Рабочая программа элективного курса 11 класс. Русское правописание.

Краснодарский край муниципальное образование Новопокровский район пос. Кубанский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от « 29» августа 2016 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее 10-11 класс

Количество часов 68 Уровень базовый_

Учитель Голованюк Андрей Анатольевич

Программа разработана на основе программы элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация», автор-составитель С.И.Львова, Москва, «Мнемозина», 2009 год











Рабочая программа по элективному курсу
РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» составлена на основе программы элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И.Львовой , Москва, «Мнемозина» 2009 год. Программа рассчитана на 68 часов, (10 -11класс) что соответствует количеству часов, определенному базисным учебным планом на 2016-2017 уч.год
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умении применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексии» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правки группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучение правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей). На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, окружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография 10-й класс, пунктуация 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации совершенствование орфографических умений. Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова функциональной грамотности,
то есть способности извлекать, понимать-передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствие определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).



Таблица тематического распределения часов


№п/п
Раздел, темы
Кол-во часов



авторская
рабочая


Раздел 1. Орфография
34
34

1
Особенности письменного общения
2
2

2
Орфография
32
32

2.1
Орфография как система правил правописания
2
2

2.2
Правописание морфем
18
18

2.3
Слитные, дефисные и раздельные написания
10
10

2.4
Написание строчных и прописных букв
2
2


Раздел 2. Пунктуация



3
Речевой этикет в письменном общении
2
2

4
Пунктуация
32
32

4.1
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
3
3

4.2
Знаки препинания в конце предложения
1
1

4.3
Знаки препинания внутри простого предложения
13
13

4.5
Знаки препинания между частями сложного предложения
8
8

4.6
Знаки препинания при передаче чужой речи
3
3

4.7
Знаки препинания в связном тексте
4
4


Итого
68
68





2. Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения данного курса ученик должен знать/понимать:
Семантическую сторону анализируемого явления
Систематизировать знания по орфографии и пунктуации
Совершенствовать умение применять полученные знания, учитывая речевую ситуацию
Владеть различными видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания, свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи

4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. Тула, 2003.
Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо: факультативный курс. М., 1974.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. М., 2002, 20032004, 20042005, 2006- 2007, 2008-2009
Львова С. И. Словообразование занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 811 классов. М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1991.
Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. М., 1986.
Панов М. В. Занимательная орфография. М., 1984.
Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., 1964.
Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. М., 1985.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.






Согласовано
заместитель директора по УВР
___________/

«___» августа 2016 года

Краснодарский край муниципальное образование Новопокровский район пос.Кубанский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

По курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Класс 10 класс

Учитель Голованюк Андрей Анатольевич

Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы Голованюк Андрея Анатольевича, утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 29 августа 2016 года









Название темы, раздела
Кол-во
часов
Дата урока
Корректировка
Оборудование





план

факт




Особенности письменного общения
2





1
Речевое общение. Виды речевой деятельности






2
Особенности письменной речи







Орфография
32






Орфография как система правил правописания
2





3
Орфография как раздел правописания.
1





4
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них
1






Правописание морфем
18





5
Система правил, связанных с правописанием морфем. Морфематический принцип написания морфем
1






Правописание корней
5





6
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня
1





7
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые
1





8
Правила, нарушающие единообразие написания корня
1





9
Группы корней с чередованием гласных. Чередование согласных корня
1






Правописание приставок
3





10
Фонетический принцип написания приставок на з/с
1





11
Морфологический принцип написания приставок
1





12
Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-
1






Правописание суффиксов
6





13
Система правил, связанных с написанием суффиксов
1





14
Типичные суффиксы существительных и их написание
1





15
Типичные суффиксы прилагательных и их написание
1





16
Типичные суффиксы глагола и их написание
1





17
Образование причастий с помощью суффиксов и их написание
1





18
Правописание н и нн в причастиях и прилагательных
1






Правописание окончаний
4





19
Система правил, регулирующих правописание окончаний
1





20
Е-и в окончаниях существительных, прилагательных, причастий
1





21
Правописание личных окончаний глаголов
1





22
Правописание согласных на стыке морфем. Правописание ь после шипящих
1






Слитные, дефисные написания морфем
10





23
Система правил данного раздела правописания
1





24-25
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
2





26
Различение приставки ни и слова ни
1





27
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях
1





28-29
Особенности написания производных предлогов
2





30
Особенности написания союзов от созвучных им сочетаний слов
1





31
Образование и написание сложных слов
1





32
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи
1






Написание строчных и прописных букв
2





33
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы
1





34
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
1






Речевой этикет в письменном общении
2





35
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация
1





36
Речевой этикет в частной и деловой переписке
1






Пунктуация
32






Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
3





37
Принципы русской пунктуации
1





38
Основные функции пунктуационных знаков
1





39
Разделы русской пунктуации
1





40
Знаки препинания в конце предложения
1






Знаки препинания внутри простого предложения
13





41
Система правил данного раздела пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым
1





42-43
Знаки препинания между однородными членами предложения
2





44
Однородные и неоднородные определения
1





45
Обособленные определения
1





46
Обособление приложений
1





47
Обособление обстоятельств
1





48
Обособление дополнений
1





49
Обособление уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения
1





50
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом
1





51-52
Знаки препинания в предложениях с вводными словами
2





53
Знаки препинания в предложениях с междометиями, утвердительными и отрицательными словами
1






Знаки препинания между частями сложного предложения
8





54
Виды сложных предложений
1





55
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
1





56-57
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения
2





58-59
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
2





60-61
Знаки препинания внутри сложной синтаксической конструкции
2






Знаки препинания при передачи чужой речи
3





62
Прямая и косвенная речь
1





63
Оформление на письме прямой речи и диалога
1





64
Разные способы оформления на письме цитат
1






Знаки препинания в связном тексте
4





65-66
Связной текст
2





67
Авторские знаки
1





68
Абзац как пунктуационный знак
1






ыђ Заголовок 2 Заголовок 3ыђ Заголовок 615