Конспект урока по русскому языку на тему Разделительный мягкий знак. Использование на письме


Урок 89Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме
Тема Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме
Педагогические цели Способствовать ознакомлению с правилом употребления ь, формированию умения соотносить произношение слова и его написание; создать условия для ознакомления с правописанием словарного слова обезьяна
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемыерезультаты (предметные) Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты Проявляют познавательный интерес к изучению нового
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – умеют выделять существенную информацию из учебного текста.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Основное содержание темы, понятия и термины Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного ь. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Слово с непроверяемым написанием обезьяна (обезьянка).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного ь в словах
Образовательные ресурсы Орфограмма «Разделительный мягкий знак»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы
контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент) Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя Приветствие учащихся.
– Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Четко, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Индивидуальная.
Практический. Письмо овулов Выполняют письмо
по образцу Вырабатывают калли-графический почерк Правильное написание
III. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки.
– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос – Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь)? Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Беседа по вопросам
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Соотношение звукового и бук- Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо – Прочитайте. Что обозначают выделенные слова?
Организует работу над вопросами упражнения и знакомит с правилом произношения словс разделительным ь Читают, отвечают на вопросы. Составляют предложения, записывают их. Знакомятся с правилом Наблюдают над про-изношением слов с разделительным ь. Составляют и грамотно записывают пред-ложения. Извлекают Беседа по вопросам, письмо, правило
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
венного состава в словах (упр. 51) необходимую инфор-мацию из правила 2. Разделительный ь пишется перед буквамие, ё, ю, я, и (упр. 52).
Правило (учебник, с. 32) Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо Комментирует задание, организует и контролирует его выполнение.
Предлагает прочитать правило и обсудить его Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Знакомятся с правилом, запоминают его Соотносят количество звуков и букв. Делают вывод. Извлекают новую информацию и усваивают ее Беседа по вопросам, упражнение, пра-вило
3. Употребление
в словах разде-лительного ь (упр. 53) Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо – Прочитайте. Объясните, почему в данных словах надо писать разделительный ь.
Запишите любое слово по памяти Читают. Отвечают
на вопрос. Записывают слово по памяти Объясняют правописание слов с разделительным ь. Выполняют письмо по памяти Упражнение
Физкультминутка Коллективная. Практический Материал для физкультминуток содержится в рекомендуемых пособиях Выполняют движения
по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений
4. Словарно-орфографическая работа. Обезьяна (обезьянка) Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо Знакомит со значением и правописанием словарного слова «обезьяна (обезьянка)» Запоминают право-писание слова Усваивают написание
непроверяемого слова Беседа по вопросам, письмо
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
5. Орфограмма:
разделительный ь (упр. 54).
Правило (учебник, с. 33) Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо – Произнесите названия предметов. Запишите, вставляя пропущенные слоги. Подчеркните разделительный ь.
– Прочитайте правило Произносят названия предметов. Записывают, вставляя пропущенные слоги. Подчеркивают разделительный ь. Читают правило Наблюдают над произношением слов с разделительным ь. Выделяют разделительный ь в словах. Извлекают необходимую информацию из правила Упражнениеправило
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Объяснение орфограмм.
Лексическое значение слов. Письмо по памяти (упр. 55) Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо – Прочитайте. Что обозначает каждое слово?
– Объясните написание выделенных орфограмм. Запишите слово по памяти. Проверьте себя Объясняют значения слов и написание орфограмм. Записывают слова по памяти.
Проверяют написанное Объясняют лексическое значение слов.
Знают орфограммы, правильно их при-меняют и объясняют. Осуществляют самопроверку Беседа по вопросам, письмо
2. Дидактическая игра «Соберите слова из слогов». Групповая.
Словесный,
практический.
Дидактическая
игра – Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова Читают слоги, собирают из них слова, записывают Умеют работать в группе, контролируют работу друг друга, оказывают помощь Дидактическая игра
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?
– Чему учились на уроке?
– Как вы оцените свою работу
на уроке? Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. СаморегуляцияОкончание табл.
1 2 3 4 5 6
– Какой вид работы понравился больше?
– Что получилось хорошо?
– Над чем следует поработать? VII. Домашнее
задание.
Упр. 56 Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития