Урок по математике на тему «Звук [й,]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й,] на письме»»

Урок русского языка во 2 классе
УМК «Школа 2100...»
авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.



Автор: учитель начальных классов МОУСОШ №12
г. Мирный
Синяя Наталья Александровна





Тема урока: «Звук [й,]. Обозначение его на письме.
Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й,] на письме»

Цели урока:

Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й,] на письме.
Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й,] на письме.
Развитие мыслительной деятельности учащихся.
Совершенствование коммуникативных умений учащихся.
Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
Задачи урока:
Открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения [й,] на письме.
Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Тип урока: урок – открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.

Оборудование:
Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.
Раздаточные листы для детей.








План – конспект урока
«Звук [й,] и его обозначение на письме.
Мягкий знак, как способ обозначения звука [й,]на письме»
1. Орг. момент.
А сейчас проверь дружок
Начинается урок
Все ль на месте
Все ль в порядке
Ручка книжки и тетрадки

Все ли правильно сидят
Все ли внимательно глядят
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5
Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего... Садитесь. Проверьте осанку.

Учитель :- А сейчас ребята, откройте тетрадь и запишите число и классная работа, минутка чистописания.

2. Вход в урок.
Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков - Ю. Энтин))

Учитель. Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать» (Выслушиваются мнения детей.)
Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка.
Смена слайда - КЛИК (затемнить экран – клавиша В)
- Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель.
- Как вы думаете, чем он будет заниматься? (Дети: писать, сочинять)
3. Введение в тему. Активизация знаний.
Слайд 3 КЛИК – появляется деформированный текст:
Я поэт, зовусь Незнака,
От меня вам балалака!
Незнака
Учитель (после прочтения учащимися текста слайда)
- Вот он и насочинял...!!!
- Помогите Незнайке исправить ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним.
- О какой букве совершенно забыл Незнайка?
(Дети: «О букве й»)
КЛИК - деформированный текст исчезает с экрана, появляется исправленный текст (выделение объекта изучения цветом):
Я поэт, зовусь Незнайка,
От меня вам балалайка!
Незнайка
Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(Выслушиваются предположения детей.)
Смена слайда – КЛИК (затемнить экран-клавиша В)
Слайд 4
3.1 Активизация знаний, полученных в 1-м классе.
Учитель. Вспомните, какой звук, обозначает буква й: гласный или согласный?
(Выслушиваются предположения детей)
(Отменить затемнение экрана - клавиша В) – на экране модели-звуков, с которыми учащиеся работали в «Азбуке» ) и Незнайка.
Учитель. Вы согласны с «догадкой» (предположением) Незнайки?
(Выслушиваются высказывания детей.)
При помощи звуковых моделей происходит активизация знаний о различии звуков [й,] и [и].
Учитель. Проверим, что о себе «расскажут» звуки.
КЛИК – появляются облачка-выноски, модели-звуки «рассказывают» о своих различиях.
(затемнить экран-клавиша В)
3.2 Работа с раздаточными материалами .
Раздаточный лист зад. №1, параллельно задание выполняется на доске
Учитель. Прочитайте слова, что в них общего?
-Каким звуком они оканчиваются?
-Какой буквой на письме обозначается звук [и]?
- Измените слово так, чтобы оно заканчивалось звуком [й,]. Какой буквой обозначим звук [й,]?
Дети выполняют задание и приходят к выводу, что в данных словах звук [й,]обозначается буквой й (и-краткое).
Слайд 5
3.3 Оглашение учителем темы, целей и задач урока
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Выслушиваются предположения детей)
Смена слайда – КЛИК (Отменить затемнение экрана - клавиша В) – на экране демонстрация темы урока)


4. Постановка проблемы.
Смена слайда – КЛИК – на экране появляется Незнайка и тема урока
Слайд 6
Учитель. Помоги Незнайке вспомнить слова на букву й, запиши их.
КЛИК – появляется буква Й
(затемнить экран-клавиша В)

4.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах
Незнайка получил задание от Знайки,помогите ему,
Раздаточный лист зад. №2
- Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В) КЛИК
- Допиши буквы так, чтобы получились новые слова.
КЛИК – появляется буквосочетание - АЙКА
(затемнить экран-клавиша В)
- Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В) КЛИК
- Какой буквой на письме обозначается звук [й,]?ь (Выслушиваются п

редположения детей)
К
ЛИ
К - появляется модель-звука [й,] и вывод: Звук [й,] на письме обозначается буквой Й.
4.2 Постановка проблемы:
Учитель. Как вы думаете, существуют еще буквы, которыми на письме можно обозначить звук [й,]?
(Выслушиваются предположения детей.)
- Давайте проверим вместе с Незнайкой....
Смена слайда – КЛИК

