Изучение файловых менеджеров. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации
УТВЕРЖДАЮ
Зав. по ПО
______________И.К. Галицкая
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по дисциплине: Информационные технологии в профессиональной деятельности
Специальность «Лабораторная диагностика», 5 курс
ТЕМА: «Изучение файловых менеджеров. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации»
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение файловых менеджеров. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Лабораторная диагностика». В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студента элементов общих компетенций.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, постановка конкретной ситуационной задачи, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
Для управления файлами и каталогами используют программные оболочки - файловые менеджеры. Файловый менеджер ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], предоставляющая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для работы с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Файловый менеджер относится к тем программам, которые обязательно используются в повседневной работе.
Файловые менеджеры могут быть выполнены под DOS и под Windows. На сегодняшний день чаще используют файловые менеджеры под Windows. Но сохраняется потребность и в файловых менеджерах под DOS, так как в медицинских учреждениях все еще используются программы под дисковую операционную систему. Total Commander - один из используемых файловых менеджеров под DOS. Сейчас для работы принято использовать более современные средства, в частности, Проводник, который является файловым менеджером, встроенным в операционную систему Windows.
Студенты должны знать, что существует множество различных файловых менеджеров и уметь грамотно применять их в своей работе на ПК.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: « Изучение файловых менеджеров. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области безопасности
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:
- работы с файлами и каталогами в программе Total Commander:
управлять панелями Total Commander;
выделять файл и группу файлов, осуществлять поиск файла на диске;
копировать, переименовывать и уничтожать файлы и каталоги на диске;
работать с машинными носителями информации;
использовать команды меню Total Commander для сортировки, поиска файлов, просмотра дерева каталогов;
2. Развивающие:
формирование элементов ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
развивать навыки творческого и логического мышления;
развитие интереса к информационным технологиям, к современной технике;
3. Воспитательные
формирование элементов ОК:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
развитие интереса к информационным технологиям, к современной технике;
вырабатывать самостоятельность, творческую инициативу, аккуратность, собранность;
формировать бережное отношение к технике;
формировать бережное отношение к собственному здоровью (соблюдение санитарно-гигиенических правил, правил по технике безопасности).
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа
Метод контроля знаний: письменный или тестовый опрос на усмотрение преподавателя
Оснащение: Интерактивная доска, персональный компьютер, карточки с индивидуальными заданиями.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК
Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
МДК.01.01.Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
МДК.02.01.Теория и практика лабораторных гематологических исследований
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы
Аппаратное обеспечение и программное обеспечение ПК.
Служебные программы. Использование антивирусных программ.
Прикладное программное обеспечение.
Компьютерные коммуникации и Интернет
Используемая литература:
Информатика. Учебник для среднего профессионального образования/Е.В.Михеева, О.И.Титова. – 7-е изд. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. -346 с.: ил.
Хронокарта занятия.
1
Организационный момент
2 минуты
2
Мотивация
3 минуты
3
Контроль исходного уровня знаний
20 минут
4
Методические инструкции
20 минут
5
Самостоятельная работа студентов по заданиям
Практической работы № 1
40 минут
6
Подведение итогов занятия
3 минуты
7
Сообщение домашнего задания
2 минута
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия
Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Мотивация
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что эта небольшая пpoгpaммa oпpeдeляeт yдoбcтвo в paбoтe с caмoй oпepaциoннoй cиcтeмoй, от нee зaвиcит кoмфopт пoльзoвaтeля, eгo пpoизвoдитeльнocть тpyдa и дaжe пcиxoлoгичecкoe cocтoяниe. Длительная paбoтa в cpeдe, нe дaющeй дoлжнoгo пpeдcтaвлeния o тoм, что пpoиcxoдит нa кoмпьютepe, гдe, чтo и кaк xpaнитcя, coздaeт пcиxoлoгичeeкий диcкoмфopт, чyвcтвo нeyвepeннocти в cвoиx дeйствияx. Мeнeджepы фaйлoв пpoгpaммы, которые позволяют видeть фaйлoвyю cтpyктypy кoмпьютepa coбcтвeнными глaзaми, paзбиpaтьcя в нeй и нaвoдить в ней пopядoк.
3. Контроль уровня знаний по предыдущей теме
Используется компьютерный опрос по теме «Клавиатура».
Приложение 1.
4.Инструктаж к выполнению практической работы
Вспоминаем основные действия над папками и файлами в Проводнике (Фронтальная беседа);
Вспоминаем назначения функциональных клавиши и действия над папками и файлами в Far manager (Фронтальная беседа);
Объяснение ведётся преподавателем, возможности файлового менеджера Total Commander показываются интерактивной доске.
(Приложение 2)
Открываем и анализируем окно Total Commander. Подчеркиваем преимущества Total Commander перед другими файловыми менеджерами и то, что все действия над папками и файлами можно выполнить аналогично Far manager или программе «Проводник».
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе.
Самостоятельная работа студентов (Практическая работа № 1)
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, обращает внимание студентов на положение рук при работе на компьютере, правильной посадке за компьютерным столом, направляет студентов при возникновении затруднений при работе с лабораторной работой. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарно-эпидемического режима. Студенты
выполняют работу, используя возможности Total Commander, указанные в Приложении 2
отвечают на вопросы для самоконтроля
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.
7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Служебные программы. Использование антивирусных программ», дает рекомендации по подготовке к занятию: проработать конспект лекции, учебной литературы и интернет источников по теме: «Файловые менеджеры».
Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования элементов общих компетенций
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Посредством работы с заданиями лабораторной работы закрепляются полученные знания. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование элементов общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Изучение файловых менеджеров. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области безопасности
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
Цели занятия:
научиться применять на практике технологические возможности программы Total Commander для работы с файлами и каталогами:
управлять панелями Total Commander;
выделять файл и группу файлов, осуществлять поиск файла на диске;
копировать, переименовывать и уничтожать файлы и каталоги на диске;
работать с машинными носителями информации;
использовать команды меню FAR для сортировки, поиска файлов, просмотра дерева каталогов;
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
виды файловых менеджеров и их назначение,
Самостоятельная работа студента по предыдущей теме
«Компоненты Windows Мой компьютер и Проводник»
изучение информационного материала
Основная литература:
Информатика. Учебник для среднего профессионального образования/Е.В.Михеева, О.И.Титова. – 7-е изд. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. -346 с.: ил
Дополнительная литература
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.: ил.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Практическая работа № 1 по теме:
«Изучение файловых менеджеров. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации»
Студент должен знать:
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области безопасности
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
Цели занятия:
научиться применять на практике технологические возможности программы Total Commander для работы с файлами и каталогами:
управлять панелями Total Commander;
выделять файл и группу файлов, осуществлять поиск файла на диске;
копировать, переименовывать и уничтожать файлы и каталоги на диске;
работать с машинными носителями информации;
использовать команды меню FAR для сортировки, поиска файлов, просмотра дерева каталогов;
Содержание работы:
На рабочем диске D: в личной папке, завести каталог с именем FF1.
В каталоге FF1 создать текстовый файл а.txt и ввести следующий текст: «Информация на магнитных дисках хранится в файлах. Файл - это поименованная область на диске или другом машинном носителе»
Просмотреть файл и отредактировать его, добавив текст: «Каждый файл на диске имеет обозначение, которое состоит из двух частей: имени и расширения.
Повторно посмотреть содержимое файла
Скопировать файл a.txt в файл с именем b.txt
Посмотреть содержимое файлов а.txt и b.txt
Файл b.txt переименовать в файл с именем с.txt
Убедиться, что в каталоге FF1 находятся два файла: а.txt и с.txt
Создать файл Осень.doc
Набрать в нем стихи на тему: «Осень»
Выбрать файлы в группу и поместить в архив.
Выбрать по маске файлы:
с расширением .txt и отменить выбор группы;
Отредактировать файл c.txt следующим образом:
в первую строку добавить текст «Информатика»;
во вторую строку добавить текст «Кибернетика».
Быстрым поиском найти файл trk.exe
Переименовать файл Осень.doc в файл с именем Сессия.doc
Вывести дерево каталогов на диске С:.
Создать два подкаталога с именами AU1 и AU2 в каталоге FU2.
Перенести все файлы с расширением .txt в каталог AU1 из каталога FU1
Выйти в корневой каталог рабочего диска.
Вывести дерево каталогов.
Отказаться от просмотра дерева.
Поменять панели местами.
Скопировать все файлы, не имеющие расширения .txt, в каталог AU2 из каталога FU1
Вызвать дополнительное меню с помощью клавиши F9
Отменить работу дополнительного меню, удалить созданный каталог AU2
3акрыть приложение.
