Урок русского языка в 4 классе «Упражнения в склонении имен существительных, распознавание падежей»
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Упражнения в склонении имен существительных, распознавание падежей"
Толстова Мария Фёдоровна, учитель начальных классов
Цели: Способствовать развитию умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе, знакомство с приемами распознавания падежей, развитию орфографической зоркости, речи, умения мыслить, делать выводы, воспитывать чувство прекрасного через художественное слово, любовь к природе, русскому языку.
Введение в урок. 1. Организационный момент.
- Как отдохнули?
- Настроение какое?
- Вот опять звенит звонок
Мы начнём сейчас урок?
- Пусть пойдёт он всем вам ВПРОК!
- Как вы понимаете ВПРОК? Ответы детей, которые предполагают, что урок для них должен пройти с пользой.
- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Чтобы он прошёл с пользой.
2. Работа в тетрадях. А уроках русского языка мы ещё учимся правильно и красиво писать. Вам первое задание: записать красиво 2 предложения.
Чистописание.
а) Запись числа.
б) Запись предложения.
Я дала книгу девочке. Я дала книгу девочки.
- Прочитайте предложение и спишите очень старательно. ( Работа детей)
- А теперь на полях начертите «Волшебную лестницу». Оцените свою запись и покажите на каком уровне вы написали. ( оценивание себя).
- Хорошо. Вы оценили себя. А сейчас посмотрите на доску и подумайте:
- Чем различаются эти два предложения? (словами «девочке» и «девочки» )- Чем различаются эти два слова ? (В первом предложении указано на то, кому дана книга. Во втором предложении – чью книгу дали.)
- Как вы определили? ( Разные окончания, значит, разные падежи)
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Ответы.
- Итак, тема сегодняшнего урока « Склонение имён существительных».
Слайд 1.
- А какие задачи поставили перед собой?
Слайд 2.
Задача:
а) Углубить свои знания об имени существительном.
б)Научиться склонять имена существительных.
в)Познакомиться с приемами распознавания падежей.
3. Работа по теме урока.
- Сегодня начинаем изучать большую тему, которая имеет очень важное значение в курсе русского языка “Склонение имен существительных”. Вы уже знакомы со склонением имен существительных и падежами, но это было первое знакомство. Теперь мы будем очень подробно изучать особенности падежных окончаний существительных. Ведь без этих знаний вы не сможете грамотно писать. Сегодня будем упражняться в распознавании падежей.
4. - Начнем с повторения.
- А давайте вспомним, что такое «Имя существительное».
- Задайте друг другу вопросы по данной теме и оцените друг друга, оценки поставьте на полях.
Примерные вопросы детей.
1. Что такое имя существительное?
2. Что обозначают имена существительные?
3. На какие вопросы отвечают?
4. Какой род имеют?
5. Как изменяются?
6. Сколько падежей в русском языке?
- Все поставили оценки? Молодцы!
Слайд 3.
- Значит, чтобы точно выразить свою мысль, правильно написать окончания имён существительных, надо ЗНАТЬ ПАДЕЖИ!
- К доске приглашаются два ученика.: первый просклоняет слово УЧЕНИК, а второй – ЗВОНОК.
И. п. Кто? Что? Звонок ученик
Р. п. Кого? Чего? Звонка ученика
Д. п. Кому? Чему? Звонку ученику
В. п. Кого? Что? Звонок ученика
Т. п. Кем? Чем? Звонком учеником
П. п. О ком? О чём? О звонке об ученике
- Что называется склонением?- Легко просклонять существительные по вопросам? Почему? (высказывание учащихся). Какая часть слова изменялась?- А если существительное уже стоит в форме какого-либо падежа в предложении, как будете определять падеж? (высказывания детей).
5. Работа по учебнику.
- Итак… Чтобы узнать падеж имени существительного, нужно хорошо знать падежные вопросы, предлоги, уметь находить слово в предложении от которого зависит существительное.
- А теперь выполним упражнение 110. Разберём 1 предложение. Найдите выделенное слово.
- Как вы определили падежи существительных? Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.
- Правильно ли мы вывели памятку? Прочитайте памятку на странице 53.
- Поработаем с памяткой стр.53.
- Продолжим упражнение 110.
6. Физкультминутка. Слайд 4.
7. - Составьте из данных слов предложение. Укажите падеж выделенных существительных.
Слайд 5.
- Посмотрите на доску. Здесь написаны словосочетания. Вы должны определить падеж существительных. А потом оцените себя.
- Молодцы! Справились и с этим заданием.
Расцвел на дереве П пУчился в школе ( в чем?) П пВстретил маму (кого?) В п
Прочитал в учебнике (чем?0 П п
Подъехал к оврагу ( кому?) Д п
Убежал за братом (кем?) Т п
Подарил игрушку ( что?0 В пДружил с сестрой ( с кем?) Т п
Покрасил пол ( что?) В п
Закрыл квартиру ( что?) В п
Въехал в дом ( что?) В п
8. Работа с дополнительным материалом.
- Разделитесь по 4. Вам дается текст. Попытайтесь найти существительное и определить в каком падеже.
Текст 1.
В детстве я дружил с зайцем, с собакой, с голубями, рыбами, канарейками. Только вы должны знать, что дружить – это значит жалеть, и поэтому нельзя поймать ёжика и принести его домой; нельзя поймать белочку и посадить её в клетку. Какая же это дружба! Какая же это любовь! Ведь каждому в неволе плохо.
Текст 2.
Как бы вы хорошо ни кормили ёжика, как бы ни ухаживали за белкой, им будет плохо, и они в конце концов могут умереть! И вы будете в этом виноваты.
Текст 3.
Надо уметь отличать клён от липы, ёлку от пихты, а сосну от лиственницы. Нужно хорошо знать, что птицы и животные очень привыкают к человеку. Даже дикий медведь никогда первый на человека не бросается.
Текст 4.
Если с животными, которые живут вокруг нас, хорошо обращаться, они становятся совсем ручными. В Москве, в Останкинском парке, многие кормят белок прямо из рук. Даже маленькие дети. Очень важно, чтобы вы научились любить всё живое.
- О чём эти тексты? Вывод: надо бережно относиться к природе.
Упражнение 111. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных существительных.
9. Домашнее задание.
Упражнение 112. Это задание на «4». А кто хочет получить «5», то выполните дополнительное задание. Выписать из словаря словосочетание и определить падеж. Слайд 6.
Итого урока: Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Как определить падеж имени существительного? Урок был плодотворным?
Слайд 7.
10 .Оценивание за урок.
- Кто считает, что работал на “5” встаньте, на “4”. Молодцы!
Спасибо за работу!