Программа кружка дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности Эрудит
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новобатайская средняя общеобразовательная школа №9
Принята на заседании Утверждаю:
школьного методического Директор
методического объединения МБОУ Новобатайской
СОШ№9
от «__»_______________2016г. __________________/ФИО/
Протокол №___________
___________________2016 г.
Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования
общеинтеллектуальной направленности
«Эрудит»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Сидорова Наталья Вячеславовна
педагог дополнительного образования
с.Новобатайск, 2016г.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учитель начальных классов должен создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа кружка «Эрудит» состоит из двух разделов:
I раздел. Математика. Информатика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 1-4 классов игры-конкурса «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Выполнение заданий по литературному чтению для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Выполнение заданий по окружающему миру для 1-4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.
Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в начальном курсе можно путём включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Организация кружка «Эрудит» имеет научно-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, природоведению. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- формирование устойчивого интереса к углубленному изучению математических, природоведческих материалов и родного языка с учётом индивидуальных способностей учащихся;
- подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики.
Задачи:
- раскрытие творческих способностей ребёнка;
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
- закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
- привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
- расширить и углубить программный материал по данным предметам;
- пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе;
- содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к учению. Программа кружка «Эрудит» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает необходимость формирования у них умения доказывать своё решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через интересную деятельность. Необходимо отметить, что только в ней ребёнок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.
ПРИНЦИПЫ реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
· научность;
· сознательность и активность учащихся;
· наглядность.
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ:
наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных раздаточных материалов, проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
- Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
- Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах.
Формы и виды контроля.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде практических заданий и участие детей в олимпиадах.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы кружка «Эрудит» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению математики, русского языка и окружающего мира;
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
воспитание вежливого отношения к окружающим людям;
формирование мотивации дальнейшего углубленного изучения математики, русского языка и окружающего мира;
развитие сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами, включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием, контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – формирование у детей умения доказывать свое решение в ходе решений задач на смекалку, головоломок, через интересную игровую деятельность;
познавательная сфера – широкий тематический диапазон позволяет учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе;
трудовая сфера – владение умением распределять работу между детьми в группе;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды;
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию; использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; конструировать последовательность «шагов» (алгоритм); объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения.
Список рекомендуемой литературы и используемые интернет ресурсы:
1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2010.
2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2011.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2014.
4. Кенгуру-2015. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2015.
5. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2011 – 2015год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html5. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
7. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-168. Русский медвежонок – 2015. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2010.
9. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2012 – 2015 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
11. И. Б. Голуб "Путешествия по стране слов", М., "Просвещение", 2002.
12. В. Волина "Веселая грамматика", М., "Знание", 1995.
13. Н. М. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. "Просвещение", 1998.
14. Е. Е. Семенова. Занимательная грамматика. "Омега", М., 2001.
15. О. В. Узорова. Все предметы начальной школы в викторинах. АСТ-Астрель, М., 2002.
16. Ю. Р. Васильев. Занимательное природоведение. М., "Омега", 2007.
Литература для детей
1. "Упражнения на каждый день: логика для младших школьников". Ярославль "Академия развития", 2008.
2. А. Зак. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. М., НПО "Перспектива", 2003: "Познавать играя"; "Дебют мыслителя"; "Поиск девятого"; "Почтальон-вычислитель"; "Почтальон-читатель".
3. Л. М. Лихтарников. Занимательные логические задачи. "Лань", "МИК", Санкт-Петербург, 2006.
4 .Я. И. Перельман. Занимательные задачи для маленьких, М., "Омега", 1994.
№п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика 1 "Считай, смекай, отгадывай". 14 6 8 зачёт, тестирование
2 «Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики.» 15 8 7 творческая работа, проект
3 "Мир мультимедиа технологий" 11 6 5 зачёт, тестирование
4 « В начале было слово.» 11 6 5 творческая работа, проект
5 « Земля – наш дом.» 13 6 7 творческая работа, проект
"Считай, смекай, отгадывай".
Теория: Учащиеся получат теоретические знания о графических рисунках, признаках геометрических фигур, логических задачах, математическом и геометрическом конструировании, простейших комбинаторных задачах.
Практика: Учащиеся научатся с помощью учителя и самостоятельно решать разные виды математических и геометрических задач, решать логические и комбинаторные задачи, строить графические рисунки, сравнивать, классифицировать, выявлять закономерности при решении и составлении комбинаторных задач.
«Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики.»Теория: Учащиеся получат теоретические знания о буквенных головоломках, кроссвордах, анаграммах, шарадах, ребусах, « секретах» слов, узнают о общечеловеческих нравственных и культурных ценностях русского языка, научатся пользоваться справочной литературой.
