Презентация по русскому языку на тему Речевой этикет


Речевой этикет Вмиг по речи распознали,Что царевну принимали…А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Речевой этикет 1. Понятие речевого этикета и важность его применения.2. Этикетные формулы.3. Современная русская речевая культура.4. Наука – вежливость в речевом этикете. Этикет (с французского языка) - «ярлык», «этикетка». Но образовалось это слово на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. Этикетные формулы: формулы благодарности формулы извинения формулы приветствия формулы вежливого отказа Формулы благодарности Благодарность – чувство признательности кому–нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.(словарь С. И. Ожегова) Благо – добро, благополучие. Благодарить – дарить добро Формулы благодарности Спасибо, большое спасибоБлагодарю васОчень признателен (признательна)Я вам многим обязан(а). У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен (благодарна). Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронут(а) вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили. Формулы приветствия Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Добрый вечер! Здорово, браток! Легок на помине! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Формулы извинения прости, пожалуйста,…прошу меня извинитьизвините, пожалуйста,.. Формулы вежливого отказа С И Т У А Ц И И:1) Одноклассники приглашают тебя в дворовую футбольную команду, но мама просит в то же время сходить в магазин. Ваши действия и возможные слова?2) Друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера, но это вещи папы. Ваши действия и возможные слова? Правила для говорящего Говорить не думая – все равно, что стрелять не целясьМигель де Сервантес Правила для говорящего Говорящий должен относиться к собеседнику доброжелательно. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение. Говорящий не должен навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственное мнение, и ставить в центр внимания собственное "я" ; Правила для говорящего Говорящий должен выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру;Во время беседы говорящий должен следовать логике развертывания текста. Правила для слушающего Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему; Выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение. Наука – вежливость в речевом этикете Формулы речевого этикета закрепились в пословицах, поговорках, фразеологических выражениях. Сформулируйте правила русского речевого этикета, рекомендуемые пословицами и поговорками.