Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: « Здоровый образ жизни».(3класс)
Конспект открытого урока
Предмет: окружающий мир
Тема: « Здоровый образ жизни».
Дата: 17.01.2016
Учитель: Алимова Г.Н.
Класс: 3
Дата: 17.01.2017
Урок : № 32
Тема: « Здоровый образ жизни».
Цель: актуализация и расширение знаний школьников о здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и укрепления здоровья, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
2.Сформировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
3.Способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение дружить, общаться; развивать навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
уметь самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения,контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи, сравнивать, анализировать.
Коммуникативные УУД:
осваивать правила работы в паре, воспроизводить и применять правила работы в паре, передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
уметь доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные УУД:
положительное отношение к изучаемой теме, установка на ЗОЖ;
мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Оборудование:
Компьютер, презентация, карточки, учебник, рабочая тетрадь, лепестки из цветной бумаги, картон, клей.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Наступило утро,
А за ним и день.
Верю, что удача
Постучится в дверь.
Если улыбнёмся,
В нашем дружном классе
Станет всем теплей!
-Здравствуйте, ребята.
-Улыбнитесь мне и друг другу.- Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки!
-Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, какой большой раздел мы заканчиваем изучать?(Мы и наше здоровье).(Слайд2)-Давайте повторим пройденный материал и выполним несколько заданий.(Слайд 3)
1задание:
«Назови органы».
Лёгкие, желудок, печень.
2 задание:
Продолжите высказывания(Слайд4)
– Пищевод, желудок, кишечник – это… (пищеварительная система).
– Носовая полость, трахея, бронхи образуют…(дыхательную систему)
– Сердце и кровеносные сосуды – это… (кровеносная система).
3 задание: (Слайд5)
- Какая из девочек правильно сидит за партой? (первая)
-При рождении каждому человеку даётся в подарок здоровье, и мы должны сохранять его в течение всей жизни.
-Ребята, а кто из вас хочет быть здоровым? Поднимите руки.
III. Самоопределение деятельности.
-Ребята, послушайте стихотворение и постарайтесь определить тему нашего урока.
На зарядку становись,
Подтянись и улыбнись!
Надо спортом заниматься,
Упражняться, закаляться.
Начиная новый день,
Прогони хандру и лень.
А вот вредные привычки
Надо людям позабыть.
И здоровые детишки
Будут долго – долго жить!
- О чём мы с вами будем говорить на уроке?.
- Сегодня мы с вами поговорим о здоровом образе жизни.(Слайд 6)- Я приглашаю вас совершить путешествие по городку Здоровья и узнать, каковы же правила здорового образа жизни.(На доске карта городка Здоровья со станциями).
Работа над темой урока.
-Как вы думаете, что мы узнаем побывав на станциях этого города?
- Мы познакомимся с правилами сохранения и укрепления здоровья, которые пригодятся вам в повседневной жизни. Вы узнаете, что значит вести здоровый образ жизни. К концу урока мы с вами создадим «цветок здоровья».
-А пройдет наш урок под девизом(Слайд 7)
Мы умеем думать,
умеем рассуждать.
Что полезно для здоровья,
то и будем выбирать!
IV. Работа по теме урока.
1.Беседа.
-Очень часто бывает так, что люди хорошо знают правила сохранения и укрепления здоровья, но почти никогда их не выполняют.
- Как вы думаете, будут эти люди здоровы?
- Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто постоянно живёт по этим правилам, а не следует им от случая к случаю. О таком человеке говорят: «Он ведёт здоровый образ жизни».
- Кто из вас знает, что такое здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни – это когда человек не болеет, хорошо себя чувствует, полон сил).
- Что значит вести здоровый образ жизни?
(Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться, заниматься спортом, не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).
- Вести здоровый образ жизни – это значит выполнять ряд правил. Какие это правила, мы узнаем на станциях нашего городка.
-Итак, отправляемся на первую станцию.
Станция Чистюлькино 1. Соблюдай чистоту!
- Послушайте отрывок из произведения.
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки ,Убежали от тебя.
-Как называется это произведение?
-Кто его автор?
-Чему оно учит?
-Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания . Грязная кожа - человек плохо дышит. )
А сейчас встречайте гостя, который нам расскажет о предметах личной гигиены.
Доктор
Здравствуйте, ребятки,Принёс я вам загадкиПро разные предметыДля личной гигиены,Которые уж оченьДля всех для нас важны.Кто отгадает быстро,Вы руку поднимитеИ для всех для насОтгадку скажите.Трудно будет – я подскажу,А кое – что и покажу.
(Пилюлькин загадывает загадки и показывает предметы – отгадки).