Вопросы для самоконтроля.
Как создать файл в Total Commander?
Как создать каталог в Total Commander?
Как переименовать файл в Total Commander?
Как скопировать файл в Total Commander?
Как переместить файл в Total Commander?
Чем отличаются действия: копирование и перемещение?
Задание на дом: Е.В. Михеева. 6.1, стр. 102-109.
проработать конспект лекции, учебной литературы и интернет источников по теме: «Файловые менеджеры».
Приложение 1
Контроль уровня знаний в виде компьютерного тестового опроса по теме
«Клавиатура»
Клавиша удаления символа слева от курсора
Del
Backspace
PrtSc
Ins
Клавиша удаления символа справа от курсора
Del
Backspace
PrtSc
Ins
Клавиша ввода команд
Caps Lock
Enter
Esc
Backspace
Клавиша фиксации прописных или заглавных букв
Caps Lock
Enter
Backspace
Shift
Клавиша отказа от набранной команды
Tab
Esc
Ctrl
Alt
Клавиша перехода курсора на позицию табуляции
Ins
Esc
Tab
Home
Клавиша перемещения курсора в начало строки
Home
End
Ins
Pg Up
Клавиша перемещения курсора в конец строки
Home
End
Ins
Pg Dn
Клавиша распечатки образа экрана
Print Screen
Scroll Lock
Caps Lock
Num Lock
Клавиша отмены неправильно набранной команды
Enter
Esc
Del
Print Screen
Клавиша перехода на верхний регистр
левый Shift
правый Shift
Enter
Ctrl
Клавиша перехода с прописных на заглавные буквы и наоборот
левый Shift
правый Shift
Tab
Pg Dn
Клавиша управления курсором в правой части клавиатуры
Caps Lock
Num Lock
Pg Up
Pg Dn
Клавиши перехода на русский язык
Shift + Ctrl (правые)
Shift + Ctrl (левые)
Shift + Alt (правые)
Shift + Alt (левые)
Клавиши перехода на латинский язык
Shift + Ctrl (правые)
Shift + Ctrl (левые)
Shift + Alt (правые)
Shift + Alt (левые)
Нажав на клавишу Caps Lock, мы получим
фиксацию прописных или заглавных букв
перехода на верхний регистр
распечатку образа экрана
удаление символа слева
Нажав на клавишу Backspace, мы получим
фиксацию прописных или заглавных букв
перехода на верхний регистр
распечатку образа экрана
удаление символа слева
Нажав на клавишу Home, мы получим
переход курсора в конец строки
переход курсора в начало строки
переход курсора в конец страницы
переход курсора в начало страницы
Клавиша Pg Dn позволяет
переход курсора в конец страницы
переход курсора в начало страницы
переход курсора в конец строки
aвключить цифровую клавиатуру
Клавиша Num Lock позволяет
распечатать образ экрана
включить цифровую клавиатуру
удалить символ слева
зафиксировать прописные или заглавные буквы
Эталон ответов
b
a
b
a
b
c
a
b
a
b
a
a
b
a
a
a
d
b
a
b
Критерии оценок:
более 91% - «5»
более 81% - «4»
более 71% - «3»
Приложение 2
Теоретический дополнительный материал по теме «Изучение файловых менеджеров. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации»
Фaйлoвыe мeнeджepы этo ocoбый клacc cлyжeбныx пpoгpaмм, пpeднaзнaчeнныx для yпpoщeния oпepaций c фaйлaми. Пpeждe вceгo, к тaким oпepaциям oтнocятcя coздaниe пaпoк, кoпиpoвaниe, пepeмeщeниe, yдaлeниe и пepeимeнoвaниe фaйлoв. Kpoмe ocнoвныx фyнкций бoльшинcтвo coвpeмeнныx мeнeджepoв пpeдocтaвляют и дoпoлнитeльныe фyнкции, нaпpимep гpyппoвыe oпepaции c фaйлaми, быcтpый пpocмoтp coдepжимoгo фaйлoв, yпopядoчeниe (copтиpoвкy) oбъeктoв, вoзмoжнocти «пpoзpaчнoй» paбoты с фaйлoвыми apxивaми, cpeдcтвa cpaвнeния фaйлoв и пaпoк, и мнoгoe, мнoгoe дpyгoe.
