Задания для индивидуальной работы по теме: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Упражнение 1
Прочитайте. Установите, с какой частью речи употреблены частицы не и ни. Объясните их слитное или раздельное написание.
1. С тех пор я уже нигде не встречал моей незнакомки. 2. Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами. 3. Что имя нежное моё, мой нежный, не упоминаете ни днём, ни ночью...4. Небывалая осень построила купол высокий. 5. И тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. 6. Страдать за убеждения не постыдно. 7. Расселись, начали Квартет; он все-таки на лад нейдёт. 8. Я не хочу любви твоей, я не могу её присвоить; я отвечать не в силах ей, моя душа твоей не стоит.

Упражнение 2
Разгадайте кроссворд. Прокомментируйте слитное написание с не каждого отгаданного слова.















1

2
































5




3








































































6










4

















7



















8












9








































































































































































Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает, например: «Гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился или ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота».
Неаккуратный, лишённый опрятности человек.
Малообразованный человек.
Травянистое растение с мелкими голубыми цветками.
Человек, враждебно настроенный к кому-нибудь, недруг.
Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек.
Человек, которому не везет ни в чем, нет удачи.
Грубый, невоспитанный человек.
Горестное событие, беда.

Упражнение 3
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Взятие Рейхстага
Мы получили задание помоч(?) прорвавш..йся в Рейхстаг роте. (2)Под свист пуль рев мин и снарядов пробираемся к зданию. (3)Рядом со мной б..гут зигзагами мои фронтовые товарищи: Иван Рыченков и ст..ршина Комаров.
(4)На площад.. перед Рейхстагом стоит (не)смолка..щий гул. (5)Глаза заст..лает пороховыми газами. (б)Трудно дышать. (7)Гулкие взрывы гранат автоматные оч..реди доносят(?)ся из здания. (8)Там уже идёт рукопашный бой. (9)Вб..гаем в здание и б..жим на второй этаж. (10)Вдруг одна дверь распахивается и один за другим выб..гают четверо фашистов.
Дли(н,нн)ой очередью стр..ляю по ним. (12)Трое падают четвёртый бросается на Ивана. (13)Стр..лять нельзя. (14)Убью товарища. (15)Немец здоровый, на плечах офицерские погоны. (16)Что делать?
(17)Фашист пистолетом колотит Ивана по голове. (17)А тот одной рукой мёртвой хваткой обхватил шею немца а другой тян..тся к голенищу сапога, откуда торчит рукоять кинжала. (18)Пол..жение критическое. (19)Вдруг немец п..ворачивает(?)ся ко мне спиной и я усп..ваю что есть силы пнуть его. (20)Этого достаточно чтобы немец ослабил хватку и Иван дотянулся до кинжала.
(21)Мы перебирались с этажа на этаж. (22)Пр..бывали и пр..бывали наши бойцы. (23)Постепе(н,нн)о смолкла стрельба. (24)Победа! со всех концов раздались радос(?)ные во..гласы.
(По А. Лебедеву)

1. О каком событии рассказано в этом тексте? Что такое Рейхстаг? Какая война закончилась взятием Рейхстага?
2. Почему солдаты «бегут зигзагами» (предложение 3)?
3. К какому стилю речи относится этот текст?
4. Составьте план текста.
5. Из предложений 1 16 выпишите причастия и выполните их морфологический разбор.
6. Из предложения 20 выпишите союзы и охарактеризуйте их.
7. Из предложений 1016 выпишите собирательные числительные.
8. Из предложений 13 и 2124 выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне.
9. Выполните синтаксический разбор предложения 4.

Правило:
Частицы НЕ и НИ употребляются как для отрицания, так и для утверждения.
НЕ употребляется для полного отрицания: Не поедем на дачу. Делать нечего.
НИ усиливает отрицание, которое уже есть в предложении: Никто ничего не мог сказать. Никого не было видно.
В отрицательных местоимениях под ударением пишется НЕ, без ударения НИ: никто некто, никого некого, ни у кого не у кого, ничто нечто, ничего нечего, ни с чего не с чего.
Запомните: как ни в чем не бывало, ни жив ни мертв; как бы то ни было (в любом случае) кто бы ни был (любой).

В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, а без ударения НИ-: некогда никогда, неоткуда - ниоткуда.
Обратите внимание:
ниоткуда неоткуда (наречие, слитно!),
ни от кого не от кого (местоимение, раздельно!),
ни от чего не от чего.

