Урок русского языка во 2 кл на тему Имена собственные и нарицательные


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Московская Кировской области Афанасьевского района
Имена существительные
собственные и нарицательные
урок русского языка во 2 классе
по УМК Школа России
Харина Валентина Тимофеевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2013 г
Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.
Тип урока: получение новых знаний
Цели:
Образовательная – познакомить с собственными и нарицательными именами существительными; учить распознать собственные и нарицательные имена существительные;  закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
.Развивающая – развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь;
Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у учащихся
чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; подбирать примеры таких слов самостоятельно; использовать специальную терминологию; находить и исправлять орфографические ошибки
Оборудование: диск, карточки, ноутбук, сигнальный светофор,
учебник «Русский язык» 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочаятетрадь по русскому языку П.Ф.Климанова
       Цели урока направлены на достижение учащимися УУД
Метапредметные.
Познавательные общеучебные-уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и
того, что еще неизвестно;
-уметь объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение
- правильно писать в тексте имена собственные и нарицательные
Познавательные логические
- уметь объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение
регулятивные:
Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы
выполнять учебное задание в соответствии с правилом
Личностные:
       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Коммуникативные:
       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находитьвыходы из спорных ситуаций;
Основные понятия:
- имя существительное (без определения);
- имя собственное;
- имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных
Структура урока.
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания.
3. Актуализация знаний.
4. Целеполагание5. физкультминутка
6. Совместное «открытие» новых знаний.
8. Первичное закрепление новой темы.
9. Самостоятельная работа
10. Контроль знаний
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Конспект занятия
1. Организационный момент
Дети произносят хором.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
-Как вы думаете, зачем нам нужно изучать русский язык?
2. Минутка чистописания
-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.
Пальчиковая гимнастика.
- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака)

- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (это домашние животные)
- Что еще можно о них сказать? (имена существительные, три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная о)
- Напишите букву о с нижним и верхним соединением.
- Напишите со словами собака и корова предложения в тетрадь и придумайте им клички.
Взаимопроверка
3. Актуализация знаний.
Учитель.
- Почему эти слова надо написать с заглавной буквы?
- А сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.
- Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание.
- Распределите слова по этим группам (работа на доске)
1.
2.
3. 4.
Слова для справок: Надя, город, Кама, Москва, Аня, Волга, Киров, Вася, Пермь, Нирим, ученик.Учитель.
- Подумайте, какое общее название можно дать словам каждой группы?
-Почему не все слова распределили? Что же с ними делать?
- Может быть это не имена существительные? Докажите!
-Давайте запишем их в 4столбик.
- Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются
слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Ответы учащихся.
- Написанием.
Учитель
- Подумайте, какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
Учитель.
- В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманыспециальные термины. Это - имена собственные и нарицательные.
4. Целеполагание
- Попробуйте назвать тему нашего урока
(Тема урока «Имена собственныеи нарицательные)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
Д. – Научиться различать имена собственные и нарицательные;
- Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы.
Физкультминутка.
Открытие нового знания.
– Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное», «нарицательное»?
- А хотите узнать?
- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколькогородов можно назвать словом город? (много). А сколько городов можноназвать словом Москва? (один)
- Сколько рек можно назвать словом река? (много), а сколько рек можноназвать словом Волга? (одну)
- Сколько стран можно назвать словом страна? А сколько стран можно назвать словом Россия?
- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны?
(Они называют предмет своим собственным именем)
Картинка
- Найдите общее слово для слов Москва, Киров, Пермь. Что обозначают имена
нарицательные? (они обозначают общее слово для группы похожих предметов)
- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.
2) Давайте послушаем, что нам скажет компьютер
Первичное закрепление знаний
Формирование представления о различии имен собственных и нарицательных.
Работа с учебником.
С. 52 Упр. 88, 89 (Олег по образцу)
- Наташа запишет предложение о ком-то из своей семьи.
- Объясните написание заглавной буквы. Подчеркните нарицательные имена существительные.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте.
- Чему мы учились, выполняя это задание? (писать имена собственные )У. – Что же такое имя собственное? Как об этом говорится в учебнике? С. 52
Физкультминутка для глаз
Самостоятельная работа
Ребята, Незнайка написал другу письмо. Но вот беда: он не уверен, что правильно написал текст. Кто хочет помочь Незнайке?
Здравствуй, миша!
Сегодня к нам приехала бабушка марина. Она живет в кирове. Киров - красивый город. Бабушка живёт на улице ленина. Я поеду к ней в гости.
Незнайка
Контроль знаний. Карточка.
Подчеркните имена собственные. Что вы скажете об их написании?
Диктант (запись на доске)
На крыше сидела кошка Мурка.
Бабушка Лена купила яблоки.
Обобщение.
Учитель: Наш урок подошёл к концу.
- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей?
Расскажите по схеме:
Я узнал …
Я научился…
Рефлексия.
- Как вы думаете, умение правильно писать имена собственные пригодится вам в жизни? Где?
- Какое задание было самым интересным для вас?
- если у вас хорошее настроение, нарисуйте солнышко
- если вы не очень хорошее, нарисуйте облачко
Домашнее задание (дифференцированное)
Выпишив тетрадь имена собственные из районной газеты «Призыв»
2) Придумай имена собственные для имен нарицательных и запиши в тетрадь
город - …, река - …, деревня -…, улица - …, страна - …, имя - …, отчество - …, фамилия - …
3)Спиши, вставь пропущенные имена существительные.
Моя деревня.
…. – это моя деревня. Она красивая и светлая. Рядом с деревней течет речка …
В нашей деревне живут замечательные люди. Это _______________
Самоанализ урока
Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.
Тип урока: получение новых знаний
Цели:
Образовательная – познакомить с собственными и нарицательными именами существительными; учить распознать собственные и нарицательные имена существительные;  закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
.Развивающая – развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь;
Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у учащихся
чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; подбирать примеры таких слов самостоятельно; использовать специальную терминологию; находить и исправлять орфографические ошибки
Первоначальное знакомство с темой  «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по теме..     Основной целью урока являлось совершенствование  умений записывать имена собственные и нарицательные, уметь находить их различия, развитие орфографической зоркости. Весь материал  был отобран исходя из поставленной цели. На протяжении всего урока дети должны были в различных заданиях, указать, подобрать имена собственные, объяснить выбор заглавной буквы. На каждом этапе проводилась работа на усвоение нового материала.
В течение всего урока работала над формированием у учащихся УУД.
Метапредметные регулятивные (самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция,самооценка, постановка цели)
Познавательные общеучебные:
(В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихс при выполнении практических работ, работе с учебником, работе в парах. Познавательные логические:Учились наблюдать,
обобщать, делать выводы.) классификация имён существительных, сравнение собственных и нарицательных имен сущКоммуникативные:дети сотрудничают друг с другом, с учителем.
Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.
Личностные:(рефлексия, мотивация: дети сделали очень важный
вывод для себя, что полученные знания им пригодятся в жизни.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный применялся на таких этапах урока, как актуализация знаний, открытие нового знания,
Репродуктивный (по образцу) – первичное закрепление материала
Частично-поисковый – при изучении нового материала, при закреплении знаний
Проведение физкультминутки, тоже было связано с новой темой. Считаю, что проведение такой игры, способствует ещё лучшему запоминанию материала.
       Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. До урока кабинет был проветрен. В течение всего урока следила за  посадкой детей.
Активность учащихся регулировалась сменой деятельности (8 раз), проведением физкультминуток.
Считаю, что урок получился результативным. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.