Тема. Воздух, его состав. Горение веществ. Защита атмосферы от загрязнений. 8 класс.


Тема. Воздух, его состав. Горение веществ. Защита атмосферы от загрязнений.
Цели:
- образовательные: обобщить знания о кислороде; ознакомить учащихся с составом и свойствами воздуха; закрепить и совершенствовать умения и навыки составления уравнений химических реакций
- развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
- воспитательные: сформировать у учащихся представления о необходимости защиты чистоты атмосферы; содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: дидактический материал; диаграмма состава воздуха; видеоролик «Состав воздуха»
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организация класса.
Активация мыслительной деятельности, повторение изученного материала.
Фронтальный опрос:
- Какова химическая формула кислорода?
- Каковы физические свойства О2 ?
- Где в природе кислород находится в виде химического элемента и как простое вещество?
- Из каких веществ в лаборатории можно получить О2 ?
- Как получают кислород в промышленности?
- Какие реакции называют реакциями окисления? Горения?
- Какие вещества называют оксидами?
Письменная работа (на листочках и у доски)
Задание № 1. Из перечня выпишите только формулы оксидов и назовите их:
BI -NH3; BaO; H2S; H2O;SiO2
BII - PbS; CaO; FeO; HCl; N2O5
Задание № 2. Составьте формулы оксидов и назовите их.
BI - K; C(IV); Fe(III); Cl(VII)
BII- Ag(I); Cu(I); Al; P(V)
O2
Задание № 3. «Магические кольца». Вместо знаков вопроса впишите формулы веществ и коэффициенты.
2Zn
В I
а)
?

?
? H2O
б)
2H2O2

2Na2O

?


В II
а)
?

O2
4P

2 Ba

?
2P2O5



?
O2
в)2H2O

III.Изучение нового материала
1.Развитие представлений о составе воздуха (рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся)
2.Опыт, доказывающий количественное содержание кислорода в воздухе (демонстрация видеоролика, рис. 32 с.89 учебника «Химия 8 кл., Рудзитис») 3.Свойства воздуха (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) – беседа.
4.Состав воздуха (рассказ, демонстрация, таблицы)
а)
компоненты:
по объему по массе
постоянные-
(табл.4, с.88 учебника) азот (78,08%) 75,5%
кислород (20,95%) 23%
углекислый газ (0,03%) 0,046%
благородные газы (0,94% 1,3%
переменные - (≈ 0,03%)
оксиды азота и серы
угарный газ
сероводород и сера
аммиак
пыль
пары воды б) Как эти вещества попадают в атмосферу? Какую роль они играют? (сообщение учащегося, рассказ учителя о загрязнении атмосферы)
5.Горение веществ в воздухе. Условие возникновения и прекращения горения (рассказ учителя с элементами беседы, написание реакций горения сложных веществ:
C3H8 + 5O2 3CO2 + 4H2O
пропан
2PH3 + 3O2 P2O3 + 3H2O
фосфин
IV.Закрепление и рефлексия.
1.Дописать уравнения и расставить коэффициенты:
а) C4H10 + O2
бутан
б) NH3+ O2
аммиак
2.Тестирование
1 вариант № вопроса 2 вариант
Что доказал А.Лавуазье своими опытами в 1774г.? 1 Наличие каких 5 простых веществ в составе воздуха было доказано в конце 19в.?
Каково содержание азота в воздухе по объему? 2 Каково содержание кислорода в воздухе по объему?
Напишите уравнение реакции горения C3H6 3 Напишите уравнение реакции горения C2H6
Назовите 2 условия прекращения горения 4 Назовите 2 условия возникновения горения
Почему горение прекращается при взрыве? 5 Какие вещества используются для прекращения горения?
Почему нельзя тушить водой горящий бензин? 6 Почему нельзя тушить водой горящуюэлектропроводку?
Как потушить горящий бензин? 7 Как потушитьгорящую электропроводку?
Почему рекомендуют выходить из зоны горения пригнувшись, или даже ползком? 8 Почему нельзя открывать окна и двери при пожаре?
Перечислите 3 вида твердого топлива 9 Перечислите 3 вида жидкого топлива
Перечислите преимущества использования газообразного топлива перед твердым 10 Какие мероприятия проводятся по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха?
V.Подведение итогов урока. Домашнее задание: § 27, упр. 5 с.91 (учебник Рудзитиса)