Упражнение 1
Выпишите в один столбик наречия, в другой местоимения. В чём сходство в написании не и ни в этих частях речи, в чём отличие? Вспомните правило.
Н..кто не просил, н..когда не делал, н.. у кого спросить, н..откуда не взялось, н..когда заниматься ерундой, н.. к чему не лежит душа, н.. разу не приехал, н.. раз опаздывал на уроки, н..как не получается, н..где получить данные, н..где н..когда не путешествовал, н.. с кем не общался, н...чем не удивить, н..чем подцепить рыбку, н.. о чём не заботился.

Упражнение 2
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки, раскрывая скобки. Укажите наречия и местоимения.
Руками (н..)когда (н..)где
(Н..)трогай (н..)чего.
(Н..)впут..вайся (н..)(во)что
И (н..)куда (н..)лезь.
В сторонку молча отойди,
Стань скромно в уголке
И тихо стой (н..)шевелясь
До старости своей.
Из книги Г. Остера «Вредные советы»

Упражнение 3
Перепишите, раскрывая скобки и распределяя слова по колонкам таблицы. Определите часть речи каждого слова.
(Не)настье, (не)дотрога, (не)доросль, (не)грамотный, (не)поладки, (не)былица, (не)видимый, (не)учтивость, (не)хватка, (не)вольно, (не)урядица, (не)беда, (не)жарко, (не)желание, (не)счастный, (не)урожай, (не)вовремя, (не)приязнь.
Без НЕ не употребляется
В сочетании с НЕ возникает антонимичное значение




















Упражнение 4
Спишите сначала те местоимения, с которыми не и ни пишутся слитно, затем те, с которыми не и ни пишутся раздельно.
(Ни)кто, (ни)с кем, (ни)у кого, (ни)чего, (не)кто, (не)от кого, (ни)чьи, (ни)какой, (ни)при чём, (ни)кого, (не)чего, (не)от чего, (ни)с кого, (не)от чьего.

Упражнение 5
Вставьте не или ни. Придумайте небольшой рассказ, который можно закончить одной из данных пословиц.
Как месяц __ свети, а всё __ солнышко.
Который палец __ укуси всё больно.
Как волка __ корми, он всё в лес глядит.
В зависти нет __ проку, __ радости.
Словно в печь: сколько __ вали, всё ничего нет.
Что в поле __ родится, все в доме пригодится.
__ дай бог с дураком __, __ потерять.
__ дров, __ лучины, а живёт без кручины.
__ родись __ хорош, __ пригож, родись счастлив.
За что __ возьмётся, всё из рук валится.
__ радуйся, нашедши, __ плачь, потеряв.
Хлеб на стол так и стол престол; а хлеба __ куска и стол доска.
__ ел __ мог, а поел без ног.

Упражнение 6
Напишите сочинение-миниатюру (шутку, юмореску), используя данные устойчивые выражения.
Ни за что ни про что, ни с того ни с сего, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни другой, ни тот ни этот.

Упражнение 7
Допишите пропущенные и или е. Поставьте ударение. Обведите «огурчиками» «связку» не и ни.
I. Н_чего сказать. Н_чего сказать н_льзя. Обсуждать н_чего. Н_чего не добьешься. Н_ к кому пойти. Н_ к кому не пойдешь. Н_ было н_ друзей, н_ подруг. Н_ произнес н_ звука, н_ слова. Н_ любил н_ читать, н_ писать. Как бы то н_было, с собой брать н_чего не придется. Кто бы н_ был он, а пропускать н_кого нельзя. Он чувствовал себя как н_ в чем н_ бывало. Стоит она н_ жива н_ мертва. Как бы то н_ было, а правила учить придется.
II. Н_когда и н_где было поесть. В его прозе н_когда не бывает лишнего. Успехам н_откуда взяться. Он н_откуда не ждал никаких вестей. Собака почти н_когда не лаяла. Ему нкогда сходить на почту. Н_где нельзя было спрятаться. К ним н_откуда нельзя было подойти. Письма мне ждать н_откуда. Отлетев нсколько в сторону, утка села. Он не обиделся н_сколько. Друг без друга не могут н_как. Так тесно, что яблоку н_где упасть. Н_где не видно заячьих следов.

