Рабочая программа Учебного курса «Искусство. Музыка» (базовый уровень) для 3 класса общеобразовательных учреждений 1 час в неделю (всего 34 часа)

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Искусство (музыка)» 3 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Музыка 1-4» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, (М.: Просвещение, 2011г.) и ориентирована на работу по
УМК «Школа России»:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение,2011.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2014.
3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

Рабочая программа по курсу Искусство «Музыка» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОИН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 26755 от 30.12.2013 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №889 от 30.08.10 r.;
СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189);
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Школа России» 2011.
Приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 01.07.2014 № 1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующие программы общего образования на 2014-2015 учебный год».
Программа основного начального образования МКОУ Зубковская ООШ на 2014-2015 уч. год
Учебный план МКОУ Зубковская ООШ № 16 на 2014-2015 уч.год от 03.09.2014г.)
общая характеристика учебного предмета
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
результаты изучения учебного курса
Личностные результаты:

· укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

· наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

· формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

· приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

· развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

· развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:

· наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

· ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

· овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

· применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

· готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

· планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

· участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

· умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:

· развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

· развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

· общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

· представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

· использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

· готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

· участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Слова и мелодию Гимна России;
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
Названия изученных жанров и форм музыки;
Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
Названия изученных произведений и их авторов;
Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
Исполнения знакомых песен;
Участие в коллективном пении;
Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

содержание курса
Россия  Родина моя (5ч)
      Мелодия  душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.       Музыкальный материал: Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский; «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого; «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого; «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»; Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!», «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка.
День, полный событий (4ч)
      Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.       Музыкальный материал: «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, перевод С. Свириденко; «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Золушка» (фрагменты из балета); «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев; «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«О России петь  что стремиться в храм» (4ч)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.       Музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева; Прелюдия № 1 (до мажор) из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах; «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос  суперзвезда». Э.-Л. Уэббер; «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока; Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4ч)
      Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.       Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Садко и морской царь», русская былина (Печорская старина), Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко»; третья песнь Леля, проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки, русские, украинские народные песни.
В музыкальном театре (6ч)
      Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.       Музыкальный материал: «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Орфей и Эвридика» (фрагменты из оперы). К. Глюк; «Снегурочка» (фрагменты из оперы); «Океан  море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Спящая красавица» (фрагменты из балета). П. Чайковский; «Звуки музыки». Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл (фрагменты). А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
В концертном зале (4ч)
      Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.       Музыкальный материал: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части). П. Чайковский; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Мелодия». П. Чайковский; «Каприс» № 24. Н. Паганини; «Пер Гюнт» (фрагменты из Сюиты № 1 и Сюиты № 2). Э. Григ; Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты; Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части; «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен; «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; «Волшебный смычок», норвежская народная песня; «Скрипка», Р. Бойко, слова И. Михайлова.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч)
            Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.       Джаз  музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизации. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка  источник вдохновения и радости.       Музыкальный материал: «Мелодия». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев; «Весна», «Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина; «Слава солнцу, слава миру!», канон; Симфония № 40 (фрагмент финала). В. А. Моцарт; Симфония № 9 (фрагмент финала). Л. Бетховен; «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского; «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой; «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Музыканты», немецкая народная песня; «Камертон», норвежская народная песня; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Содержание
Кол-во часов


Россия  Родина моя
5


День, полный событий
4


О России петь  что стремиться в храм
4


Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
4


В музыкальном театре
6


В концертном зале
6


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
5


ИТОГО
34















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 3 класс ФГОС
№ п/п
Тема урока
(музыкальный материал)
Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)
Деятельность учащихся
Оборудо-вание
Вид
контроля
Домашнее задание
Дата
план\
факт



Предметные
Метапредметные
Личностные






Россия – Родина моя ( 5ч)

1
Мелодия - душа музыки.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Обучающийся научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров

Познавательные : осознание восприятие содержания музыкального сочинения, действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения.
Регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя)
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
оценка действий партнёра в коллективном пении.


Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий












Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.