Практика: Учащиеся научатся с помощью учителя и самостоятельно составлять и разгадывать буквенные головоломки, кроссворды, анаграммы, шарады, ребусы, научатся видеть ценность и красоту русского языка, использовать в своей работе различную справочную литературу.
"Мир мультимедиа технологий"
Теория: У учащихся сформируются первоначальные представления об информации и её свойствах, а также навыки работы с информацией с применением компьютера, различные виды мышления, в том числе операционное (алгоритмическое). Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Практика: Учащиеся получат первичные навыки работы на компьютере и возможность универсального использования компьютера как средства обучения.
« В начале было слово.» Теория: Учащиеся познакомятся с творчеством русских и советских писателей и поэтов, познакомятся с детской книгой как явлением культуры, её структурой, видами, жанрами, темами.
Практика: учащиеся смогут совершенствовать все виды речевой деятельности, овладеть правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитают интереса к книге и чтению, сформируют читательский кругозор и приобретут опыт самостоятельной читательской деятельности.
« Земля – наш дом.»Теория: Учащиеся узнают о разнообразном многообразии окружающего мира, получат сведения о необходимости и возможностях решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, о ведении здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Практика: У учащихся сформируются знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека, о нормах и правилах поведения в природе и выработки привычек их соблюдения в своей жизнедеятельност, ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. №п\пдата план дата факт время проведения занятия форма занятия кол – во часов тема занятия место проведения форма контроля
1 беседа 1 Вводное занятие по математике. актовый зал 2 - 3 интеллектуальн. игра, с\р2 Знакомство с графическими рисунками. выставочн. зал практич. задание
4 беседа 1 Вводное занятие по русскому языку. актовый зал тест
5 - 6 интеллектуальн. игра, с\р2 Буквенные головоломки. выставочн. зал творч. работа
7 беседа 1 Вводное занятие по информатике. актовый зал 8 - 9 интеллектуальн. игра, с\р2 Что умеет делать компьютер? выставочн. зал тест
10 беседа 1 Вводное занятие по литературному чтению. актовый зал 11 - 12 тематич. выставка 2 Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». актовый зал творч. работа
13 беседа 1 Вводное занятие по окружающему миру. актовый зал
14 - 15 викторина 2 Тайны вокруг нас. выставочн. зал творч. работа
16 - 17 интеллектуальн. игра, тематич. выставка. 2 Признаки геометрических фигур. спорт. площадка тест
18 - 19 интеллектуальн. игра, с\р2 Приёмы разгадывания ребусов. выставочн. зал творч. работа
20 - 21 интеллектуальн. игра, с\р2 Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»
выставочн. зал зачёт
22 - 23 беседа, тематич. выставка 2 Стихи и рассказы о Родине «С чего начинается Родина». актовый зал творч. работа
24 - 25 интеллектуальн. игра, круглый стол 2 Признаки предметов. выставочн. зал тест
26 - 27 интеллектуальн. игра, с\р2 Логические задачи. спорт. зал зачёт
28 - 29 интеллектуальн. игра, с\р2 Приёмы разгадывания кроссвордов, анаграмм, шарад выставочн. зал творч. работа
30 - 31 интеллектуальн. игра, с\р2 Упражнения на развитие внимания. выставочн. зал зачёт
32 - 33 беседа, тематич. выставка. 2 Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». актовый зал творч. работа
34 - 35 викторина 2 Свойства животных, их признаки. музей тест
36 - 37 интеллектуальн. игра, с\р2 Закономерности, сравнения, классификации. спорт. площадка тест
38 - 39 викторина 2 Игры со словом – фантазирование. выставочн. зал творч. работа
40 - 41 интеллектуальн. игра, круглый стол. 2 Логика и конструирование. выставочн. зал зачёт
42 – 43 викторина 2 Сказочные загадки. спорт. зал проект
44 - 45 викторина 2 Признаки времён года. музей творч. работа
46 - 47 интеллектуальн. игра, с\р2 Простейшие комбинаторные задачи. выставочн. зал зачёт
48 - 49 викторина 2 Слова - друзья. актовый зал творч. работа
50 - 51 интеллектуальн. игра, с \р2 Решение логических задач. спорт. зал зачёт
52 - 53 беседа, тематич. выставка 2 Дети – герои книг. актовый зал творч. работа
54 - 55 викторина 2 Этот загадочный растительный мир. музей тест
56 - 57 интеллектуальн. игра, с\р2 Олимпиада по математике и информатике. выставочн. зал тест
58 - 59 интеллектуальн. игра, с\р2 Олимпиада по русскому языку и литературному чтению.
выставочн. зал тест
60 - 61 интеллектуальн. игра, с\р2 Олимпиада по окружающему миру. выставочн. зал тест
62 викторина 1 Конкурс скороговорок. актовый зал творч. работа
63 - 64 беседа 2 Что мы узнали о математике и информатике. выставочн. зал творч. работа