ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ И НА ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ УСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕБЕНКА
СО ВЗРОСЛЫМ И НА ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ УСВОЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА СО ВЗРОСЛЫМ
Ладушки
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой груп-пой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково беретего руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говоритпотешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя2—3 раза.
Иди ко мне
Цель. Та же.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагови манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хоро-ший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какойко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.
Возьми шарик
Цель. Та же.
Оборудование. Три воздушных шара.
Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протя-гивает ребенку: «На возьми». Когде ребенок немного подержитшар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, иснова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удоволь-ствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хло-пает в ладоши.
Хоровод с куклой
Цель. Продолжать формировать эмоциональный контакт совзрослым, вызывать интерес к кукле.
Оборудование. Кукла средних размеров.
Ход игры (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Взрослыйприносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждогоребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклуза руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детейв кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малы-шей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражаярадость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например,«Веселая дудочка» М. Красева).
Вариант. Игра проводится с мишкой.
Догонялки
Цель. Та же.
Ход игры (проводится с подгруппой из 2—3 детей). К детямприходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хо-чет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы,прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла,обнимает: «Вот мои ребятки!»
Вариант. Игра проводится с мишкой.
Пришел Петрушка
Цел ь. Та же.
Оборудование. Петрушка, погремушки.
Ход игры (проводится с подгруппой детей). Педагог приноситПетрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погре-мушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкойвстряхивают погремушками, радуются.
Возьми, кати
Цель. Продолжать учить детей слушать и действовать по ре-чевой инструкции, дифференцировать глаголы «возьми», «кати».
Оборудование. Воротца, шарик, машина, мяч.
Ход игры. Перед ребенком на стол ставят трое воротцев. Пе-ред одним ставится машина, перед другим — шарик, перед треть-им — мяч. Педагог указывает жестом на машину и говорит ребенку:«Кати», помогая ему выполнить задание, затем то же говорит, по-казывая на шарик. Затем, указывая на мяч, просит: «Возьми».Игра повторяется, а действия по тем же инструкциям варьируются.Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми», нашарик — «Кати» и т. д., т. е. необходимо избегать ориентировкина порядок действий.РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Ку-ку
Цель. Формировать внимание, учить ожидать появления пред-мета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спря-тан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения
Ход игры. Дети сидят полукругом около стола педагога. Настоле за ширмой дом для куклы, за ним спрятана кукла. Педагогснимает ширму, показывает дом и говорит, что там живет куклаКатя. Раздается: «Ав-ав». Воспитатель прислушивается, спрашива-ет у детей: «Кто там?» — и передвигает к домику собаку: она лает.Из дома появляется кукла Катя, спрашивает у детей: «Кто менязовет?» Дети отвечают. Катя оглядывается, видит собаку, радуется,гладит ее, вместе с ней гуляет и уводит в дом.
Найди свою игрушку
Цель. Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобыпотом опознать свою игрушку среди других, продолжать разви-вать эмоциональное отношение к игрушкам.
Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения,имеющие различные свойства (цвет, форму, величину), по одной накаждого ребенка.
При первом проведении игры у всех детей должны быть игрушки,разные по своему назначению (например, машина, кукла, мишка,коляска, мячик). В дальнейшем они могут быть одинаковыми, ноотличаться по отдельным признакам (например, две машины: однабольшая, другая маленькая; две куклы: одна в красном, другая вжелтом платье и т. п.).
)£од игры (проводится с подгруппой из 4—6 детей). Педагограздает игрушки, записывает, кому какую дал, и помогает каждомуначать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через не-которое время педагог собирает все игрушки, накрывает их сал-феткой и предлагает всем найти свои игрушки. Дети по одномуподходят к столу, ищут. Воспитатель либо одобряет действия ре-бенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не егоигрушка, и спрашивает: «Чья она?» — затем помогает ребенкувспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки,играют с ними. Вновь педагог предупреждает, что скоро соберетигрушки и их надо будет опять искать, поэтому необходимо вни-мательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.
Будь внимательный!
Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоми-нание.
Оборудование. Шкафчик, выполненный из небольших поразмеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки,элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма.
Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка:два — внизу, один — наверху, в дальнейшем количество ящичковувеличивается до 4—9, а расположение их варьируется.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола пе-дагога, педагог ставит на стол шкафчик, рассматривает его, от-крывает ящички. Достает мелкую игрушку, показывает ее и гово рит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее положила».Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкаф-чик ширмой и 10 раз отстукивает ладонью по столу. После этогоснимает ширму и предлагает кому-либо показать, в каком ящичкеспрятана игрушка.
Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем число ударов постолу (отсрочка действия) увеличивается до 15—20 раз, увеличи-вается и количество ящичков, меняется их расположение.
Не зевай!
Цель. Развивать элементы произвольного внимания, продол-жать создавать у детей положительное эмоциональное состояниев общении со взрослым.
Оборудование. Яркие цветные платочки.
Ход игры. Дети сидят на стульях, поставленных в ряд. Педа-гог встает перед ними, в руках у него платочки. Приплясывая, пома-хивая платочками, зовет к себе детей, предлагая поплясать вмес-те. Каждого ребенка педагог поочередно называет по имени. Ре-бенок, услышав свое имя, должен встать, подойти к воспитателю,получить платочек и присоединиться к пляске. По окончании игрыпедагог хвалит всех детей.
Мишка спрятался
Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоми-нание, учить последовательно осматривать пространство, ориен-тируясь на определенные предметы.
Оборудование. Игрушка мишка.
Ход игры. Педагог показывает детям мишку и говорит, чтоон хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, гдеспрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, оста-навливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой;мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишкебудет тесно». Наконец находится подходящее место — обязательнооткрытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог са-жает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец ком-наты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает,кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному издетей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогаетему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит сновапройти этот путь.
При повторном проведении игры игрушку прячут в другое местои обход производится по другой стороне комнаты. Можно такжесменить и игрушку.
Когда дети научатся быстро находить предметы, расположен-ные на уровне их роста, можно усложнить задание — спрятатьпредмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае сле-дует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко)спрятаться, чтобы его было труднее найти. Когда дети ищут пред-мет, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).
РАЗВИТИЕ ПОДРАЖАНИЯ
Птички
Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развиватьэмоциональный контакт взрослого и ребенка.
Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему:«Делайте, как я. Полетим, как птички»,— говорит он и поднимаетруки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая засобой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нуж-ных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действо-вать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаютсяна корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подра-жают. Игра повторяется 2—3 раза.
Прятки
Цель. Та же.
Ход игры. Детей рассаживают на стулья по кругу. Педагогсадится рядом с ними. «Сейчас я спрячусь. Вот так,— говорит он иприсаживается за спинкой стула.— Спрячьтесь, как я». Дети по-вторяют движения. Воспитатель, выглядывая из-за стула, говорит:«Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2—3 раза.