Открытый урок по развитию устной речи Растения и животные луга
Открытый урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе
«Растения и животные луга», проведенный в рамках обмена опыта на зональном семинаре специальных коррекционных школ VIII вида
Учитель: Колесникова Елена Николаевне
Цели урока: 1. Сформировать у учащихся представления о растениях и животных луга.
2. Развивать речь, память, логическое мышление, умение сравнивать.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением животных, растений и птиц, плакаты «Лес», «На лугу», презентация по теме урока, клип «Не рвите цветы».
Ход урока:
I.Организационный момент.
1. Приветствие.
- Прозвенел звонок,
Всех позвал нас на урок.
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте улыбнемся им и поздороваемся.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Дети, когда я готовилась к уроку, в открытое окно ворвался ветерок и перемешал всё у меня на столе. Помогите мне, навести порядок. Данные картинки надо разделить на три группы: животные, растения, птицы
(на доску вывешиваются таблички).
(Дети по одному выходят к доске и распределяют картинки под соответствующими табличками)
- Молодцы, ребята, вы мне очень помогли!
III. Подготовка к изучению нового материала.
1.Отгадайте загадки. Первые буквы отгадок будут связаны с темой нашего урока.
а) Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
(Картинка с надписью вывешивается на доску)
б) Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе её везет,
Очень медленно ползет. (Улитка)
в) Я под шляпкою цветной,
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прядки. (Гриб)
- Посмотрите, какие первые буквы в словах? (л, у, г)
- Какое слово получается? (луг)
- Правильно.
2. Объявление темы и цели урока.
- Итак, сегодня на уроке, мы отправимся на луг. Поговорим о разнообразии и жизни растений и животных луга, пользе, которую они приносят людям, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.
Тема нашего урока: «Растения и животные луга»
IV. Работа по теме урока.
- Посмотрите на доску. Вы видите плакат с изображением местности, поросшей травой. Это луг.
- А что изображено на этом плакате? (Лес)
- Посмотрите внимательно на плакаты и скажите, чем луг отличается от леса?
- Ребята, вы правильно заметили, на лугу растут только травянистые растения. Среди них встречаются: кормовые, ядовитые, лекарственные и съедобные. Растут на лугах и грибы: опенок луговой, шампиньоны и дождевики. Подробнее обо всем мы узнаем из презентации.
( Слайды 1 – 16)
2. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Наклоны вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел, (Руки вверх, наклоны вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьётся. (Покружиться)
3. Слайд. Стихотворение Г. Лагздынь.
4. – Ребята, мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения и они невысокие. Каким же вы представляете себе животный мир луга? Животные на нём живут большие или маленькие? (маленькие)
- Животные луга – это приблизительно 30 различных видов и все они живут тихо, для людей почти не заметно.
Здесь для каждого найдется уютная норка или в зарослях совсем незаметное птичье гнёздышко. А ещё это может быть листик или выемка в небольшом брёвнышке, где с удовольствием живет семья насекомых. Здесь обитают и такие насекомые, о которых и не все знают. Смотрим.
5. Слайды о животных.
6. Слайды о значении луга.
- А что ещё нельзя делать на лугу? (Рвать цветы, ловить бабочек , жечь костры и т. д.)
7. Слайд. Стихотворение И. Сурикова
8. Клип на песню Ю. Антонова «Не рвите цветы»
V. Обобщение и закрепление нового материала.
1. Игра «Ромашка»
- Сейчас мы у себя в классе вырастим луг. На доске плакат, на который мы должны «посадить» растения и разместить животных, живущих на лугу. А что бы узнать какие растения будут красоваться на нашем лугу мы должны отгадать загадки.
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож! (Василёк)
(Выходит ученик и помещает цветок на плакат)
Эй, звоночек, синий цвет,
С языком, а звона нет! (Колокольчик)
Держит девочка в руке,
Облачко на стебельке! (Одуванчик)
Белая корзинка, золотое донце! (Ромашка)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук! (Подорожник)
- Какой красивый луг расцвёл у нас в классе! Поселим на него животных. Я буду крепить картинки с изображением животных, а вы называйте их.
- Ребята, а кто заметил, какую ошибку я сделала? Кто не живёт на лугу? (Корова, коза)
- Почему?
- Правильно. Они пасутся на лугу, а живут у людей.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в рабочих тетрадях.
c.66 задание № 5
VII. Итог урока.
1.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какие растения и животных луга вы запомнили?
- На столах у вас лежат памятки: «Как вести себя на лугу!». Давайте прочитаем их и запомним правила.
2. Выставление оценок.
3. Домашнее задание.