Урок русского языка для 3 класса Наблюдение за словоизменением имени существительного

Урок русского языка в 4 классе

Автор: Харитонова Ольга Игоревна
Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных.
Предмет: русский язык
УМК «Школа 2000»
Класс:4
Оборудование:
- учебник "Русский язык" для 4 класса, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, изд. М., "Баласс", 2012;
-"Дидактический материал" к учебнику "Русский язык" для 4 класса, Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, изд. М., "Баласс", 2012;
-грамматическая сказка В.Волиной про названия падежей
-толковый словарь русского языка Ожегова
-Арсирий « Занимательная грамматика»
- схема-опора "Падежи";
- индивидуальные тесткарты по изученному материалу русского языка:
1)по теме "Роль имени существительного в предложении и в речи";
2)на закрепление изученного материала по теме:
«Имя существительное. Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных» (для нетбука).
-мобильный класс
-интерактивная доска

Минимальные требования к программным ресурсам:
Используемые электронные ресурсы и сервисы:
Место урока в образовательном процессе: 2 четверть,18 урок по теме: «Наблюдение за словоизменением имен существительных.»

Подготовка к уроку: создание презентации в программе «SMART Board»,подготовка инсценировки стихотворения-шутки Г.Граубина учащимися, создание теста в программе «Classroom Management»(Редактор экзаменов).
Примечание


Технологическая карта изучения темы

Тема:
"Наблюдение за словоизменением имен
существительных".


Тип урока по целеполаганию:
Комбинированный урок

Цель урока:
Наблюдение за словообразованием и словоизменением имен существительных, за их ролью в предложении в процессе морфемного и морфологического разборов; ознакомление с названием падежей


Задачи урока:
1.Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения. Уметь применять его и действовать по алгоритму. Отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж.
2. Развивать орфографическую зоркость, зрительную память
3. Воспитание любви и интереса к русскому языку
4.Реализация на уроке здоровьесберегающих методик.


Основные термины и понятия темы:
Орфограмма, словообразование, словоизменение, морфемный, морфологический разбор, падежи, алгоритм

Личностные результаты:
Научатся давать самооценку, определять позитивные и негативные причины успешности; определять и поддерживать учебную, а в дальнейшем социальную мотивацию

Предметные результаты:


Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать
Регулятивные УУД: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия; осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты

Коммуникативные УУД: научатся задавать вопросы. Использовать речевую деятельность для решения коммуникативных задач; учитывать разные мнения, ориентироваться на мнение партнёра; сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию

Организация пространства: урок-исследование

Межпредметные связи: связь с литературой, окружающим миром
Формы работы: индивидуальная, в парах и коллективная

Ход урока:

I. Организация класса.

Повторение изученного и проверка домашнего задания.
Используются индивидуальные тесты по теме "Роль имени существительного в предложении и в речи" (Работа с нетбуками) (Отправка файлом):

Расставь необходимые знаки препинания,
вставь буквы на месте пропусков.


Ж_ли-были трое троллей
На в_рш_нах дал_них гор.
Ж_ли тролли (не)скучали
И м_лч_ли с давних пор.
Как-то раз, никто (не)знает,
От каких таких причин
В той стр_не3 раздался грохот.
Что за шум спр_сил один.
Но затих ужас_ный грохот
И опять настал покой.
Двести лет прошло в м_лч_н_е.
Это мышь ск_зал другой.
А, когда еще столет_е
Пр_т_кло над краем снов,
Третий тролль ск_зал Прощ_йте,
Ненавижу болтунов.
(Ю. Вронский)

В стране3 –

Найди предложения, соответствующие схемам
1. [ , и ].
2. [ ], и [ ].
Расставь необходимые знаки препинания,
вставь буквы на месте пропусков.

Ж_ли-были трое троллей
На в_рш_нах дал_них гор.
Ж_ли тролли (не)скуч_ли
И м_лч_ли с давних пор.
Как-то раз, никто (не)знает,
От каких таких причин,
В той стр_не3 раздался грохот.
Что за шум спросил один.
Но затих ужас_ный грохот
И опять настал покой.
Двести лет прошло в м_лч_н_е.
Это мышь ск_зал другой.
А, когда еще столет_е
Прот_кло над краем снов,
Третий тролль ск_зал Прощ_йте,
Ненавижу болтунов.
(Ю. Вронский)

В стране3 –

Актуализация знаний по теме "Словоизменение и словообразование".
1. Упр. 118, стр. 73. Два ученика работают на доске: первый выписывает формы слова, второй – однокоренные слова.

цирк
у цирка
к цирку
с цирком
цирк
циркач
цирковой

 Что общего в основах слов, записанных в столбик?
Вывод: при изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, Это – словоизменение. При образовании однокоренных слов изменяется основа слова. Это – словообразование.

Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы будем наблюдать за словоизменением имен существительных. (Тема написана на открытой доске)
Упр. 117, стр. 73 выполняется по заданию с комментированием:

(с чем?) с цирком
(вокруг чего?) вокруг цирка
(во что?) в цирк
(к чему?) к цирку
(что?) цирк
(в чем?) в цирке

Что же меняется в слове "цирк": основа или окончание?
Почему существительное в тексте меняет окончание?
Вывод: в зависимости от вопроса изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.
Прочитайте текст упр. № 119 самостоятельно и проверьте правильность своих выводов.
Совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно с точкой зрения ученого-языковеда Успенского?

Физминутка 1: цирковые движения под аккомпанемент фортепиано. (Муз. Т. Лак, "Этюд")

Знакомство с новым материалом.
2. Работа по учебнику
Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова "Слон и Моська", упр. 120, стр. 74. В учебнике при чтении карандашом допишите окончания к существительному "Слон" в разных формах.
Выпишите словосочетания с существительным "Слон", выделяя окончания:

водили (кого?) Слона
в диковинку (кто?) Слоны
ходили (за кем?) за Слоном
увидевши (кого?) Слона
возиться (с кем?) со Слоном

Работа с текстом определения.
В полголоса прочитайте 1 часть определения (стр. 74).
Какое это такое изменение? (Изменение по вопросам).
Прочитайте 2 часть определения (стр. 74).
Что вы узнали про падежи?
Что теперь хочется узнать? (Название падежей, чем они отличаются друг от друга).
Я буду вам рассказывать грамматическую сказку В. Волиной про названия падежей, а вы будете находить в рамке на стр. 75 этот падеж, хором проговаривать название, вспомогательные слова и сами вопросы.

"Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать Именительный. (1-я строчка)
Родился – стал Родительный. (2-я строчка)
Пока он был малышом, ему все давали, он стал Дательным. (3-я строчка)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4-я строчка)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка)
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный." (6-я строчка)

На интерактивной доске постепенно заполняется схема-опора, но с краткой записью падежей:

И.п. кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чем?

Повторите все падежи по краткой записи.
Прочитайте вопрос под рамкой (стр. 75). (К одушевленным именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевленным именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чем?)
Запомните, как пишется слово "падеж", запишите его в словарь и подберите однокоренное слово:
Словарь: падеж, падежный. (Словарные слова с формулировками выводятся на интерактивную доску)
Будет ли слово "падежи" однокоренным?

Физминутка 2: слушание ролевого чтения стихотворения-шутки Г. Граубина и формулирование детьми эмоционально – оценочных суждений.

"Спросили Лежебокина:
 А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
 В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
 Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
 Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный!"

Можно ли по падежам Лежебокина изменять имена существительные? Почему?
Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин?

Упражнение в изменении имен существительных по падежам.
1.)Упр. 121, стр. 75 выполняется по заданию.
Запишите сокращенно название падежей в столбик с вопросами к слову "кот". (Это одушевленное существительное.)

И.п. кто?
Р.п. кого?
Д.п. кому?
В.п. кого?
Т.п. кем?
П.п. о ком?

Измените существительное "кот" по падежам, выделите окончания.

И.п. кто? кот
Р.п. кого? кота
Д.п. кому? коту
В.п. кого? кота
Т.п. кем? котом
П.п. о ком? о коте

Какие вопросы для изменения по падежам используем к слову "сосна"?
Запишите их во второй столбик, как показано в учебнике. Измените по падежам существительное "сосна", выделите окончания.
2)Молодцы, ребята!
А теперь, чтобы закрепить свои успехи в правильном написании падежных окончаний имен существительных, выполним тест. (Класс работает с нетбуками) (E-Learning class)

Тест «Имя существительное. Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных»

1. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?
1) в библиотек...
2) на опушк...
3) на небосклон...
4) на местност...


2. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) лечиться в госпитал...
2) щётка для стирк...
3) расположение батаре...
4) отъехать от площад...


3. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) в Карели...
2) на Енисе...
3) приток Би...
4) в Якути...


4. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) без задней мысл...
2) отойти от берёзк...
3) ошибиться в задани...
4) идти по алле...


5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) уступать в скорост...
2) изменения в расписани...
3) рисовать в альбом...
4) без фруктовой карамел...


6. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?
1) к поющей молодёж...
2) отдыхать в деревн...
3) в русл... реки
4) в воздух...


7. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?
1) в пронесшемся вихр...
2) без последующей встреч...
3) о зимней стуж...
4) о подснежник...


8. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) беседа о смелост...
2) полёт без пересадк...
3) спускаться по тропинк...
4) петь от радост...


9. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании не пишется И?
1) в гербари...
2) об идеал...
3) в жизн...
4) без вуал...


10. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?
1) к Наталь...
2) обратиться к Дарь...
3) на Алта...
4) у Мари...

Итог урока.
Изменение имен существительных по падежам – это словообразование или словоизменение? Объясните.
Какие падежи запомнили?

Итог работы, оценки, домашнее задание.
Упр. 1, стр. 38, "Дидактический материал": записать существительные во всех падежных формах с вопросами.
Выучить таблицу "Падежи" на стр. 75.






Использованные ресурсы:








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




{ђ Заголовок 215