Костяная спинка, жёсткая щетинка,С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)
Резинка Акулинка пошла гулять по спинкеИ пока гуляла, спинка розовою стала. (Губка)
Плещет тёплая волна в берега из чугуна.Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)
Зубастая пила в лес густой пошла.Весь лес обходила, ничего не спилила. (Расчёска)
Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,Всегда под рукою – а что это такое? (Полотенце)
А что было! А что было! Мама речку в дом пустила.Речка весело журчала, мама в ней бельё стирала. А потом, а потом … я купался под дождём! (Душ)
- Молодцы, ребятки! Отгадали все загадки.Загадки мудрёные, Но и вы, ребята, смышлёные.
Учитель. С каким же первым правилом здорового образа жизни мы познакомились?
“Соблюдайте чистоту!»
- А теперь прочитаем вывод в учебнике (стр.150).
-Какой вывод можно сделать? (нужно следить за чистотой своего тела, одежды, жилища).
-Возьмите первый лепесток «Соблюдай чистоту!» и приклейте его на основу.
Станция «Лакомка»2. Правильно питайся!
-Ребята, все ли продукты, полезны для здоровья?
- К чему приводит неправильное питание?
- Неправильное - приводит к болезням.
-Давайте вспомним, какое питание можно считать здоровым?
Работа в парах.
– выполните задание по карточке, выбрав условия правильного здорового питания.
Карточка
– Выберите и подчеркните условия правильного питания:
однообразноебез спешки
регулярноебогатое сладостями
второпяхот случая к случаю
разнообразноебогатое овощами и фруктами
– Проанализируйте, правильно ли питаетесь вы, и если нет, то постарайтесь исправиться.(Слайд 8)
3. Работа в парах.
Исследовательская работа « Полезные продукты».
«рассыпались» слова: шоколадные конфеты, рыба, пепси, торт, кефир, фрукты, жирное мясо, фанта, геркулес, морковь, лук, «Сникерс», капуста, подсолнечное масло. Следует составить список полезных продуктов. Зачеркните названия тех продуктов, которые неполезны или вредны для здоровья.
Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, фрукты.
-Прочитайте названия продуктов, которые полезны для здоровья.
- Как вы думаете, почему именно эти продукты, необходимо чаще употреблять в пищу?(Потому что они богаты белками, жирами, витаминами и углеводами)
- Значит следующий секрет здоровья – это правильное питание.
Работа с учебником с.151 «Правильно питайся!»(Типпа А.)
-Какой сделаем вывод? (Каждый должен заботиться о правильном питании).
--Возьмите второй лепесток «Правильно питайся!» и приклейте его на основу.
Станция 3. Режимная Сочетай труд и отдых!
Чтение стихотворения (учитель).
Чтоб прогнать тоску и лень, Подниматься каждый день Нужно ровно в 7 часов.
Отворив окна засов, Сделать лёгкую зарядку,И убрать свою кроватку!
Душ принять, и завтрак съесть,
А потом за парту сесть! Но запомните, ребята, Очень важно это знать, Идя в школу, на дороге Вы не вздумайте играть!Опасайтесь вы машин,Их коварных черных шин.
На уроках ты сиди и всё тихо слушай,За учителем следи, навостривши уши!
После школы отдыхай: но только не валяйся,Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!
Пообедав, можешь сесть выполнять задания.Всё в порядке, если есть воля и старание.
- Чему учит это стихотворение? (соблюдать режим дня, сочетать труд и отдых)
- Как называется наша 3 станция ?(Режимная)
-Ребята, а как вы сочетаете труд и отдых?
-Давайте прочитаем с вами вывод на с. 151 «Сочетай труд и отдых».(Курдыбайло )
--Возьмите третий лепесток «Сочетай труд и отдых!» и приклейте его на основу.
V. Физкультминутка для глаз.
Санция 4. Спортивная Больше двигайся!
5.Продолжение работы по теме урока
- По мнению учёных, ежедневные физические упражнения прибавляют в среднем 6-8 лет жизни. Однажды был поставлен эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой предстояло пролежать 20 дней. И что получилось? У тех, кто лежал, появилось головокружение, пропал аппетит. Они стали плохо спать, снизилась работоспособность. А участники второй группы были бодры и чувствовали себя прекрасно.
- Какой можно сделать из этого вывод?
-Значит, физическая нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят пользу в том случае, если они включены в режим дня и выполняются систематически.
- Особенно полезны занятия спортом. Если часто заниматься спортом, можно достигнуть больших результатов.
– Какими видами спорта можно заниматься летом? Зимой?
- Какие спортивные секции или кружки вы посещаете?
6.Загадки о зимних видах спорта.
