Презентация Формы и методы формирования познавательного интереса у школьников
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВподглтовила: Гураль Евгения Валерьевна
учебная модель: - ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ
стадия ВЫЗОВА Используются приемы, направленные на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала
Парная мозговая атака: Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом.
На севере Западной Сибири многолетняя мерзлота распространена до глубины 25 м, а затем располагается слой теплых пород, а затем вновь мерзлота до глубины 80м. Объясните это явление.
Разбивка на кластеры (блоки идей):АПКСельское хозяйствоСельскохозяйственное машиностроениеРастениеводство Животноводство овцеводствосвиноводствоконеводствотонкорунное
Ключевые термины: Можно выбрать из текста 4 – 5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, необходимо обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.
З – Х – У: Этот прием применяется для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней. Называем тему и спрашиваем учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Заносятся в колонку «Знаем». Просим учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, учащиеся добавляют в каждую еще какие-то идеи.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}З – что мы знаемХ – что мы хотим узнатьУ – что мы узнали или что нам осталось узнать
Соединенные Штаты Америки. 7 класс{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}З – что мы знаемХ- что мы хотим узнатьУ – что мы узнали или что нам осталось узнать1.Находится на материке Северная Америка.1. Площадь территории.1. Крупнейшее государство мира, площадь территории – 9,4 млн.км.кв.2.Омывается 3 океанами.2.Численность населения.2.Численность населения – 250 млн. человек.3.Столица Вашингтон.3.Промышленность, сельское хозяйство.3. 50 штатов + федеральный округ Колумбия.4. Граничит с Канадой и Мексикой.4.Крупные города страны.4. В природном отношении выделяют три зоны:Восток – равнинный- выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот.Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых. Юг –Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые.5. На территории много полезных ископаемых5. Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.5. США занимает 1 место в мире по выпуску промышленной продукции.6. Протекает самая крупная река Миссисипи.6. Главный фактор развития хозяйства – природные богатства.7. Аляска – бывшая территория России7.Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Даллас, Сиэтл8. Президент США Б. Обама8. Национальный парк - Йеллоустонский известен своими гейзерами.9. Экологическая обстановка в США ухудшается.
стадия ОСМЫСЛЕНИЯИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения)I – interactive самоактивизирующаяN – noting S – system системная разметкаE- effective для эффективногоR – reading and чтения иT – thinking размышленияЧитая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.«v» – уже знал«+» – новое «-» – думал иначе«?» – не понял, есть вопросы
Взаимоопрос Этот методический прием применяется так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.
стадия РАЗМЫШЛЕНИЕ Многие приемы, которыми пользуюсь на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.
Приёмы успешного обучения: 1.Прием новизны, когда в самом начале урока или беседы заинтересовываем учеников сообщением какой-то новой информации. 2.Прием персонификации, т. е. использование способности к сопереживанию. 3.Прием участия. Раскрывая тему, говорить: «Представьте себе, что вы находитесь …», затем урок продолжаете своим чередом.
Юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активируют внимание и мышление. Игровые технологии
Проблемный подход на уроках географии Проблемная ситуация – позволяет создать умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу.
проблемные ситуации1. Практические - в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации (требуются практические усилия). 2. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания). 3. Художественные - в которых неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия.
Способы решения проблемных ситуаций: ПЕРВЫЙ СПОСОБ: Сюда относятся случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта.ВТОРОЙ СПОСОБ. К нему относятся такие ситуации, относительно которых у учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Пример - решение проблемной ситуации о причинах возникновения морских течений. ТРЕТИЙ СПОСОБ. Заключается в том, что у учащихся имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создается на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имеющаяся ранее схема действий.
Кейс-метод Позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (групповой) взгляд на проблему, при помощи дополнительной информации, находящейся в «кейсе», подготовленным учителем.
Ситуация: Группа нефтяников высадилась на вертолете в центре тайги. Рабочие недоуменно разглядывают сосны, тесно прижавшиеся друг к другу.- И здесь мы будем работать? Как же привезут оборудование, если мы прилетели на вертолёте? –высказал свою мысль бригадир.- Да не переживай, техника сейчас на высшем уровне! Привезут, - успокоил начальник.- Эх, жалко! Какую красоту погубят. Смотрите, деревья как будто боятся, что их срубят, - пожалел молодой рабочий.
Задания:1. Обсудите, каким образом можно доставить буровую установку в тайгу.2. Как с минимальными потерями для природы установить технику?3. Проследите взаимосвязь с загрязнением окружающей среды нефтепродуктами и здоровьем человека.
Спасибо за внимание