5. Исследование проблемы. Открытия.
Слайд 7 (на экране звуковая запись слов в цвете, КЛИК – появляется Незнайка )
(Незнайка (учитель) читает транскрипцию, умышленно выделяя голосом звук [й,])
Учитель. Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи?
(Ответы детей: звуковая запись слова)
- Запишите слова, заменив звуки буквами
5.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах (в зависимости от уровня подготовки класса возможна коллективная работа)
Раздаточный лист зад. №3
(затемнить экран-клавиша В)
- Проверьте. КЛИК – на каждое слово
- Что вы заметили?
- Какими буквами вы заменили звукосочетания?
- Почему эти буквы обозначают звук [й,] в этих словах?
(Аналогично проводится работа со словами из 2-го столбика)
- Так какими же еще буквами на письме обозначается звук [й,]?
КЛИК – появляются модели-звуки
Вывод делают сами учащиеся, КЛИК - после этого на экране демонстрируется вывод учителя.
(затемнить экран-клавиша В)
Динамическая пауза «Лови звук [й,]»

(Хлопок над головой – звук в начале, хлопок обычный - в середине, хлопок внизу – в конце)

Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог....

6. Практическое применение полученных знаний. Постановка новой проблемы.
Смена слайда – КЛИК - появляется Незнайка с новым заданием
6.1 Работа в парах. Классификация способов обозначения звука [й,] на письме)
Слайд 8
Учитель. Незнайка получил задание от Знайки и не справился. Поможем ему?
- Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук [й,]обозначен буквой й, а в другой – гласными буквами е, ё, ю, я КЛИК.
Раздаточный лист зад. №4 (затемнить экран-клавиша В)
6.2 Взаимопроверка. КЛИК - появляются столбцы слов на экране
- Обменяйтесь листами и проверьте по экрану.
- Все слова вы распределили по столбикам?
(Дети: «Нет, осталось слово «варенье») КЛИК
- Как вы думаете, почему Незнайка решил, что слово варенье лишнее?
(затемнить экран-клавиша В)
6.3 Постановка новой проблемы.
Раздаточный лист зад. №5+ доска
- Сделайте транскрипцию слова варенье. Что вы заметили?
(Отменить затемнение экрана - клавиша В) КЛИК
- Почему в этом слове буква е обозначает звук [й,] (не в начале слова и не после гласной)?
(Выслушиваются предположения детей)
7. Исследование проблемы. Открытие.
Смена слайда – КЛИК – рисунок забора с рожицей человечка, появляется Незнайка
Слайд 9
Учитель. Однажды Незнайка увидел странную запись на заборе. КЛИК
- Помогите ему записать эти слова.
(затемнить экран-клавиша В)
7.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах
Раздаточный лист зад. №6+ доска
- Проверьте на экране (открыть объектив проектора) КЛИК
- Какими еще буквами обозначается на письме звук [й,]
Вывод делают сами учащиеся, КЛИК - после этого на экране демонстрируется вывод учителя.
Учитель. Но об этом подробнее мы поговорим завтра на уроке.
(прием отсроченной во времени проблемы ).
(Если позволяет время, аналогично проводится работа с остальными словами ). Смена слов – КЛИК

8. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.

Смена слайда – КЛИК- появляется Карта урока и Незнайка.

Слайд 10

Учитель. Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали сегодня на уроке?
- Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й,]?
КЛИК – Незнайка премещается по Карте урока и «возвращается» при помощи гиперсылок на основные слайды, помогая детям создать целостную картину восприятия нового материала.
Этот слайд рекомендуется использовать в начале следующего урока, как средство активизации полученных новых знаний.
(Гиперссылки: КЛИК – по указателям – переход на основные слайды, КЛИК на стрелки возврата на слайдах – переход к слайду 9)
Рефлексия.
- Что тебе запомнилось больше всего? Почему?
- Что понравилось /не понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Смена слайда – КЛИК появляется Незнайка, смена экспозиции на слайде- КЛИК
Слайд 11

Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке
Смена слайда – КЛИК Слайд 12

9. Дифференцированное домашнее задание (по усмотрению учителя)
1. КЛИК Традиционное задание: упражнение из учебника
2. КЛИК Творческое задание: поискового характера «задает» Незнайка
(Конечно, дети выбирают задание Незнайки, значит цель урока - достигнута!)








13PAGE 14215


13PAGE 14315