Фaйлoвый мeнeджep игpaeт вaжнyю poль. Oчeнь чacтo этa нeбoльшaя пpoгpaммa oпpeдeляeт yдoбcтвo в paбoтe с caмoй oпepaциoннoй cиcтeмoй. Oт нee зaвиcит кoмфopт пoльзoвaтeля, eгo пpoизвoдитeльнocть тpyдa и дaжe пcиxoлoгичecкoe cocтoяниe. Длитeльнaя paбoтa в cpeдe, нe дaющeй дoлжнoгo пpeдcтaвлeния o тoм, что пpoиcxoдит нa кoмпьютepe, гдe, чтo и кaк xpaнитcя, coздaeт пcиxoлoгичeeкий диcкoмфopт, чyвcтвo нeyвepeннocти в cвoиxдeйствияx.
Oбычнo в paбoтe c кoмпьютepoм нaм в пepвyю oчepeдь вaжны пpиклaдныe пpoгpaммы. C иx пoмoщью мы coздaeм дoкyмeнты, риcyнки, полyчaeм инфopмaцию из Интepнeтa, cлyшaeм мyзыкy, cмoтpим кинo и иpгaeм в кoмпьютepныe игpы. Пpи этoм вce вpeмя coздaютcя или экcплyaтиpyютcя кaкиe-тo фaйлы дaнныx. Ecли пoльзoвaтьcя кoмпьютepoм толькo пaccивнo, тo ecть cлyшaть, cмoтpeть и читaть, тo мoжнo кaкoe-тo вpeмя нe зaдyмывaтьcя нaд тeм, гдe фaйлы xpaнятcя и кaк иcпoльзyютcя. Heoбxoдимocть пoгpyжaтьcя в вoпpocы paзмeщeния и xpaнeния фaйлoв в этoм cлyчae вoзникнeт нe paньшe, чeм иcчepпaютcя peзepвы cвoбoднoгo мecтa нa жecткoм диcкe. Oднaкo ecли зaнимaтьcя aктивнoй paбoтoй, чтo-тo coздaвaть oдним cлoвoм, mвopumь, тo нaм yжe coвceм нeбeзpaзличнo, гдe и кaк нa кoмпьютepe xpaнятcя фaйлы дaнныx, пoтoмy чтo этo нaшa coбcmвeннocmь.
B cтapыe вpeмeнa, кoгдa кoмпьютepoм yпpaвлялa cиcтeмa MS-DOS, никтo нe мoг paбoтaть c кoмпьютepoм бeз чeткoгo знaния cвoeй фaйлoвoй cиcтeмы и чeткoгo пpeдcтaвлeния, гдe чтo xpaнитcя. Ceгoдня, имeя дeлo c Windows, нaчинaющий пoльзoвaтeль видит нa экpaнe тoлькo кpacивыe знaчки, и eмy пo бoльшoмy cчeтy нeт никaкoгo дeлa дo кoнкpeтныx фaйлoв. Вceгo зa тpи-чeтыpe пocлeдниx гoдa cлoжилocь цeлoe пoкoлeниe людeй, никoгдa в жизни нe видeвшиx pacшиpeний имeн фaйлoв и никaк нe paзличaющиx пpoгpaммы и дoкyмeнты, фaйлы иcпoлнимыe и фaйлы дaнныx. Bce,чтo oни знaют это тo, чтo нaдo щeлкнyть нa нyжнoм знaчкe, и из этoгo пoлyчитcя чтo-нибyдь xopoшee: зaигpaeт мyзыкa,зaпycтитcя кинo или кoмпьютepнaя игpa.
B пpинципe, кoгдa coздaтeли oпepaциoннoй cистeмы Windows 95 гoвopили, чтo «этo cиcтeмa для дoмoxoзяeк», oни имeнно этo и имeли в видy. Kлaccичecкий oбpaз пoльзoвameля кoмпьютepa зaмeнил oбpaз поmpeбuтeля инфopмaциoнныx ycлyг. Paзницa вpoдe бы нeвeликa, нo oнa ecть. Ecли пoтpeбитeлю нaдo нaйти peцeпт тyшeнoй индeйки, нaдo щeлкнyть нa знaчкe пaпки \Moи peцeпты, a пoтoм нa знaчкe фaйлa пo имeни Индeйкa.