1.Во дворе с утра игра,Разыгралась детвора.Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -Значит там игра – …. (Хоккей)
2. На льду танцует фигурист,Кружится, как осенний лист.Он исполняет пируэт,Потом двойной тулуп… Ах, нет!Не в шубе он, легко одет.И вот на льду теперь дуэт.Эх, хорошо катаются!Зал затаил дыхание.Вид спорта называется… (Фигурное катание)
3. Деревянных два коняВниз с горы несут меня.Я в руках держу две палки,Но не бью коней, их жалко.А для ускоренья бегаПалками касаюсь снега. (Лыжи)
Давайте прочитаем вывод на с. 151 «Больше двигайся» (Эгерджиева )
--Возьмите четвёртый лепесток « Больше двигайся!» и приклейте его на основу.
Станция 5. Осторожная Не заводи вредных привычек!
Учитель. На этой станции мы поговорим о вредных привычках, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье человека.
Привычка - это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он это делает и как.
Анализ ситуации.
- Ребята, послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме. Подумайте над тем, какие вредные привычки разрушают здоровье?
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?
-Как поступить нашему герою, какой можно дать ему совет?
В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади; в Турции курильщиков сажали на кол. У нас нет таких жестоких мер, а вы должны
-Уметь сказать: «НЕТ!» вредным привычкам
Задание на внимание
Если привычка хорошая – хлопаем в ладоши, а если нет – соблюдаем тишину.
читать при хорошем освещении;
оберегать глаза от ударов;
тереть глаза грязными руками;
закаляться;
курить;
смотреть на яркий свет;
употреблять алкоголь;
смотреть близко телевизор;
чистить зубы 2 раза в день;
мыть уши каждый день;
читать лёжа;
кататься на лыжах;
надевать чистую одежду;
гулять на свежем воздухе;
грызть ручки и карандаши;
часто есть сладкое;
кушать фрукты и овощи;
промывать по утрам глаза;
грызть ногти
Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков. Ребята подготовили сообщения о вредных привычках
1-й ученик. “Курение – опасно для вашего здоровья”.(Абултаиров)(Слайд8)
- Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо справляется с учёбой, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд – никотин и ещё много других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Учёные подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.
Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья.
2-й ученик. “О вреде алкоголя”.(Мустафаева)(слпйд 9)
- Спирт (алкоголь), который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.
Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.
3-й ученик. “Никогда не прикасайся к наркотикам!”( Типпа)( слайд 10)
- Наркотики – особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотики раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков – опасное преступление, за которое строго наказывают.
Вывод: Наркотики – это гибель для человечества.
Учитель. Какие вредные привычки разрушают здоровье?
-Я согласна самые вредные, самые страшные, и я бы назвала их болезнью, это курение, употребление спиртного и наркотиков. Все они оказывают разрушительное воздействие на организм человека, и избавиться от них можно только с помощью врачей.
-Запишите на пятом лепестке правило «Не заводи вредных привычек» и приклейте на лист картона.
- Посмотрите на пять шагов к здоровому образу жизни, которые вы можете сделать сами. И то будете вы делать эти шаги или нет, зависит от вас самих. От этого будет зависеть ваше здоровье.
1. Соблюдай чистоту!
2. Правильно питайся!
3. Сочетай труд и отдых!
4. Больше двигайся!
5. Не заводи вредных привычек!
- Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.
-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
6. Правило «Заботься о духовном состоянии».
VII. Самостоятельная работа.
РТ стр.86 № 2.
Соблюдай чистоту! Больше двигайся!
9. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Теперь я предлагаю вам немного поиграть. Я называю двустишие, если вы с ним согласны, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!» Если не согласны – молчите.
1. Кто из вас всегда готовЖизнь прожить без докторов?
3. Кто из вас не ходит хмурый,Любит спорт и физкультуру?
5. Кто из вас, из малышей,Ходит грязный до ушей?
2. Кто не хочет быть здоровымБодрым, стройным и веселым?
4. Кто мороза не боится, На коньках летит, как птица?
6. Кто согласно распорядку, Выполняет физзарядку?
7.Кто любит в классе отвечать,И пятерки получать?
VIII. Итог урока
- Сегодня мы с вами побывали в городке «Здоровья».
- Давайте проверим себя и ответим на главный вопрос: что значит вести здоровый образ жизни?
- Чтение вывода в учебнике, с.153.
- Быть здоровым – это быть бодрым, весёлым, работать с хорошим настроением. Необходимо беречь здоровье: соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, заниматься спортом, не заводить вредных привычек, сочетать труд и отдых.
-Как вы думаете зачем мы познакомились с правилами ЗОЖ?
-В течение вашей жизни в каком возрасте можно будет пользоваться правилами ЗОЖ?
IX. Рефлексия.
Я узнал (а)…
Я буду...
Я не буду...
X. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание:
Стр.150-153,
- Закончить урок мне хотелось бы такими словами:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго,
Грустить и петь, смеяться и любить,
Но чтобы стали все мечты возможны
Должны мы все здоровье сохранить.
8. Продолжите пословицы.
