Урок русского языка на темуНаблюдение за словоизменением имен существительных
Конспект урока
Педагог Мельникова Елена Владимировна
Предмет Русский язык 3 класс
Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных
Цель урока: Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,
Задачи урока: вспомнить правописание прямой речи , повторить и систематизировать знания об имени существительном ; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Оборудование урока:
-материал (карточки-задания для самостоятельной работы)
- презентация
1. Организационный момент. (2 мин.)
ЦЕЛЬ: Создание ситуации успеха для каждого учащегося. мотивация к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
Задачи: активизировать мышление учащихся и побудить к ново теме урока .Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Повернулись друг к другу и улыбнулись. Настроились на хорошее настроение. (слайд 1)
«Вообще умение увидеть смешное и сказать смешно о серьезном, очень часто выручало меня в жизни»-
-Кому принадлежат эти слова? Сегодня на уроке мы тоже будем видеть смешное ,но говорить будем о серьезном. Отвечают на вопросы учителя.
-И.Крылову2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. (8-10 минут)
ЦЕЛЬ:
1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить изученные знания об имени существительном.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.
3. Зафиксировать необходимость введения нового понятия - падежи.
Задача: активизировать мышление учащихся при помощи использования дидактического материала, способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.
Критерии достижения целей и задач: качественное составление схем предложений
Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальный, личностно-адаптированный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создание необходимой образовательной среды. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для повторении и закреплении знаний. Создание мотивации на успех для каждого ребёнка. Организация корректировки знаний для детей, не справившихся с работой.
Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
1. Составьте схемы предложений.
1. На лугу кузнечики стрекотали, над прудом стрекозки летали.
2. Сороки, вороны, вороны слетелись к кормушке.
3. Я проводил их всё тем же советом: "Не попадайтесь зимой".
4. " Учитель наш, граф Лев Николаевич, он с нами часто играет после уроков", - ответил мальчик.
- Поменяйтесь файлами, проверьте схемы (по 2 слайду). Поставьте оценки соседу.
- Назовите во втором предложении грам. основу.
- Какой частью речи выражено сказуемое, подлежащее?
- Что такое имя существительное?
- Как изменяются существительные ? Это постоянный признак или непостоянный ?
Молодцы, А какой признак постоянный? (слайд №2)
-Какая тема объединяет этих люде ? Где они все работают?
-Назовите однокоренные слова слову ЦИРК.
-А у меня вот какие слова получились.
-Все ли верно у мен записано?
Цирк, у цирка, циркач, цирковой (номер),к цирку, с цирком.
2. Определите род существительных и прилагательных.
-Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова.
-Обозначьте во всех словах окончание и основу.
- ЧТО ЗАМЕТИЛИ?
Раздаточный материал (карточки).
Ученики составляют схемы предложении , анализируют, делают выводы.
Обмениваются файлами, проверяют схемы, ставят оценку.
Повторяют знания о существительном. Вспоминают постоянный признаки или непостоянные имени существительного.
Нахождение ошибок у учителя.
Делают вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова.
3. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)
Учебная цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия-падежи. Зафиксировать понятие падеж.
Цели и задачи: дать понятие –падеж, пронаблюдать за словоизменением имен существительных;
активизировать творческие способности учеников;
воспитывать интерес к предмету, речевой культуры учащихся,
Основные положения нового учебного материала:
Чтобы имя существительное могло в разговоре(или на письме) правильно соединятся с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания . В разных случаях , отвечает на разные вопросы, существительное применяет разные окончания , оно имеет возможность менять свои окончания.
Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. (2 МИНУТЫ)
- А знаете ли как называется изменение существительных по вопросам? Прочитайте текст № 116.
Вопросы из учебника.
-Происходит слово изменение, а это и есть по падежам, Наша тема урока(Слайд 4- тема урока)
-Кто может сформулировать вывод? Для чего меняется окончании в предложении7-Совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно, с точкой зрении ученого-языковеда №118
-Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году.
-А кто саамы веселы в цирке?
ФИЗМИНУТКА- Охрана здоровья детей.
.(показать выражением лица настроение, которое показано на картинке).
Ученики осознают образовательную ситуацию урока.. Читают вопросы к упражнению .и делают умозаключения. Самостоятельно указывают причины затруднения, выявляют существенный признак изменение существительных по вопросам , и связи слов в предложении.
Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой.
4. Закрепление учебного материала. (10 мин.)
Учебная цель: выяснить, насколько ученики могут изменять окончания у существительных в разных его формах употребления.
Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать и оценивать результаты работы.
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, сочетание различных видов деятельности.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель отслеживает в процессе выполнения упражнения :-согласованы ли решение и его комментирование;
- какая часть детей включена в комментирование выбора вопроса и окончания ;- успешно ли дети справились с предложенными заданиями.
-грамотная ли речь.
А сейчас мы будем дописывать окончания к слову существительному в разных его формах №119
-Чтение отрывка из басни;
-Дописывание окончания карандашом в учебнике;
- Трудно ли тебе было выполнять это задание?
-выписывание словосочетания по образцу в учебнике.
Что вы узнали про падежи?
- Что теперь хочется узнать? (название падежей, чем они отличаются друг от друга)
Чтение правила
Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и многому научиться.
Подведение итогов, оценок
-Что же такое словоизменение?
Рефлексия учебной деятельности.
Листок рефлексии.
На сегодняшнем уроке я:
1. понял, что знаю очень мало;
2. остался доволен результатами своей работы;
3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников;
Учащиеся работают с тетрадью и учебником. Дописывание окончаний к слову слон ,выписывание словосочетаний по образцу. Проговаривание вопроса в громкой речи. Учащиеся класса воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъектным опытом.
Производится самооценка детьми своей деятельности. Выявляется эмоциональное и психофизиологическое состояние детей. Дети проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, намечают цели последующей деятельности.
5. Задание на дом. (5 мин.)
Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны с помощью таблицы «Падежи» на с.96 записать существительные во всех падежных ормах с вопросами, выделить в них окончания
Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие таблицы «Падежи».
Деятельность учителя
Организует домашнее задание:
С,117№ 1
с помощью таблицы «Падежи» на с.96 записать существительные во всех падежных ормах с вопросами, выделить в них окончания .По желанию, составить несколько предложении с одним из слов.
.
Деятельность учащихся
Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.