Видео-презентация песни , учебник

С.6-7
3.09

2
Природа и музыка. Звучащие картины.
Благословляю вас, леса.
П.Чайковский, слова
А, Толстого.
Звонче жаворонка пенье.
Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.




Видео-презентация,
учебник
Устный опрос
С.8-11
10.09

3
Виват, Россия! Наша слава- русская держава. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.





Презентация
«Россия-Родина моя!»,
учебник
Устный
опрос
С.12-15
17.09

4
Кантата «Александр Невский».
Александр Невский. Кантата (фрагменты).
С. Прокофьев.





Видео фрагменты из кантаты,
учебник
Фронтальный опрос
С.16-17
24.09

5
Опера «Иван Сусанин».
Родина моя! Русская земля
Да будет во веки веков сильна.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.




Видео фрагменты из опер,
учебник
Фронтальный опрос
С.18-21
1.10

День, полный событий ( 4ч )

6
Утро.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.Вечерняя песня.
М. Мусоргский, слова
А. Плещеева.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

Познавательные :
формирование устойчивого интереса к уроку через творчество,
учиться давать оценку результатам деятельности – рефлексия.
извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.
Регулятивные :
постановка и выполнение учебной задачи, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.
Коммуникативные :
продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен.


Уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.





















Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать – художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Видео-презентация «Утро», учебник
Устный опрос
С.24-25
8.10

7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты).
С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта».
С. Прокофьев.




Фрагмент из балета, учебник.
Устный опрос
С.26-29
15.10

8
В детской. Игры и игрушки. На прогулке.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка; М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы.
П. Чайковский.




Видео фрагменты их опер.
Ф-т мультфильма «Детский альбом» , учебник
Фронталь-ный опрос
С.30-35
22.10

9








Вечер. Обобщающий урок.
Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский




Тест, учебник
Тестирова-ние
С.36-37
29.10

О России петь – что стремиться в храм ( 4ч)

10
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер.
А. Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира».
И.-С. Бах.
Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Познавательные : поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей музыкального языка как средства создания музыкального образа, умение строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
Регулятивные :
элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оценка действий партнёра в коллективном пении.

Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Учебник, презентация
Устный опрос
С.40-43
12.11

11
Древнейшая песнь материнства.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!
Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.




Учебник, презентация
Устный
опрос
С.44-47
19.11

12
Вербное Воскресение. Вербочки.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.


Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.


Учебник, презентация
Фронталь-ный опрос
С.48-51
26.11

13
Святые земли Русской.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова

А. Толстого




Учебник, презентация, выставка книг по теме
Устный опрос
С.52-53
3.12


Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4ч)






Устный
опрос

14
Настрою гусли на старинный лад
Певцы русской старины. (былины).
Былина о Добрыне Никитиче. Обработка.
Н. А. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.



Обучающийся получит возможность научиться:
целостному социально –ориентированному взгляду на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительно относиться к культуре других народов:

Познавательные: действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения, умение строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
Регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя).
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оценка действий партнёра в коллективном пении.

Воспитание нравственных и эстетических чувств: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Принимать участие
В традиционных праздниках народов России.
Учебник, презентация
«Русские народные инструмен-ты»
Фронталь-ный опрос
С.56-59
10.12

15
Лель, мой Лель
Былина о Садко и Морском царе.
Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.





Фронталь-ный опрос
С.60-63
17.12

16
Звучащие картины. Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки. Русские, украинские народные песни.




Учебник,
фрагменты из оперы.

С.64-65
24.12

17
Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная музыка




Учебник, видео-презентация
Устный опрос
С.66-67
14.01

В музыкальном театре ( 6ч)

18
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Обучающийся получит возможность научиться:
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Познавательные:
формирование устойчивого интереса к уроку через творчество, учиться давать оценку результатам деятельности – рефлексия, извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.
Регулятивные:
постановка и выполнение учебной задачи, Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.
Коммуникативные:
продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен.
Развивать основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, воспитывать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
Фрагмены из оперы, учебник
Фронталь-ный опрос
С.70-75
21.01

19
Опера «Орфей и Эвридика».
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.