Чистота – залог …(здоровья).
Овощи – кладовая …(здоровья).
Курить – здоровью …(вредить).
Здоровье дороже …(денег).
В здоровом теле – здоровый …(дух).
Задание на внимание и повторение знаний о ЗОЖ через веселые стихи.
Повторяем фразу « Это очень хорошо и шагаем на месте/ Это очень плохо - стоим».
-Готовы?
Жил на свете мальчик Коля, - Это очень хорошо!Он учился в нашей школе.- Это очень хорошо! В 7 утра он поднимался. - Это очень хорошо!Никогда не умывался. - Это очень плохо! Он старательно учился. - Это очень хорошо!
И однажды отличился. - Это очень хорошо!Отнял он рекорд у Вани: 3 недели не был в бане. - Это очень плохо!Но исправился наш Коля. - Это очень хорошо!
Стал наш Коля молодец, тут и сказочке конец! - Это очень плохо! (что закончилась игра).
- Молодцы! В завершении нашего урока я хочу подарить вам подарок.
Карточка 1
– Выберите и подчеркните условия правильного питания:
однообразноебез спешки
регулярноебогатое сладостями
второпяхот случая к случаю
разнообразноебогатое овощами и фруктами
Карточка 1
– Выберите и подчеркните условия правильного питания:
однообразноебез спешки
регулярноебогатое сладостями
второпяхот случая к случаю
разнообразноебогатое овощами и фруктами
Карточка 1
– Выберите и подчеркните условия правильного питания:
однообразноебез спешки
регулярноебогатое сладостями
второпяхот случая к случаю
разнообразноебогатое овощами и фруктами
Карточка 1
– Выберите и подчеркните условия правильного питания:
однообразноебез спешки
регулярноебогатое сладостями
второпяхот случая к случаю
разнообразноебогатое овощами и фруктами
Карточка 1
– Выберите и подчеркните условия правильного питания:
однообразноебез спешки
регулярноебогатое сладостями
второпяхот случая к случаю
разнообразноебогатое овощами и фруктами
Карточка 1
– Выберите и подчеркните условия правильного питания:
однообразноебез спешки
регулярноебогатое сладостями
второпяхот случая к случаю
разнообразноебогатое овощами и фруктами
Продолжите предложения
Я узнал (а)…
Я буду...
Я не буду...
Исследовательская работа « Полезные продукты».
«Рассыпались» слова: шоколадные конфеты, рыба, пепси, торт, кефир, фрукты, жирное мясо, фанта, геркулес, морковь, лук, «Сникерс», капуста, подсолнечное масло.
Следует составить список полезных продуктов. Зачеркните названия тех продуктов, которые неполезны или вредны для здоровья.
Исследовательская работа « Полезные продукты».
«Рассыпались» слова: шоколадные конфеты, рыба, пепси, торт, кефир, фрукты, жирное мясо, фанта, геркулес, морковь, лук, «Сникерс», капуста, подсолнечное масло.
Следует составить список полезных продуктов. Зачеркните названия тех продуктов, которые неполезны или вредны для здоровья.
Исследовательская работа « Полезные продукты».
«Рассыпались» слова: шоколадные конфеты, рыба, пепси, торт, кефир, фрукты, жирное мясо, фанта, геркулес, морковь, лук, «Сникерс», капуста, подсолнечное масло.
Следует составить список полезных продуктов. Зачеркните названия тех продуктов, которые неполезны или вредны для здоровья.
Исследовательская работа « Полезные продукты».
«Рассыпались» слова: шоколадные конфеты, рыба, пепси, торт, кефир, фрукты, жирное мясо, фанта, геркулес, морковь, лук, «Сникерс», капуста, подсолнечное масло.
Следует составить список полезных продуктов. Зачеркните названия тех продуктов, которые неполезны или вредны для здоровья.
Исследовательская работа « Полезные продукты».
«Рассыпались» слова: шоколадные конфеты, рыба, пепси, торт, кефир, фрукты, жирное мясо, фанта, геркулес, морковь, лук, «Сникерс», капуста, подсолнечное масло.
Следует составить список полезных продуктов. Зачеркните названия тех продуктов, которые неполезны или вредны для здоровья.
1-й ученик. “Курение – опасно для вашего здоровья”.
- Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо справляется с учёбой, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд – никотин и ещё много других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Учёные подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.
2-й ученик. “О вреде алкоголя”.
- Спирт (алкоголь), который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.
3-й ученик. “Никогда не прикасайся к наркотикам!”
- Наркотики – особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотики раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков – опасное преступление, за которое строго наказывают.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ
Будь аккуратен, забудь про лень –
чисти зубы каждый день!
Чаще мойся –
воды не бойся!
В чистой комнате - чистое тело,
убирай комнату, чтоб она блестела!
В здоровом теле –
здоровый дух!