Мeнeджepы фaйлoв пpoгpaммы cпeциaльнoгo клacca, пpeднaзнaчeнныx для тoгo, чтoбы yвидeть coдepжимoe cвoeгo кoмпьютepa и гpaмoтнo им pacпopядитьcя. K тaким aктивным пoльзoвaтeлям нaдo дoбaвить eщe мнoжecтвo людeй, aккypaтныx пpocтo в cилy coбcтвeннoй пpиpoды. Oни нe любят, чтoбы иx вeщи вaлялиcь гдe пoпaлo, дaжe ecли этo тaкиe нeвидимыe вeщи, кaк фaйлы. Им нeпpeмeннo xoчeтcя знaть, гдe чтo лeжит, иx бecпoкoит, кoгдa чтo-тo бepeтcя ниoткyдa или иcчeзaeт никyдa. Oдним cлoвoм, ecть тaкиe люди, кoтopыe жeлaют видeть фaйлoвyю cтpyктypy кoмпьютepa coбcтвeнными глaзaми, xoтят paзбиpaтьcя в нeй и нaвoдить в нeй пopядoк. Bce этo и пoзвoляют cдeлaть тaк нaзывaeмыe мeнeджepы фaйлoв.
Дo тex пop пoкa oпepaциoннaя cиcтeмa нe бyдeт имeть xopoшyю и yдoбнyю пpoгpaммy для paбoты c фaйлaми, кaждый из миллиoнoв пoльзoвaтeлeй этой cиcтeмы бyдeт пpиoбpeтaть и ycтaнaвливaть тe или иныe фaйлoвыe мeнeджepы.
Пpeждe вceгo, нeдocтaтки oпepaциoнныx cиcтeм в oблacти yпpaвлeния фaйлaми пpивeли к coздaнию тaк нaзывaeмыx пpoгpaмм-oбoлoчeк, oблeгчившиx бoльшинствo пoвceднeвныx oпepaций. B чacтнocти, в cepeдинe 80-x гoдoв в CCCP пoлyчилa pacпpocтpaнeниe нaдcтpoйкa нaд oпepaциoннoй cиcтeмoй пo имeни PC-Tools, a в кoнцe 80-x гoдoв бypнo pacпpocтpaнилacь и фaктичecки зaпoлнилa вce кoмпьютepы cтpaны пpoгpaммa-oбoлoчкa Norton Commander. Блaгoдapя eй этaлoнoм paбoчeй cpeды cтaл нe чepный экpaн MS-DOS, a двe cиниe пaнeли. Mнoгиe coвpeмeнныe фaйлoвыe мeнeджepы oпиpaютcя в интepфeйce и фyнкциoнaльныx вoзмoжнocтяx нa клaccичecкий «пepвoиcточник » cтapиннyю вepcию пpoгpaммы Norton Commander для MS-DOS. Te, ктo имeют oпыт paбoты c этoй пpoгpaммoй, нaчинaют paбoтy c нoвыми мeнeджepaми фaйлoв пpaктичecки бeз пoдгoтoвки.
Total Commander XP(TC)
Создание каталогов.
Перейти на используемый диск (
или и выбрать нужную
букву диска в диалоговом окне.
Создание каталога - клавиша , после чего вводится имя каталога.
Для создания подкаталогов необходимо либо перейти в созданный каталог,
либо вводить полный или короткий путь к каталогу.
Создание файла в редакторе - клавиши , после чего вводится имя файла.
Для копирования файла необходимо выделить данный файл, после чего нажать
клавишу и ввести путь для копии файла. Если не указать путь, файл
будет скопирован в каталог, содержание которого находится на другой панели.
Перенос файла выполняется таким же образом, как и копирование, только
вместо клавиши нажимается
Выделение для выделения файлов выполнить операции записанные ранее.
Удаление файлов или каталогов осуществляется клавишей , предварительно
необходимо выделить удаляемые файлы.
Клавиатурная комбинация
Действие
F1
Справка
F2
Обновить панель
F3
Просмотр файла под курсором средствами встроенного просмотрщика (используются все подключенные к нему плагины) или с помощью внешней программы просмотра. В настройках TC можно определить средство просмотра в зависимости от типа файла.
