Статья К проблеме развития художественного восприятия детей в образовательной среде ДОУ
Меньщикова Е. Н.
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОУ
В настоящее время проблеме развития художественного восприятия уделяется большое внимание (Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И). Возможности развития художественного восприятия, предопределенные возрастными особенностями дошкольника, могут быть утрачены при взрослении ребенка. Как правило, ребенок, оставляет изобразительную деятельность как прожитый этап, что усложняет освоение художественного восприятия. Все это ведет не только к утрате ребенком эмоциональности и непосредственности восприятия, но и целостности пространственного видения. Поэтому развитие художественного восприятия не только возможно, но и необходимо именно в дошкольном возрасте.
Многие исследователи рассматривают художественное восприятие как проявление художественной одаренности и как важную основу художественных способностей. (П.М.Якобсон, Г.Н.Кудина, В. И. Волынкин). Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства [1], оно как «образное, эмоциональное познание мира, которое требует большой сенсорной культуры». «Художественное восприятие – это умение, которому надо учить, этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному» [4].
Знакомство с психологической литературой о художественном восприятии детей дошкольного возраста позволило установить, что этот процесс предполагает непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики развития авторской мысли; богатство и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих полекультуры в акт рецепции (П.М.Якобсон).
Наиболее полно особенности художественного восприятия старших дошкольников раскрывала педагог Р. М. Чумичева. Детей старшего дошкольного возраста привлекает то, что когда-то было пережито ими самими. В этом возрасте им еще сложно объяснить почему им нравиться то или иное произведение, отвечая на вопрос односложно. [5]
Казакова Т. Г утверждала в старшем дошкольном возрасте, четко прослеживается все этапы создания художественного образа: возникновение замысла, выбор изобразительных средств, анализ и оценка готовой продукции. Развитию художественного образа способствует накопление детьми в процессе обучения элементарных и конкретных знаний об окружающей действительности. Старшие дошкольники способны создавать художественный образ, они могут передавать образность предметов, объектов, эмоционально и эстетически осмысливать передаваемое. [3]
В исследовании Н.М. Зубаревой детей дошкольного возраста больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки - к миру животных. [2]
Для изучения уровня художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент. Для решения поставленных задач были разработаны диагностические методы: беседа, анализ процесса и продукта детского изотворчества.
В процессе беседы, целью которой являлось выявления интереса их к рисованию как к виду изодеятельности, выяснилось, что всего 38% детей имеют большой интерес к рисованию, 26% детей имеют средний уровень, любят рисовать, но рисует редко и низким уровнем проявления интереса к рисованию обладают 36% детей. Не любит рисовать, рисует только на занятиях в детском саду. Так, например Виктория Д. ответила что она любит рисовать, но не знает почему, т.е. односложно объясняют причины выбора.
Следующим этапом в исследовании являлось определения осознанности характера речевой мотивации художественного восприятия картины, как вида изоискусства, нами были подобраны с учетом возраста ребенка незнакомые ему три репродукции картин разных жанров: сюжет, пейзаж и натюрморт. Детям по очереди предлагалось выбрать одну из картин и пояснить свой выбор. Из проведенного нами эксперимента, 16% детей имеют высокий уровень, у них осознанная оценка, (когда ребенок мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных средств картины). Средний уровень имеют 36% детей, что говорит о том, что у этих детей мало осознанная оценка (когда на вопрос о том, нравится или не нравится картина, ребенок затрудняется объяснить, почему). Низкий уровень – 52% детей, они не умеет целостно изложить свое мнение о картине, отсутствуют оценки.
Для изучения особенностей к устойчивости художественного замысла, нами было предложено детям нарисовать два рисунка. Первым этапом дети рисовали рисунок по собственному замыслу, вторым этапом – рисунок по теме «Московский кремль». Многие дети, – 47%, они имеют четкого представления о разных предметах и явлениях. Долго обдумывают тему и способы ее отражения в рисунке. Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, сохраняет замысел до конца работы, но с некоторыми изменениями.
Подводя итог, можно сделать вывод, что художественное восприятие – это способность личности чувствовать и выявлять красоту художественных произведений (форма, цвет, звук, гармония и т.д.) различать прекрасное и безобразное, трагическое и комичекое, видеть все идейно-эмоциональное богатство художественного образа, воспринимать его, отзываться на нем эмоционально (Волынкин). Анализируя результаты, констатирующего эксперимента художественного восприятия видно, что не все дети способны чувствовать и выявлять красоту окружающего мира, только 28% детей могут проявлять отзывчивость и эмоциональность. Анализ результатов исследования позволил выявить, что художественное восприятие старших дошкольников будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, научиться чувствовать и видеть красивое, видеть все идейно-эмоциональное богатство художественного образа, воспринимать его, отзываться на нем эмоционально. И при грамотном руководстве со стороны взрослых оно уже в детском возрасте может достичь относительно высокого уровня.
Список литературы
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский- 3-е изд., М.: Просвещение, 1991 г. - 93 стр.
2. Зубарева, Н. М. Дети и изобразительное искусство. [Текст]/ Н. М. Зубарева. - М.: 1969. - 111 с.
3. Казакова, Т. Г. Теория и методика детского изобразительного творчества. [Текст] / Т. Г. Казакова – М.: Владос, 2006. – 255с.
4. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М.Теплов – Изв. АПН РСФСР, 1946, вып. 2, 45с.
5. Чумичёва, Р.М. Дошкольникам о живописи. [Текст]: / Р.М. Чумичёва. - М.: Просвещение, 1993. – 314с.