Урок русского языка. 2 класс Тема: «Безударные гласные, проверяемые ударением. Урок – путешествие по сказке»


Урок русского языка.
2 класс
Тема: «Безударные гласные, проверяемые ударением.
Урок – путешествие по сказке»
Тип урока. Тип урока. Закрепление знаний, умений, навыков.
Основные образовательные технологии обучения: словесно-наглядные и проблемно-поисковые.
Цель. Формирование навыка осознанного правописания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова.
Задачи урока.
Предметные.
Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми
орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.
Метапредметные.
Познавательные
Развивать познавательную активность, речь, словесно – логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план (алгоритм) и действовать по плану (алгоритму).
Регулятивные
Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы,
Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные
Формировать умение учитывать разные мнения и интересы;
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Личностные
Воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и сказке о царе Салтане.
Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.
Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.
Ход урока:
1.Организационный момент:
 Друзья мои, я очень рада,
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда и ум не впрок.
Возьмем же ручки и мелок,
И вместе сочиним урок.
2. Эмоциональный настрой.(* орешки -на них гласные буквы)???????
Как видите настроение моё на начало урока просто замечательное, и я хочу вам подарить интересный урок. Но, наверное, все присутствующим и мне хотелось бы узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу. Перед каждым из вас лежит карточка с буквами (А,О,И,Е,Я). Оцените своё настроение на данный момент. Закрасьте любую букву соответствующим цветом.
Зелёный цвет - настроение отличное, хочу работать
Синий цвет- работать буду, но без особого желания
Красный цвет - настроение плохое, ничего не хочется делать.
-Поделитесь своим настроением друг с другом, покажите друг другу карточки. Я думаю, что нашим гостям тоже интересно будет узнать, какое у вас настроение. Поверните карточки гостям. Вот как замечательно, разных цветов у нас карточки.
3. Сообщение темы урока:
Звучит лёгкая музыка, шум моря и на этом фоне слова учителя (слайд)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
- Сегодня на нашем корабле мы отправимся в путь, а сопровождать нас будут герои любимой сказки великого русского писателя. Вы догадались, кто это? (А.С.Пушкин)
(слайд- портрет Пушкина)
Что вы знаете о Пушкине? Какие сказки он написал?
-А.С. Пушкин- великий русский поэт и сказочник. А.С.Пушкин написал 5 сказок. Его няня, Арина Родионовна рассказывала ему русские народные сказки. А он, встав взрослым, эти сказки положил в основу своих сказок. И теперь они не народные, а … (литературные, авторские)
- Из какой сказки звучали строки ? ( Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.А знаете ли вы, что в этом году этой сказке исполняется 185 лет, она была написана в 1831году.
-Посмотрите внимательно на текст и попробуйте сформулировать тему урока.
(Слайд- На экране появляется текст:)
Вет-р по морю гуляет
И кораблик подг-няет.
Он б-жит себе в в-лнах На поднятых п-русах.
(Ответы учащихся.)
-Правильно. Тема урока «Правописание безударных гласных, проверяемые ударением».??????????? Какую цель вы бы поставили перед собой на этом уроке?
- Какие знания нам понадобятся для достижения поставленной цели?
- Какие буквы спрятались в гребнях волн? (а,о,и,е,я).
- Почему именно эти гласные? (это те буквы, которые в безударном положении надо проверять или запоминать написание, если нельзя проверить)
-Что вы знаете об этих буквах?( они гласные)
-Какие из этих гласных смягчают согласную букву?(и, е, я)
Подчеркните их одной чертой.
-Какие гласные могут обозначать два звука и когда?(е,я)
Подчеркните их двумя черточками.
4. Минутка чистописания
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.?????- Вспомните, где вы эти буквы уже сегодня видели? ????
Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти безударные гласные надо проверять, а в словарных словах запоминать.
5.Отработка умений находить и объяснять орфограммы.
Постарайтесь распознать слова с безударными гласными.
Пишите их в левый столбик, а в правый – проверочное слово.
Проверка выполнения:
В слове бежит безударная гласная в первом слоге.
Подбираю проверочное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.(бег)
Н а доске и в карточке
Бежит
В волнах
На парусах
– бе/г– во/лны– па/русСравните буквы на месте ударных и безударных звуков. В чём вы убедились?