F4
Редактирование файла под курсором
F5
Копирование файлов
F6
Переименование файлов
F7
Создать каталог
F8 или Del
Удаление файлов (в Корзину)
Num+
Выделить файлы (по любому шаблону)
Num-
Снять выделение (по любому шаблону)
Num*
Инвертировать выделение
Num/
Восстановить выделение
Ctrl+Num+
Выделить все файлы
Alt+F4
Выход. Закрывает Total Commander и сохраняет текущие каталоги в файле wincmd.ini в Вашем каталоге Windows.
F2: Обновить исходный каталог.
Нажмите F2 (нет эквивалента для мыши). Это обновит исходный каталог (с толстой рамкой вокруг). Другая комбинация клавиш для этого же действия - CTRL+R. Эту операцию следует использовать после смены гибкого диска, чтобы обновить содержимое файлового окна.
F3: Просмотр содержимого файлов. (Файл/Запуск или Enter)
Выберите файлы, которые Вы хотите внести в список и нажмите F3. Встроенный просмотрщик файла (называемый Lister) показывает выбранные файлы или файл под курсором (как cконфигурировано). Удерживая клавишу SHIFT и нажимая F3, Вы выбираете альтернативный метод (то есть вид выбранных файлов, по умолчанию - файл под курсором). В Lister, Вы можете переключаться между файлами (при просмотре нескольких файлов) нажимая n, ESC закрывает Lister и возвращает в Total Commander. Вы можете также cконфигурировать Total Commander для показа файлов внешним просмотрщиком по вашему выбору.
F4: Правка (Enter или двойной щелчок левой кнопкой мыши)
Поместите курсор (маленький прямоугольник) на файл, который Вы хотите редактировать и нажмите F4. Это запустит редактор, выбранный Вами в диалоге конфигурации, и загрузит выбранный файл. По умолчанию запускается Windows Блокнот. Он ограничен текстовыми файлами ограниченного размера. Если Вы хотите редактировать файлы других типов, просто дважды щелкните на файле или нажмите ENTER. Запустится программа, связанная с файлом. Вы можете связать расширения файлов данных, используя Файл - Открыть с помощью
Если исходный каталог показывает содержимое архива, файл под курсором распаковывается во временный каталог и загружается в (ранее) выбранный редактор. Если Вы измените файл и затем закроете редактор, Total Commander спросит Вас, хотите ли Вы переупаковать файл в архив. Если Вы выберете да, архив будет обновлен, а временный каталог очищен. Если Вы выберете нет, временный файл будет удален, и архив останется неизмененным.
F5: Копия
Эта команда копирует файлы и целые каталоги из исходного каталога в другой каталог. Выделите файлы, которые Вы хотите скопировать и нажмите F5.
F6: Переименовать/Переместить
Эта команда разрешает переименование файлов и целых каталогов в исходном каталоге, и может использоваться для перемещения их в другие каталоги или даже на другие диски. Вы можете также перемещать (упаковать и удалять) файлы в архив.
Выберите файлы и/или каталогов, которые Вы хотите переименовать или переместить, затем нажмите F6. Если Вы только хотите переименовать файл на месте, нажмите вместо этого SHIFT+F6. На месте файла, вокруг его имени, откроется окно редактирования, в котором можно будет его переименовать. Важно: Вы должны нажать ENTER для подтверждения, что Вы хотите переименовать файл. Щелчок вне места окна редактирования отменит операцию.
F7: Создать каталог
Эта команда создает новый подкаталог в исходном каталоге. После нажатия F7, просто введите желаемое имя для каталога. Так же Вы можете также создать несколько подкаталогов в одной операции. Просто отделите подкаталоги наклонной чертой влево, например: каталог1\каталог2\каталог3.
F8: Удалить
Выделите файлы и/или каталоги, которые Вы хотите удалить, затем нажмите F8.
После подтверждения файлы удаляются. Процесс может быть прерван в любой момент диалогом Отмена.
Alt+F4: Выход
Закрывает Total Commander и сохраняет текущие каталоги в файле wincmd.ini в Вашем каталоге Windows.
Или Меню/Файл/Выход
Создание архива
Чтобы создать новый архив и упаковать в него выбранные файлы, просто нажмите ALT+F5. Это откроет диалоговое окно упаковки файлов. Или Меню/Файл/Упаковать.
Сочетание ALT+SHIFT+F5 удаляет файлы после упаковки.
