Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре
Чувашова Н.Я.
воспитатель МАДОУ № 39, г. Ревда
Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре
В соответствии с современными требованиями к освоению программы дошкольного воспитания, основное внимание направлено на формирование у детей первичных представлений о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о семейных традициях. Об обществе, о его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Это становится возможным, если ребенок воспитывается на родном языке, на основе культуры своего народа. Поэтому, свою педагогическую работу строю на основе этнокультурного воспитания.
Этнокультурное воспитание рассматриваю как совокупность овладения родным языком, родной культурой и сохранения прогрессивных традиций семьи и быта своего народа.
Ключевой характеристикой культуры, на мой взгляд, является сохранение прошлого. Культура есть там, где память о прошлом специально поддерживается и возделывается.
Кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Кукла – первая среди игрушек. Ее значение многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное.
В русской культуре разновидностей традиционных кукол было великое множество, практически они отражали весь уклад жизни и основные жизненные события, явления природы. Куклы хранились в семье, передавались по наследству. Можно сказать, что в них был закодирован определенный сценарий жизни и система предписаний, о том, что должно, и как следуем себя вести в определенной ситуации.
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечала потребностям его познавательной деятельности. Благодаря кукле ребенок проходил школу первичной социализации. Кукла знакомит детей с историей края, народной одеждой, рукоделиями.
Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения или забавы. Игрушка приобщает ребенка к миру абстрактных образов, представлений.
Сегодня традиционная кукла становится универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Являясь предметом культуры, она выступает в роли носителя социально-культурной информации.
Одним из способов знакомства детей с истоками народной культуры, мудрости, красоты является организация кружковой деятельности. В рамках кружковой деятельности в ДОУ реализуется дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Домовенок» по ознакомлению детей с традиционной народной игрушкой, где значительное место отводится рукотворной кукле. Основные задачи работы кружка: изучение национальных традиций, устного народного творчества, развитие художественного восприятия, воспитание в детях любви к родному краю.
Знакомство и изготовление народной куклы приурочено к календарным циклам: природным сезонам и народным праздникам. Таким образом, кукла стала использоваться в работе кружка и органично вплелась в собственный опыт ребенка. Например, встречая весну, делается кукла Веснянка, которая «участвует» в закличках весны. Создавая свою незатейливую куколку, дети имеют возможность усваивать символы. Весна – это молодость, а коса у куклы – сила жизни, чем толще ее сделать, тем больше силы. Красный цвет – символ жизни и плодородия. Желтый – тепла, рождения, зеленый – здоровья, молодости. Синий цвет – чистоты, черный – силы, власти. Через такой подход изготовление кукол не только приобретает определенный смысл, но и выстраивается в систему представлений о мире, поскольку знание, не опосредованное опытом, является мертвой информацией, а уж тем более не имеет никакого отношения к самосознанию ребенка.
Методика ознакомления с народной куклой включает обязательный рассказ о том, что означает кукла, почему ее так называют, где ее используют. Изготовление куклы сопровождают отдельные фольклоры народов России и Урала: колыбельные песни, заговоры, сказки, хороводы, заклички, обряд славления. Основы фольклорного материала – русское народное творчество, так как большая часть семей идентифицирует себя с русской культурной традицией.
В фольклоре сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя воспитанников с жанрами народного творчества, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время традиционная народная кукла может помочь воспитать у детей искреннее чувство любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре и своей земле.