«Достижение новых образовательных результатов школьников с использованием новых технологий обучения и воспитания на уроках географии»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра воспитательных систем
Итоговая практико-значимая работа
«Достижение новых образовательных результатов школьников с использованием новых технологий обучения и воспитания на уроках географии»
Выполнил слушатель:
Воронина Нина Степановна
учитель
МБОУ Назарьевская СОШ
Наро – Фоминского района
Руководитель: Ермакова Е.С.
Москва, 2015г
Содержание.
1.Введение. стр. 3
2. Основная часть. Стр. 5
3. Заключение. Стр.12
4. Список литературы. Стр.14
1.Введение.
Для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала в современных условиях внедрения ФГОС время требует перестройки всей системы преподавания географии, научиться правильно, методически верно применять различные педагогические технологии. Очень хорошо для систематизации всего учебного процесса на уроках географии, на мой взгляд, является модульная технология. Считаю это направление достаточно перспективным. На мой взгляд, модульное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным. Оно, во-первых, предоставляет возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе, в парах или группах; во-вторых, обеспечивает «мягкие» формы контроля. Модульная технология позволяет применять все современные педагогические приёмы (технологии): технологию проблемного обучения, применение классно-урочных технологий, экологических, здоровьесберегающих, проектного обучения и прочие. Принцип, взятия за основу модульности предполагает построение учебного курса по блокам-модулям, внутри которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Для каждого из УЭ разрабатывают свои дидактические цели и педагогические технологии, без овладения которыми общая цель не будет достигнута.
География – это единственный предмет, который развивает геоэкологическую культуру школьников. Принцип личностно ориентированного обучения. Он требует при обучении исходить из индивидуальных особенностей учащихся по восприятию и осмыслению научных и прикладных знаний и умений. Обучение географии наряду с передачей ученикам определенной суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В настоящее время конечный результат обучения это не столько сумма приобретенных знаний, сколько умение применять их на практике, использовать для воспитания в себе духовных, волевых, интеллектуальных и других качеств. Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее уникальное положение в современной системе образования, где она играет роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности. Именно введение географии в современных условиях внедрения ФГОС с пятого класса, даёт возможность ученикам адаптироваться в системе изучения школьных предметов научиться работать с дополнительными источниками знаний, умение находить материал, используя интернет, и наконец, написать небольшой проект по любой тематике.
2. Основная часть.
Применение современных образовательных технологий, в том числе и взятую за основу технологию модульного обучения, я хочу представить на примере одного урока географии в 6 классе. После изучения раздела «Биосфера», я планирую и провожу урок «Экологические проблемы в биосфере»
Цель: формировать представления и знания, учащихся по данной теме, проверить как сформированы мировоззренческие понятия после изучения основной темы «Биосфера».
Задачи:
Познакомить с понятием «экологический кризис»; раскрыть, какие экологические кризисы были в истории человечества и сущность современного кризиса биосферы; сопоставить проблемы, стоящие перед человечеством с экологическими проблемами своего края. Технология экологического мировоззрения и информационные технологии
Развивать географическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Технология проблемного обучения
Воспитывать самостоятельность, ответственность, умение работать в группах и составлять проект. Технология проектного и группового обучения
Форма проведения урока планируется в системе технологии модульного обучения.
Методические особенности: практически все уроки в данном курсе проводятся по данной схеме с применением всех перечисленных технологий. Учащиеся выступают в роли теоретиков, исследователей, знатоков, составляют индивидуальный и групповой проект, начинают обсуждать и видеть проблемную ситуацию и т. д. В конце каждого урока принимают какие-то решения, подводит итоги работы. После каждого урока у ребят достаточно оценок за их работу в группах и индивидуально, за мини - проекты. На данном уроке ученики – это экологи, т. е. люди, занимающиеся проблемами окружающей среды.
Этапы урока
Этап Методические приёмы и технологии
Формирование темы и постановка задач урока
Классно- урочная технология
Что мы знаем и умеем Проверка знаний, умение применять знания, полученные на уроках раньше
3. Погружение в тему урока Технология проблемного обучения
Знакомство с экологическими кризисами в истории Земли.
Технология экологического мировоззрения и информационные технологии
Современные экологические проблемы
Технология экологического мировоззрения и информационные технологии
Изучение сущности современных экологических проблем биосферы (работа группами) Технология группового и проектного обучения
Подведение итогов, выставление оценок Технология проектного обучения
Домашнее задание Классно- урочная технология
Результаты
Достижение решения задач по основным модулям урока и темы было достигнуто благодаря применению педагогических технологий вовремя урока
№ Элементы хода урока Деятельность Средства обучения
учителя учащихся 1 Формирование темы и постановка задач урока
Классно- урочная технология Проводит организационный момент:
- Ребята, сегодня
урок мы посвятим вопросам экологии.
