Рабочая программа по обучению грамоте (дошкольники)


Пояснительная записка
Актуальность
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» ,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский.
Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании ,закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель и задачи :Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.
Особенности программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка 6 возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Возраст обучающихся детей – 6 лет.
Особенности детей данной возрастной группы
Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда(карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Форма и режим организации образовательного процесса: Режим занятий: 2 занятия в неделю по 20 минут. Курс-30 занятий
Форма занятий: по подгруппам (15 детей в подгруппе)
Методы и средства:
Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами
Графические упражнения
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития. Cредства для реализации программы: доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка),раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Подготовка к письму»
1 Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш)
Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. 1 Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист
2 Рисуем вертикальные линии.
(Веселый дождик)
Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. 1 Цветные карандаши, простой
карандаш, камешки, раздаточный
лист
3 Регулируем нажим на карандаш.
(Дождик тише, дождик громче.)
Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на
листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш. 1 Цветные карандаши, простой
карандаш, счетные палочки,
раздаточный лист
4 Рисуем вертикальные линии.
(Строим забор)
Регулируем нажим на карандаш.
(Разукрашиваем забор)
Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг отдруга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них
1 Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные
карандаши, раздаточный лист
5 Раскрашиваем рисунок
(Цыплята гуляют на лужайке)
Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги
и карандаша. 1 Карандаши неотточенные по 2 накаждого ребенка, фасоль по 10
штук, тарелочки по 3 штуки,
счетные палочки, цветные
карандаши, раздаточный лист
6 Горизонтальные линии
(Учимся рисовать дорожку)
Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук. 1 Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист
7 Пунктирные линии
(Чудесный платочек)
Пунктирные линии
(Украсим платочек)
Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. 1 Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист
8 Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии
( Расчески для куклы)
Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу 1 Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист
9 Штриховка горизонтальными линиями
(Учимся штриховать)
Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

1 Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист
10 Штриховка вертикальными линиями
(Учимся штриховать)
Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук
1 Карандаши неотточенные по 2на каждого ребенка, фасольпо 10 штук, тарелочки по 3штуки, счетные палочки,цветные карандаши, демонстрационный лист ираздаточный лист
11 Штриховка наклонными линиями
(Учимся штриховать)
Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. 1 Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист
12 Рисование по точкам
(Учимся рисовать по точкам)
Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. 1 Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист
13 Волнистая линия
(Волны большие, волны маленькие)
Учить рисовать волнистую линию, слева на право.
Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию. 1 Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист .14 Линии в различных направлениях
(Елочка - зеленая иголочка)
Развивать воображение зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение
соблюдать направление линии. 1 Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы
15 Линии разных направлений
(Мороз рисует узоры на стекле)
Развивать воображение, зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение
соблюдать на листе бумаги направление линий.
1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал
16 Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные
(Украсим рукавички)
Закрепить умение проводить линии разных видов:
вертикальные, горизонтальные, волнистые,
пунктирные. Развивать зрительно-моторную
координацию 1 Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал
17 Спираль
(Волшебный клубочек)
Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать
восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх,
низ.
1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал
18 Штриховка
(Заштрихуй рисунок)
Продолжать формировать умение штриховатьтолько в заданном направление, не выходить законтуры фигуры, соблюдать параллельность линей,не сближать штрихи. 1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал
19 Рисование полукругов
(Цветы на лугу)
Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец. 1 Горох, фасоль, листок в клетку,
цветные карандаши, демонстрационный лист
20 Рисование круглой формы
(Угощение на тарелочках)
Продолжать учить рисовать предметы круглой формы
(тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения
1 Фасоль, тарелочки, цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный материал
21 Рисование круглой формы
(Рисуем веселого снеговика)
Закрепить умение рисовать предметы круглой формы, продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве
листа.
1 Горох, фасоль, цветные
карандаши, демонстрационныйлист
22 Линии разных видов
(Украсим шапочки)
Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые,пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию
1 Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист
23 Графические узоры
(Узоры на коврике)
Продолжать формировать умениеориентироваться на листе бумаги, самостоятельнорисовать графические узоры по образцу. Развиватьзрительно-моторную координацию. 1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал
24 Рисование
(Весна, ручейки, солнце ярко светит)
Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее врисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях 1 Мячи резиновые маленькие, накаждого по 2 шт., цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный материал
25 Штрихуем разными способами
Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными,
волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. 1 Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал
26 Дорисование
(Путешествие божий коровки)
Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.
1 Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный материал
27 Линии разных видов
(Сказочные цветы)
Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.
1 Цветные карандаши,
демонстрационный материал
28 Рисование по точкам
(Чудная картина)
Продолжать совершенствовать умение детей
обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.
1 Цветные карандаши,
демонстрационный материал
29 Штриховка
(Вот как мы умеем штриховать)
Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. 1 Прищепки по 2 шт. на каждого,простые карандаши.
30 Рисование по замыслу
(Вот как мы умеем рисовать)
Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право. 1 Демонстрационный материал, цветные карандаши, альбомный лист.
Пояснительная записка
Занятия по данной программе позволяют использовать все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. На них создаются проблемные ситуации, перед детьми ставятся поисковые вопросы, дети привлекаются к самостоятельному поиску решения проблемы, предоставляется возможность делать самим выводы. У детей поддерживается активный интерес к литературным произведениям. Они учатся осознавать поступки героев, проявляют внимание к литературному языку, понимают средства речевой выразительности.
Программа рассчитана на 6 занятий.
В основном используется игровая форма занятий.
Применяемые технологии обучения: индивидуализация, дифференциация, коллективная и парная работа.
На занятиях используется фронтальный, индивидуальный контроль, взаимопроверка в парах, работа в группах.
Для занятий используются материалы из программы «Энциклопедия для маленьких» в форме презентаций.
Цели:
- содержательность и связность речи (диалог и монолог)
- развитие речевого творчества, выразительности речи
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности
- подготовка к обучению чтению
- овладение умением составлять текст.
Задачи:
- совершенствование монологической речи
- развитие словаря, освоение осознанного использования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения
- овладение понятийным содержанием слов, использование их в переносном значении
- упражнять в правильном использовании грамматических форм для точного выражения мыслей.
Требования к уровню подготовки учащихся. Знать:
-названия русских народных сказок , героев сказок
- иметь представление о предложении,
- отличать слово и предложение,
- вежливые слова.
Уметь:
- подбирать синонимы, антонимы
- пересказывать знакомые сказки
- составлять рассказы и сказки по картинке, серии картинок
- образовывать ласкательные слова
- внимательно слушать, вести диалог, задавать вопросы
Понимать:
- правила речевого поведения во время разговора
- соотносить действия с его названием
- смысл вопросов
- переносное значение слов
- понимать смысл пословиц, загадок
- понимать шуточное настроение стихов
- чувствовать характеры образов произведения
Тематическое планирование по курсу «Что за прелесть эти сказки.»№ Тема Кол-во занятий
1 Сказка «Репка».
1
2 Сказка «Теремок».
1
3 Сказка «Маша и медведь.
1
4 Сказка «Колобок».
1
5 Сказка «Курочка Ряба».
1
6 Сказка «Три медведя».
1