(В безударном слоге пишется та же буква, которая пишется в слове с ударным слогом) Итак, все выписали эти слова?
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах Какой ветер раздувал паруса?
( Попутный ветер)
Для чего необходим попутный ветер?
(Для выхода в море парусному судну нужен попутный ветер)
Кому желают попутного ветра?
(Морякам, пассажирам)
Что означает это пожелание?
(Это пожелание – удачи. Так говорят, кто отправляется в путь)6.Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше выше.
-Какой ветер дул нам в лицо? (Встречный)
7. Хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек, и писатель, и книга. Сказка Пушкина будет нашим добрым попутчиком. Попутный ветер несёт нас к следующему заданию.
Ч…дный остров
З…лотой орех
Ч…стые зубцы
Ш…рокое поле
Прочитайте словосочетания
- найдите слова с безударными гласными,
- объясните их написание.
- какие ещё орфограммы вы узнали? (чу, ши)
Теперь ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово. (стереть первый столбик). Запишите словосочетания.
- В слове «широкое» - определите количество звуков и букв.
- К слову широкое подберите слово с противоположным значением. (широкое – узкое)
- Как называются такие слова? (антонимы)
- К слову чудный подберите слова близкие по значению.
(Чудный – удивительный, прекрасный, восхитительный, чудесный.)
- Как называются такие слова? (синонимы)
8. Работа по развитию речи.
Много чудес происходило на острове. (учитель показывает иллюстрации белочки из сказки А.С. Пушкина, которая держит золотой орех)
- Какие строки о белочке из сказки А.С.Пушкина вы вспомнили?
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые.
- В каком домике жила белка?
(в хрустальном)
-Что такое хрусталь?
(это такое особенное стекло с красивым блеском, резьбой)
Выпишем слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
Поёт – пой, золотые – золото, позолоченный.
Проверяемые и непроверяемые ( распределить слова ) СЛАЙД???????????
9.Работа с деформированным предложением
Рассыпались предложения в хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите и исправьте ошибки в словах.
Дом, княз, белочька, выстроил, для, потом, хрустальный
На какие орфограммы допущены ошибки? (князь, белочка)
Князь для белочки потом, Выстроил хрустальный дом.
Подчеркните все орфограммы.
Какие слова рифмуются? (потом, дом)
Слабым ученикам карточки
Князь для _____________ потом,
Выстроил ____________ ______ .10. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Мальчики – в первой строчке Девочки – во второй строчке
Запишите свой выбор.
11. Итог урока: Могут подводить итог самостоятельно????????
Ребята, я подарила вам интересный урок?
- Назовите сказку, которая была добрым попутчиком на уроке?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Как можно пожелать удачи? (Попутного ветра)
- Какие орфограммы повторили?
- Как проверить написание слов с безударной гласной?
- В каких заданиях вы испытывали трудности?
- Что понравилось на уроке? Чтобы узнать ваше настроение в конце урока, орешки подарить белочки
(Ученик читает наизусть стихотворение)
Люблю я Пушкина творенье,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь сказки мы его читаем
Как он писал- без перевода.
- Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:
Сказка ложь, да в ней намёк
- Продолжите. Добрым молодцам – урок!
- Надеюсь, что каждый из вас извлек что-то нужное и важное для себя из урока – путешествия по сказке.
12. Домашнее задание: выписать любое четверостишие из сказки «О царе Салтане» А.С.Пушкина. Отметить карандашом изучаемые орфограммы в словах.
1. Орг. момент
- Необычный день у нас. И гостями полон класс.- Что гостям сказать нам надо?- Видеть Вас мы очень рады!
Видеть рада вас и я
Здравствуйте, присаживайтесь, друзья!
2. Эмоциональный настрой.
Я хочу в ваши ладошки Положить совсем немножко: Дуновенье ветерка, Чтоб развеял все печали. Лепесток от василька, Чтоб друзья не забывали. Лучик радуги цветной, Чтобы мир купался в красках. Шёпот звёздочки ночной, Чтобы снились только сказки. Каплю горного ручья, Чтобы сердце было чистым. А ещё в ладошки я Положу свой взгляд лучистый. И когда к тебе немножко Грусть нечаянно нагрянет, Ты раскрой свои ладошки, И тебе теплее станет !