Самостоятельно формулируют цель урока, используя вопросы учебника Учебник, презентация
2 Что мы знаем и умеем (проверка домашнего задания) Предлагает выполнить тест Выполняют компьютерный тест Э. П., с. 118 (тест)
3 Погружение в тему урока Технология проблемного обучения
«Охраняемые территории нашего края»
«Раны на теле природы» Задает вопросы:
Что такое экология?
Как человек воздействует на оболочки Земли?
Что такое «экологический кризис»? Отвечают, приводят примеры. (Если ученики затруднились ответить, или для уточнения термина, учитель выводит на экран определение понятия «экология») Учебник, презентация
4 Знакомство с экологическими кризисами в истории Земли.
Технология экологического мировоззрения и информационные технологии
Рассказывает об исторических моментах экологического кризиса.
1. Анализируют таблицу «Экологические кризисы» в Э. П. и делают вывод о том, что экологические кризисы на Земле стали возникать с появлением человека.
2. В подтверждении таблицы рассматривают рисунки в Э. П.
3. Смотрят видео «Развитие отношений человека с природой», в тетради перечисляют, какие виды нагрузки на природу демонстрирует фильм, а затем называют их устно.
Презентация,
фильм
5 Современные экологические проблемы
Технология экологического мировоззрения и информационные технологии
Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике и материал презентации и назвать две взаимосвязанные проблемы, связанные с экологией современной биосферы (схема на доске)
Рассматривают рисунки, схему.
Говорят, о том, что экологическая проблема биосферы состоит из двух составляющих – это истребление (уничтожение) ее представителей и загрязнение.
Самостоятельно рисуют схему. Учебник
6 Изучение сущности современных экологических проблем биосферы (работа группами)
Технология группового и проектного обучения На нашем уроке исследовать проблему будет несколько групп и итогом работы каждой группы, будет составление мини-проекта по теме: «Экологические проблемы биосферы» 1 гр. Составляет проект: Современные источники загрязнения биосферы.
2 гр. Составляет проект: Современные пути восстановления численности видов животных и растений.
3 гр. Составляет проект:
Экологические проблемы нашей местности.
4 гр. Составляет проект:
Роль человека для сохранения природы?
Подготовка проектов, распределение заданий в группах.
7 Подведение итогов, защита проектов.
Организует защиту проектов: Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить биосферу?
Выступление групп, обсуждение.
Подводят итоги, Защита проектов
8 Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание Выставление оценок, анализ защиты проектов.
3. Заключение
Принцип модульности при изучении предмета география предполагает построение учебного курса по блокам-модулям, внутри которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Для каждого из УЭ разрабатывают свои дидактические цели, без овладения которыми общая цель не будет достигнута.
УЭ должно быть немного, но среди них необходимы три:
УЭ-0, направленный на определение целей результатов обучения.
УЭ-1, включающий задания по выявлению уровня знаний по теме и на овладения новым материалом. Иногда допускаю отсутствие данного УЭ.
УЭ-2 и т.д. – подборка и отработка материала.
В программу обучения географии в 6 классе включен материал, необходимый для усвоения навыков выживания в экстремальных условиях и умения применить знания в неожиданных жизненных ситуациях, достаточно много краеведческого материала. Например, в модуль «Введение. План. Ориентирование» включены технологические карты «Ориентирование без компаса», «План города»; в модуль «Атмосфера» - технологическая карта «Климат нашей местности». И при изучении любой темы, ребята в группах или индивидуально составляют проект.
Модульная технология имеет следующие преимущества:
генерализация учебного материала, его разбивка на блоки-модули;
оптимальная последовательность этапов;
комплексное планирование задач урока;
максимальная индивидуализация продвижения учащихся в обучении;
дифференцированный подход к учащимся;
усиление мотивации обучения;
самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений;
адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет диагностики знаний и темпа усвоения;
варьирование функции педагога от информационно-контролирующей до консультационнно-координирующей;
гарантия запланированных конкретных результатов в обучении учащихся;
в отличие от методической системы, которая направлена на решение задач чему и как учить, технология модульного обучения решает задачу: как учить результативно. Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса на уроках географии, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения ученика на уроке, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения, это достаточно точно было показано на данном уроке. На этапе постановки проблемы диалог учитель-ученик, применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель обеспечивает побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. «открытие» знаний путем проб и ошибок. Изучение географии в современной школе всегда будет успешным и давать высокие показатели новых образовательных результатов и умений школьников, когда используются на уроках новые технологии и приёмы работы.
4. Список литературы.
1. Доманова С.Р. Новые информационные технологии в образовании. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995.
3. Ломакин А.В. Технология проектного обучения (электронный ресурс)
Омарова А.А. СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2011.
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=26632 (дата обращения: 12.12.2015).