Распаковка архива. Чтобы распаковать архив под курсором , нажмите ALT+F9. После указания целевого каталога (и при надобности маски файлов), все файлы из архива будут распакованы. Или Меню/Файл/Распаковать.
Поиск файлов
Alt+F7
или Меню/Инструменты/Поиск файлов
Эта вкладка позволяет искать имена файлов, части имен файлов и текст внутри файлов.
Поле Значение
Искать файлы: В этом поле Вы можете ввести маску поиска для файлов, которые Вы хотите найти.
Искать где: Здесь Вы можете ввести один или более стартовых каталогов, отделенных ";".
Диски... Выберите диск(и), на которых Вы хотите искать. Вы можете выбрать несколько дисков.
Файлы - на панель Передает найденные файлы в исходное файловое окно, где они могут быть перечислены, скопированы или даже удалены. Это может работать только когда архивы не включены в поиск.
Перейти к файлу Если Вы выбрали файл в списке найденных файлов, Вы можете переключиться на каталог этого файла нажатием Перейти к файлу. С помощью F2 или CTRL+R Вы можете вернуться к обычному режиму отображения файлов.
Начать поиск: Эта кнопка начинает поиск. Он может быть прерван нажатием ESC или кнопки Отмена.
Отмена Прерывает процесс поиска или закрывает диалоговое окно. Расположение диалогового окна сохраняется автоматически при его закрытии.
Выбор файлов
Для выбора файлов просто щелкните на них мышью или перемещайтесь по ним с помощью клавиш курсора и нажимайте insert(Или пробел). Если в диалоге конфигурации Вы выбрали для использования правую кнопку мыши, левая кнопка мыши только перемещает курсор. Вы должны использовать правую кнопку мыши для выбора пунктов. Если Вы выбираете каталог, используя клавишу Пробел, показывается размер пространства, занятый этим каталогом.
Выбор нескольких последовательных файлов
Нажмите на первый файл, который будет выбран кнопкой мыши (как выбрано в конфигурации), нажмите и удерживайте клавишу SHIFT , затем щелкните мышью на последнем файле, который Вы хотите выбрать. Если выбрана правая кнопка мыши, Вы можете нажимать и перемещаться по файлам, которые Вы хотите выбрать.
Выбор файлов специальных типов
Отмена выбора файлов специальных типов
Нажмите клавиши + (или -) цифрового блока на клавиатуре или выберите одну из опций (Выделить группу / Снять выделение) в меню Выделение. Затем напечатайте желательный тип файла (например *.txt). Вы можете также определить несколько типов файлов, и даже типы файлов, которые не должны быть выбраны! Они должны быть отделены символом "|". Этот символ используется, потому что он является запрещённым символом для имен файла.
Пример 1: w*.*|*.bak *.old выбрать все файлы, которые начинаются с w и не заканчиваются .bak или .old.
Пример 2: |*.exe выбрать все файлы кроме программ.
Альтернативно, Вы можете выбрать предопределенный фильтр, который может быть определен в этом диалоговом окне через "определяющуюся" кнопку. Этот фильтр позволяет выбрать те же самые параметры как функция поиска!
Выделить всё
Снять выделение всех файлов
Нажмите клавиши CTRL и + (или -) цифрового блока клавиатуры или выберите Выделить все / Снять все выделение в меню Выделение.
Инвертировать выделение
Эта опция отметит все файлы в исходном каталоге, которые не были отмечены и снимет выделение предварительно отмеченных файлов. Особенно это полезно после сравнения каталогов. Нажмите клавишу * (умножить) на цифровом блоке клавиатуры.
Восстановления Выбора
Восстанавливает выбор, который был активен перед последней файловой операцией. Нажмите клавишу / (деление) на цифровом блоке клавиатуры.
Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата
Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных
Методическая разработка практического занятия
Специальность «Лабораторная диагностика», 5 курс
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Версия: 1.0 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115 из 21
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ЦМК общеобразовательных дисциплин
Методическая разработка практического занятия
Должность
Фамилия/Подпись
Дата
Составил
Преподаватель
Кошечкина К.А.
Согласовал
Председатель ЦМК
Преподаватель
Кошечкина К.А.
Сорокина С.В.
Согласовал
Методист
Микка О.В.
Версия: 1.0
Стр.1из 21
Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 2логотип УФКРисунок 1логотип УФК*ђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 315