение по ролям) учащимся был предложен алгоритм оценивания деятельности своего одноклассника, требования к выразительности чтения.
Требования к монологическому высказыванию- описанию картинки.
1. Понимание темы.
2. Правильный выбор слов и интонации
3. Правильный выбор и использование грамматических структур (структуры предлагаются)
4. Правильное произношение слов.
5. Логические ударения и паузы.
Большое внимание уделяется формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.
Во внеурочное время проводятся внеклассные занятия также направленные на развитие этих умений и навыков.
2. Анализ результатов проведенной работы по развитию навыка самоконтроля и самооценки.
Использование описанных методик по формированию навыков самоконтроля и самооценки я начала в конце 3 класса. И если в начале ребята испытывали затруднения при просьбе оценить свои достижения, то сейчас, спустя год, уже с удовольствием составляют свои самостоятельные карты достижений, определяют проблемные места и пытаются спланировать свою деятельность по ликвидации пробелов.
Карта достижений.
Например, проблемным моментом было восприятие аудиозаписи учениками. Ребята испытывали нервозность перед прослушиванием, боясь не ответить на вопрос и не выполнить задания по прослушанному тексту. Мы совместно с ними разработали несложную карту достижений под названием «Я умею слушать аудиотекст». Впервые данная карта была заполнена учениками в апреле 2014 года, и мы имели следующие результаты, где
«+++» -« умею очень хорошо»
«++»- «умею»
«+» - «умею, но иногда не получается»
«-« - «не умею»
Фамилия, имя учащегося
Умею настроиться на внимательное прослушивание аудиозаписи.
Умею находить ответ на главный вопрос при первом прослушивании текста.
Умею выполнять предложенные задания после второго прослушивания.
Умею догадываться о значении незнакомых и непонятных мне слов.
Я доволен результатом своей работы
Учащийся 1
+
+
-
-
-
Учащийся 2
-
++
+
+
-
Учащийся 3
++
+
+
+
+
Учащийся 4
++
++
++
+
+
Учащийся 5
+
+
+
+
+
Учащийся 6
-
+
+
+
-
Учащийся 7
-
++
+
+
-
Учащийся 8
++
++
+
+
_
Учащийся 9
+
-
+
+
+
Учащийся 10
+
-
+
+
+
Учащийся 11
++
++
+
+
++
Учащийся 12
+
-
+
+
+
Учащийся 13
+++
++
++
-
+++
Учащийся 14
-
+
+++
-
-
Такую карту мы заполняли по истечении каждого месяца работы, и, наконец, к концу 2 четверти 2014-2015 учебного года она стала иметь такой вид:
Фамилия, имя учащегося
Умею настроиться на внимательное прослушивание аудиозаписи.
Умею находить ответ на главный вопрос при первом прослушивании текста.
Умею выполнять предложенные задания после второго прослушивания.
Умею догадываться о значении незнакомых и непонятных мне слов.
Я доволен результатом своей работы
Учащийся 1
+++
+++
+
+
++
Учащийся 2
++
++
+
+
++
Учащийся 3
++
+++
+
++
+++
Учащийся 4
+++
++
+++
+
++
Учащийся 5
+
++
+
+
+
Учащийся 6
++
+++
+
+
++
Учащийся 7
++
++
++
+
+
Учащийся 8
++
++
+
+
+
Учащийся 9
++
+
+
+
+
Учащийся 10
++
+
+
+
+
Учащийся 11
+++
++
+
+
++
Учащийся 12
++
-
++
+
+++
Учащийся 13
+++
++
++
+
+++
Учащийся 14
+
+
+++
-
+
Проанализировав эти две таблицы, можно сделать вывод о том, что ребята постепенно научились справляться с трудностями, которые испытывали ранее, многократно возросла степень удовлетворенности результатом своей работы. Я считаю, что это случилось благодаря тому, что мы научились диагностировать основные трудности, с которыми нужно бороться и это осознание привело к положительному результату.
После повторного проведения данных методик можно наблюдать положительную динамику развития навыка самоконтроля в результате использования методов и приемов на каждом уроке.
13PAGE 15
13PAGE 14815
15