Учебник,
резентация.
Фронталь-ный опрос
С.76-77
28.01

20
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.




Учебник, видео-фрагменты из оперы.
Устный опрос
С.78-79
4.02

21
Полна чудес могучая природа
«Океан – море синее». В заповедном лесу.
Океан море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.




Видео из фильма «Садко», учебник.
Устный опрос
С.80-85
11.02

22
Балет «Спящая красавица».
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.





Фрагменты из балета, учебник
Фронталь-ный опрос
С.86-89
18.02

23
В современных ритмах (мюзикл).
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.




Учебник, презентация
Фронталь-ный опрос
С.90-91
25.02

В концертном зале ( 6ч)

24
Музыкальное состязание (концерт).
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.
«Веснянка»-укр. народная песня.
Обучающийся получит возможность научиться:
-развивать этические чувства доброжелательности и эмоцио-нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности











Познавательные :
умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем, рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения), извлечение необходимой информации из прослушанного произведения, анализ музыкального сочинения.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора  на имеющийся жизненный и музыкальный опыт).
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные  выводы.

Развивать основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развивать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; развивать
образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных и зарубежных исполнителей.






Фронталь-ный опрос
С.94-95
4.03

25
Музыкальные инструменты (флейта, скрипка).
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.
Волшебный смычок, норвежская народная песня;
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
«Волшебный смычок» - норвежская народная песня
Мелодия. П. Чайковский.
Каприс № 24. Н. Паганини




Учебник, презентация
«Музыкаль-ные инструмен-ты»
Устный опрос
С.96-97, с.100-101
11.03

26
Звучащие картины.
Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;
Исполнение песен.




Учебник, фрагменты из опер
Устный опрос
С.98-99
18.03

27
Сюита «Пер Гюнт».
Странствия Пера Гюнта.
Севера песня родная
Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);
Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.




М/ф
«В пещеро горного короля»
Фронталь-ный опрос
С.102-105
1.04

28
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.




Учебник, фрагменты музыкаль-ного произведения
Фронталь-ный опрос
С.106-111
8.04

29
Мир Бетховена.

Соната № 14 («Лунная»).
1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.




Учебник, портрет композитора
Фронталь-ный опрос
С.112-113
15.04

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 5ч)

30
Чудо музыка. Острый ритм – джаза.
Мелодия. П. Чайковский.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Обучающийся получит возможность научиться:
- развить этические чувства доброжелательности и эмоцио-нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
- развивать
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

Регулятивные:
постановка и выполнение целей.
Познавательные:
формирование устойчивого  интереса к уроку через исполнительство и игру на музыкальных инструментах, формулирование  цели своей деятельности: с какой целью мы поработали с этой песней?
Формирование умения структурировать знания. Обобщать знания о средствах музыкальной выразительности.
Коммуникативные:
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач.

Воспитывать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Учебник, модуль «Джаз»
Фронталь-ный опрос
С.116-119
22.04

31
Люблю я грусть твоих просторов.
Мир Прокофьева.
Шествие солнца. С. Прокофьев.
Мелодия. П. Чайковский.
Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;




Учебник, портрет, презентация

С.120-123
29.04

32
Певцы родной природы.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.




Учебник, видео-презентация «Песня Сольвейг»

Фронталь-ный опрос
С.124-125
6.05

33
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;;






С.126-128
13.05

34
Обобщающий урок.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой




Учебник, фрагмент из опреы
Итоговый опрос

20.05


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



1. Литература для учащихся и учителя.
. 1. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение,2011.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2014.
3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
3. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Мультимедийный проектор.




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Функция оценки – учёт знаний. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявлять.

Отметка «5» ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.


Отметка «4» ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «3» ставится: проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); или в умение пользоваться
ключевыми или частными знаниями; или проявление музыкальных способностей и стремление их проявлять.


Отметка «2» ставится: если нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявлять.






















Выполнение программы 2014 – 2015 учебный год

ФИО учителя:
Предмет: музыка
Класс: 3



Период
По плану
Фактически
Отставание
Причина
Способ устранения отставания

I четверть








II четверть








III четверть








IV четверть








год

















Заголовок 115