Урок русского языка в 4 классе на тему Изменение имён существительных по падежам.
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ПО ПАДЕЖАМ
Урок 50 (58).
Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
– Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
Введение в раздел.
– Открываем учебник на стр. 107.
– Прочитайте название раздела.
– Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму.)
– Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? (То же самое слово.)
– А что изменится в слове? (Окончание.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
II. Формулирование проблемы.
НА КАРТОЧКАХ
повесить на доске
– Что для вас является новым в названии раздела? (Падеж).
Словарная работа: – Прочитаем это слово по слогам. (Па-деж).
– Сколько слогов в этом слове? (2).
– Назовите 1-ый слог. (па-).
– Назовите 2-ой слог. (-деж.)
– Какой слог ударный? (2-ой слог – -деж).
– Какая в слове орфограмма? (непроверяемая гласная в корне
слова – словарное слово).
– Запишем слово в словарики, поставим ударение, обозначим
орфограмму.
– Слово «ПАДЕЖ» является новым для вас.
– Какой вопрос возникает? (Что такое падеж?)
– На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока. (Падеж, имя существительное.)
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
III. Открытие новых знаний.
ВСЛУХ С МЕСТА.
У ДОСКИ ПО ЦЕПОЧКЕ
ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ В ГРУППАХ ВОПРОСЫ
ВСТАЛИ ИЗ-ЗА ПАРТ
НА ДОСКЕ НАПИСАНЫ СЛОВА В 2 СТОЛБИКА
ЧИТАЕМ ВСЛУХ С МЕСТА
ЧИТАЕМ ВСЛУХ С МЕСТА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ с корабликом
ЧИТАЮТ ПРО СЕБЯ
1. Работа по учебнику.
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
а) Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк.
Выполняется по заданию.
– Прочитайте отрывок из повести И. Василенко «Артёмка в цирке». Обратите внимание на выделенные имена существительные.
ПРОЧИТАЛИ.
– Как вы думаете, это одно и то же слово или разные слова? (одно и то же).
– Почему? (в словах изменяется только окончание.)
–Выпишем выделенные слова с предлогами, поставим к ним вопрос, обозначим основу и окончание.
ВЫПИСАЛИ.
– Что же меняется в слове цирк – основа или окончание? (окончание).
– Для чего это нужно? (для связи слов в предложении).
– Какие вопросы возникают? Обсудите в группах 1 минуту и предложите свои версии.
– Итак, пожалуйста, кто у вас отвечает? (– Почему сущ-ное в тексте меняет
свои окончания?
– От чего зависит, какое именно
окончание у сущ-ного цирк в
каждом случае?).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
– Поиграем в игру «Да-нет-ка».
– Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать определёнными движениями: «ДА» – поднимать руки вверх, «НЕТ» – приседать. Готовы?
– «У ЦИРКА» – это форма слова цирк? (ДА). – руки вверх
– «ЦИРКАЧ» – это форма слова цирк? (НЕТ). – приседают.
– «ЦИРКОВОЙ» (номер) – это однокоренное слово слову цирк? (ДА). – руки вверх.
– «К ЦИРКУ» – это форма слова цирк? (ДА) – руки вверх.
– «С ЦИРКОМ» – это однокоренное слово? (НЕТ). – приседают.
– «ЦИРКАЧ» – это однокоренное слово? (ДА) – руки вверх.
– «С ЦИРКОМ» – это форма слова цирк? (ДА) – руки вверх.
– МОЛОДЦЫ!!!
цирк цирк
у цирка циркач
к цирку цирковой
с цирком
– Как вы определили: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? (У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.)
б) Упр. 118 – проверка собственных выводов.
– А теперь давайте проверим, совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно, с точкой зрения учёного-языковеда.
– Прочитаем текст в упражнении 118.
ПРОЧИТАЛИ.
– Какие слова автор выделил в тексте? (предложения, окончания, разные вопросы, разные окончания.)
– Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)
– Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.)
2. Введение понятия падеж.
1) Работа с текстом определения.
– Обратимся к стр. 110 в учебнике.
– Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы.
– Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы.)
– Прочитайте 2-ю часть правила – таблицу.
– Сколько в ней столбцов? (3).
– Назовите их. (Название падежа, вспомогательные слова, падежный вопрос).
– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу, вместе со вспомогательными словами.
– Почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задать вопрос, они помогают.)
СКАЗКА
– А теперь мы с вами отправимся в небольшое путешествие по морю Грамматики и посетим острова–падежи. Я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы мне помогайте – будете находить в рамке на с. 110 этот падеж:
1-ая группа хором будет проговаривать название падежа;
2-ая группа – вспомогательные слова;
а 3-я группа – сами вопросы.
ИТАК
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал
Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.
(В. Волина)
2) Работа после чтения определения.
– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.
– Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? (нет).
– Тогда что же такое изменение имён существительных по падежам – это словообразование или словоизменение? (словоизменение).
– Почему? (у сущ-ных изменяется только окончание).
– Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? (К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Развитие умений.
САМОСТОЯ
ТЕЛЬНО ПИШУТ НА МЕСТАХ
Работа по учебнику.
– У вас на столе лежат карточки с заданием.
– Прочитайте данное стихотворение.
– Выпишите слово «кот» по падежам из следующего стихотворения:
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот. И. п. (кто?) ___________________
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота. Р. п. (кого?) ___________________
И теперь и за версту
Не приблизится к коту. Д. п. (кому?) ___________________
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота, В. п. (кого?) ____________________
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом. Т. п. (кем?) _____________________
Там дрожит и в темноте –
Вспоминает о коте. П. п (о ком?) ____________________
(А. Грачёв)
– Почему у падежей записан 1 вопрос? (кот-одушевлённое имя сущ-ное).
ЗАПИСАЛИ.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
– Поменяйтесь листочками с соседом, возьмите в руки простые карандаши и проверьте работу своего соседа.
– Поставьте отметку.
– Возвращаем работу своему соседу.
начало формирования алгоритма самооценки
– Что вам нужно было сделать? (выписать слово «кот» по падежам из стихотворения).
– Кому удалось выполнить задание?
– Кто сделал всё правильно?
– У кого были недочёты?
– Какой был уровень задания? (необходимый).
– Какие умения формировались при выполнении этого задания? (изменять имена сущ-ные по падежам).
– Какую отметку ты бы себе поставил? Поставьте рядом с отметкой соседа зелёной ручкой.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Итог урока.
– Как называется словоизменение имён существительных? (Изменение по падежам.)
– Какие падежи запомнили?
– Сколько их? (6).
– Что у вас получилось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
VI. Домашнее задание.
Выучить таблицу «Падежи» на с. 110.
– Выберите из домашнего задания то задание, которое вам больше понравится, и выполните его.
2. Упр. 1, с. 134.
3.Упр. 119, с. 109.
4. С. 30 – тренажёр.
ПАДЕЖ
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
© ООО «Баласс», 2014 13 PAGE 14915
Заголовок 315