Урок по химии Практическая работа № 4: «Приготовление раствора солей с заданной массовой долей растворенного вещества»(8 класс)
Предмет Класс 8 Дата 15.03.2014 № урока______4______
Тема занятия Практическая работа № 4: Приготовление раствора солей с заданной массовой долей растворенного вещества.
Ссылки, источники учебник химии 8 класс, интернет ресурсы
Общая цель Научатся на практике приготавливать растворы, продолжат развивать умения работать с лабораторной посудой проводить измерения, вычисления.
Результаты обучения Учащиеся будут
уметь на практике приготавливать растворы,с определенной концентрацией
производить вычисления
уметь составлять отчет о проделанной работе
уметь применять полученные знания для приготовления растворов с заданной массовой долей вещества в жизни
Ключевые идеи значимы для занятия Понимание применения в жизни знаний и умений и навыков в приготовлении растворов с определённой массовой долей вещества через исследовательскую беседу
Этапы время Виды заданий и действия участников занятия Процесс оценивания
I.Организационный момент
3 мин Учитель проверяет готовность к уроку, Учащиеся приветствуют учителя.
Деление на группы- по ролям – «фармацевты» и «кулинары»
Мозговая гимнастика
Эти простые упражнения приводят к улучшению концентрации внимания, снижению стресса и повышению активности.
Перед началом упражнений, а также перед контрольными и самостоятельными работами, рекомендуется выпить воды.
Задержите дыхание.
Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
Кнопки мозга.
Это серия упражнений, которая включает «электрическую систему» организма, способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Выполняется по 20-30 сек. каждой рукой.
Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая в это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево-вверх, вправо-вниз и т.д.
Указательным и средним пальцами одной руки держать точку над нижней губой. Пальцы другой руки массируют область копчика.
Упражнение снимает умственную усталость. Активизирует работу обоих полушарий, повышает координацию и устойчивость тела, помогает сосредоточиться на запоминании нового материала.
Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцы другой руки массируют область копчика. Через 20-30 сек. положение рук меняется. Рука, накрывающая пупок, соприкасается через него со всеми меридианами тела, т. к. это точка центрального меридиана. Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.
Слон.
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.
Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма "интеллект-тело", улучшает концентрацию внимания. 2 Вызов
Актуализация опорных знаний и умений 7 мин Для выполнения работы необходимо вспомнить "Что знаем?" По этому вопросу учитель предлагает химический диктант. (верные утверждения +, -):
1 Тест «да-нет»
Раствор – однородная смесь, состоящая из двух или более компонентов
Воздух – это смесь газов
Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворителя к массе растворенного вещества
Вода является универсальным растворителем
Для того, чтобы приготовить раствор серной кислоты, нужно воду тонкой струйкой вливать в кислоту
Морская вода является раствором
Масса раствора – это сумма масс растворителя и растворяемого вещества
Массовая доля растворенного вещества может быть выражена в процентах
При нагревании воды растворенные в ней газы улетучивается
Сахар - это малорастворимое вещество
.
формативное взаимооценивание- 1 балл – 1 +
Сдают листы с химическим диктантом.(+,-)
Верные ответы - это + в поурочный балл
3. Осмысление.
1. Мотивация учебной деятельности
2. Инструктаж по технике безопасности
1 мин
5 мин Класс разбит на 2групп. На партах имеется необходимое оборудование, задания для групп, инструктивная карта.
Сегодня группы будут выступать в роли лаборантов, кулинаров (приложение № 2) Таким образом, мы еще раз убедимся, что химические знания и умения необходимы в разных профессиях и в быту.
Будьте внимательны в расчетах и во время приготовления растворов. Ваш труд не пропадет, и раствор соли мы будем использовать при проведении демонстрационных опытов и практических работ в 9, 11 классах, раствор соды будет находиться в нашей аптечке.
Какие опасности вас могут подстерегать при выполнении работы?
Работа в паре: учащиеся по очереди записывают –по 5 правил по ТБ, которые необходимо соблюдать при выполнении практической работы.
