Конспект урока по литературному чтению на тему Сказка о розе и жабе
Литературное Чтение
Тема : СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ
Цель:
продолжение работы над произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";
повышение уровня восприятия литературного произведения; развитие критического мышления через изучение произведения.
Задачи:
учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;
помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
развивать творческие способности, навыки работы в группе;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Оборудование:
мультимедиа оборудование;
презентация к уроку;
учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
листы для работы в группе;
маркеры;
толковый словарь;
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методический приём: кластеры.
Ход урока
Слайд 1.
I стадия: "Вызов". (мотивация, актуализация, целеполагание).
1. Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна "Мелодия".
Слайд 2.
- В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль: "Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле:" Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзны. Сегодня мы продолжаем работу над "Сказкой о жабе и розе", с которой познакомились на прошлом уроке.
2.- Вспомните, о чём эта сказка?
Слайд 3.
(Ответы детей: о жабе и розе, о прекрасном и безобразном, о добре и зле).
3. - Какие цели и задачи мы поставили вчера на уроке?
Слайд 4.
Цели:
1. Знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе".
2. Выявление главной идеи произведения через характеристику героев и художественные особенности.
3. Осмысление мира как воплощение добра и зла.
Слайд 5.
Задачи:
1. Познакомиться с содержанием сказки и её героями.
2. Раскрыть образ героев сказки:
Внешний вид героев.
Характер героев
Взаимоотношения героев
Мечты героев
Характеристика действий и поступков героев
3. Определить художественные особенности сказки.
- Какие задачи мы уже выполнили на прошлом уроке?
- Чтобы определить цели и задачи сегодня на урок, я предлагаю прочитать следующее стихотворение.
Слайд 6.
Мир жабы злобен;Нам предстоит его раскрыть.А роза, милое созданье,Она сотворена любить.Вот эти два противоречьяБез них никак нельзя нам быть.Задача наша на сегодня -Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.
(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").
- Таким образом, задача нашего урока:
Слайд 7.
Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.
II стадия: "Осмысление содержания". (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации).
1. - Как вы понимаете слова "Добро" и "Зло"?
(Ответы детей: добро - это:; зло - это:).
- Как эти понятия определяет толковый словарь?
Слайд 8.
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?
(Ответы детей)
- Попробуем доказать наши предположения опираясь на содержание сказки.
2. Групповая работа.
(Класс делится на 8 микро групп, каждая группа получает лист бумаги и маркер).
- Четыре группы (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это символ добра, а другие четыре группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд 9.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, эмоции, чувства.
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.
- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза".
1 группа - Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").
- Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)- А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.
2 группа - Внешний вид.
(Ответы детей: "роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").
- Вам нравится роза?
Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.
3 группа - Действия.
(Ответы детей: "росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами", "её жизнь - распуститься, начать вянуть и осыпаться", "не может вспорхнуть и улететь, как бабочка", "совсем уж распустилась", "почувствовала, что её срезали недаром").- А почему роза плачет?
(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).
- Разве роза может плакать?
(Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).
- Какой литературный приём использует автор?
(Ответы детей: олицетворение).
- О чем могла молиться роза?
(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
4 группа - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").
- Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)Значит, главное для розы - это счастье жить:
- Что помогает понять счастье розы? (её аромат)
- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?
(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).
- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).
- Значит роза - это символ добра? (да).
Поговорим о жабе. На доске схема-кластер "Жаба".
- Расскажите, как показана жаба.
1 группа - Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
(Ответы детей: неуютно, угнетённо).
2 группа - Внешний вид.
(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая").- Вам нравится жаба?
(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).
3 группа - Действия.
(Ответы детей: "ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").- Оцените её действия.
(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).4 группа - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
- Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?
- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).
-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).
Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.
- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ зла? (да).
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.
Слайд 10.
III стадия " Рефлексия".
- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.
Слайд 6.
Мир жабы злобен? (да)Нам предстоит его раскрыть.А роза, милое созданье? (да)Она сотворена любить.Вот эти два противоречьяБез них никак нельзя нам быть.Задача наша на сегодня -Добро и зло разоблачить.
- Выполнили эту задачу? (да).
- О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
Слайд 11.
- Заканчивая наш урок, мне хочется сказать: "Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".
Благодарю за работу!
Используемые источники.
образовательные ресурсы и картинки интернета