Упражнение 8
Вставьте пропущенные е или и. Прокомментируйте слитное и раздельное написание не и ни в каждом случае.
1) Делать было н_чего. 2) Но спорить было н_чего. 3) Ему н_чего сказать. 4) У меня сердце так и ёкнуло, да н_чего было делать. 5) Н_чего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. 1) Марья Кирилловна н_чего н_ видала, н_чего н_ слыхала, думала об одном. Прощайте, н_ говорите н_кому о нашей встрече. 3) Било одиннадцать, и н_кто н_ думал о сне. 4) Ее горничная н_кому н_ о чем н_ говорила, опасаясь гнева господ. 5) Наши светлые очи н_ могут тут н_чего разобрать. 6) Спицын отвечал безо всякого смысла и с ужасом поглядывал на учителя, который тут же сидел как н_ в чем н_ бывало. 7) Н_кто н_ знал н_ его состояния, н_ его доходов, и н_кто н_ осмеливался о том его спрашивать. 8) Я спокойно взглянул на Швабрина, но н_ сказал ему н_ слова. 9) Разбойники н_ ограбили у него н_ единого сарая, н_ остановили н_ одного воза. 10) Н_ было безопасности н_ по дорогам, н_ по деревням. 11). Они н_ имели к нему н_ уважения, н_ доверенности. 12) Однако ж я н_ терял н_ бодрости, н_ надежды.



Упражнение 9
Перепишите, вставляя не или ни, а также пропущенные знаки препинания и буквы.
Деревья таки я ломать могу, а __ согнул __ одного в дугу.
От удивленья, поверишь ли, __ станет __ уменья пересказать тебе, __ сил.
Питья мутить ему н..как я __ могу.
Н..чуть меня то __ тревож..т.
Ну, некогда __ пить, __ есть, __ даже духу перевесть.
Как открыть ларец, н..как __ догадался.
Про жизнь пустынную как сладко __ пиши, а в одиночестве способен жить __ всякий.
Вот Мишенька __ говоря __ слова увесистый булыжник в лапы сгрёб пр..сел на корточки, __ переводит духу.
В ком есть и совесть и закон, тот __ украдет __ обман..т, в какой бы нужде __ был он.
Лжец __ один у нас по нём пройти __ может.
А вы друзья, как __ садитесь, всё в музыканты __ годитесь.
Я __ могу р..сти в покое: __ солнца мне __ виден свет, __ для корней моих простору нет.
__ косточкой н..где __ мог я поживи..ся.
Так потч..вал сосед Демьян соседа Фоку и __ давал ему __ отдыха, __ сроку.
Как __ любил уху, но от беды такой, схватя в охапку кушак и шапку, скорей без памяти домой, и с той поры к Демьяну __ ногой.
__ будете друзья, __ быв полезны, вы __ почтенны, __ любезны.
Затем, что, вся в снегу, зимой __ зеленеть, __ цвесть я __ могу.
Хвалить себя хоть __ пристало, и хвастовства я __ люблю, но солнцу в силе я н..как __ уступлю.
Отколь и как она к ним __ зайдет, хоть вид..т око да зуб неймёт.
Осёл был самых честных правил: __ с хитростью, __ с кражей __ знаком; __ поживился он хозяйским __ листком.
Но у людей, к несчастью, тот порок, что им с червонцами Мешок что __ скажи, всему дивиться станут.
Друзья! Для старика постель моя уж чересчур жестка; так как бы, не тягча __ бедных, __ богатых, мне шерсти пособрать, чтоб не на голых камнях спать.
Из басен И. Крылова

Упражнение 10
Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с этими словосочетаниями.
Н..кто н.. знал, н..кого н.. увидел, н..кого видеть, н..чего смотреть, н..кто очень странный, н.. у кого н.. спросил, н.. у кого спросить, н.. с кем н.. общался, н.. с кем разговаривать, н..чьи рассказы н.. понравились, н..чего было надеяться, н.. на что н.. надеялся, н.. за кем послать, н..чем н.. рисковал, н,.кому подсказать, н..чем н.. удивишь, н..чем помочь, н.. за что н.. отвечал, н.. о чём н.. спросил, н.. во что н.. верил.

Почему так говорится?
Выражение филькина грамота «царского происхождения». Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления власти князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввёл опричнину, наводившую ужас на всё государство Российское. Митрополит московский Филипп не мог примириться с разгулом опричников. В своих многочисленных посланиях к царю грамотах он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл «Филькой», а его грамоты «филькиными грамотами». Выражение это укоренилось в народе. Изначально так говорили только о документах, не имеющих юридической силы, однако в настоящее время у этого выражения есть и другое значение «невежественный, безграмотно составленный документ».

15