Затем по очереди озвучивают формативное - лист оценивания (оценивает лаборант)
3. Выполнение работы учащимися
15 мин Если вам все ясно и понятно приступайте к работе.
Ознакомление с критериями оценивания (таблица на ИАД)
Учащиеся выполняют практическую работу в соответствии с инструктивной картой (приложение № 1). Учитель и лаборант следят за правильностью расчетов, соблюдением правил техники безопасности, дает индивидуальные консультации. формативное - лист оценивания (оценивает лаборант)
Физминутка 2 мин 4. Составление письменного отчета 6 мин Учащиеся сдают готовые растворы учителю, приводят рабочие места в порядок, составляют письменный отчет (см. приложение 1 п.6). Учитель помещает растворы в подготовленные склянки. формативное - лист оценивания (оценивает лаборант)
Рефлексия
3мин Рефлексивный тест Ф.И. чащегося__________
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Итог урока 3 мин Выводы по уроку.
Суммативное оценивание
Ресурсы и оснащение
ИАД, лабораторное оборудование, учебники, тетради для практических работ
Последующие задания и чтение (д/з) Домашнее задание
Повторить §36 – 41, решить задачу (Определить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления 250 грамм 10% раствора)
Анализ и оценивания практики По результатам урока стало понятно, что большинство учащихся хорошо усвоили данную тему, сумели применить теоретические знания на практике и приготовить раствор с определенной концентрацией. Я убедилась, что совместная исследовательская работа способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Однако, необходимо более тщательно продумывать критерии оценивания.
Изменения к последующим занятиям В дальнейшем планирую применять на уроке исследовательскую беседу, а также другие формы и методы работы в контексте 7 модулей, хотелось бы подробнее изучить и апробировать на практике ОДО.
Химический диктан(верные утверждения +):
1) Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2) t замерзания воды=0°С3) кипения Н2О= 100°С
4) Плотность воды равна 2г/мл
5) Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды
6) Растворимость показывает сколько граммов растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7) Масса раствора равна отношению объема к плотности раствора.
8) Масса приготовленного раствора равна сумме масс растворителя и растворенного вещества.
Химический диктан(верные утверждения +):
1) Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2) t замерзания воды=0°С3) кипения Н2О= 100°С
4) Плотность воды равна 2г/мл
5) Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды
6) Растворимость показывает сколько граммов растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7) Масса раствора равна отношению объема к плотности раствора.
8) Масса приготовленного раствора равна сумме масс растворителя и растворенного вещества.
Химический диктан(верные утверждения +):
1) Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2) t замерзания воды=0°С3) кипения Н2О= 100°С
4) Плотность воды равна 2г/мл
5) Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды
6) Растворимость показывает сколько граммов растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7) Масса раствора равна отношению объема к плотности раствора.
8) Масса приготовленного раствора равна сумме масс растворителя и растворенного вещества.
Химический диктан(верные утверждения +):
1) Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2) t замерзания воды=0°С3) кипения Н2О= 100°С
4) Плотность воды равна 2г/мл
5) Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды
6) Растворимость показывает сколько граммов растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7) Масса раствора равна отношению объема к плотности раствора.
8) Масса приготовленного раствора равна сумме масс растворителя и растворенного вещества.
Химический диктан(верные утверждения +):
1) Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2) t замерзания воды=0°С3) кипения Н2О= 100°С
4) Плотность воды равна 2г/мл
5) Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды
6) Растворимость показывает сколько граммов растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7) Масса раствора равна отношению объема к плотности раствора.
8) Масса приготовленного раствора равна сумме масс растворителя и растворенного вещества.
Химический диктант (верные утверждения +):
1) Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2) t замерзания воды=0°С3) кипения Н2О= 100°С
4) Плотность воды равна 2г/мл
5) Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды
6) Растворимость показывает сколько граммов растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7) Масса раствора равна отношению объема к плотности раствора.
8) Масса приготовленного раствора равна сумме масс растворителя и растворенного вещества.