Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Роль глаголов в предложении, в речи».

Роль глаголов в предложении, в речи
Цели деятельности учителя: организовать наблюдение над ролью глаголов в предложении, в речи; развитие умения осознанно употреблять их в речи.

Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас открытый урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем Улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите улыбку друг другу. По выражению лица я вижу, что у вас всё в порядке.
В тетрадях запишем число, классная работа.
Словарная работа.
г.товый, приг.товить, г.товенький
Прочитайте слова? Что общего в них? Какая безударная гласная пропущена? Запишите, найдите лишнее слово и подчеркните его.
Обоснуйте свой ответ. О какой части речи будем говорить? Готовы к открытию новых знаний? С чего начнём? Почему?
II. Актуализация опорных знаний. «Что мы знаем о глаголе?» Цепочка ответов.
Постановка проблемы.
-Эпиграфом к уроку взяла высказывание писателя Алексея Югова:
«Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи» (А. Югов). (портрет, годы жизни)
Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Назовите тему урока. Какую цель поставим?
-Начнём с первого слова. Почему часть речи получила такое название – глагол? (работа в парах)
III Открытие учащимися нового знания.
1)Сравниваем свой вывод с авторским (Упр. 230, с.61) .  По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных)
2)Внимание на экран. Прочитайте слова. Что объединяет их? Задание для групповой работы: каждой группе найти глаголы, которые можно объединить по какому-то признаку и объяснить пропущенные орфограммы .
едет рисует лает ч.рнеет смеётся
р.сует едет л.тит ползёт плывёт
радуется жужж .т ш.ёт учит печ.лится
л.тит вяжет пищит зеленеет лает
желтеет зел.неет ч.рнеет стрекочет красит
плывёт ш.ёт печ.лится желтеет радуется
пищит смеётся жужж .т переживает краснеет
Представитель каждой группы называет слова (класс проверяет), записывает глаголы на доске и обобщает(КЛАСС ОЦЕНИВАЕТ работу группы). Появляются глаголы движения, глаголы труда, глаголы звучания, глаголы цвета, глаголы чувства.
-Для чего в речи нужны эти глаголы? Привести примеры.
Физкульт минутка.(работают глазки, имитируем движения)
-Глаголы какой группы мы использовали здесь?
IV. Первичное закрепление. Работа с текстом.
1)Послушайте стихотворение «С добрым утром!» и назовите главную мысль.
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
2) С помощью каких частей речи поэт рисует картину летнего утра? Назовите глаголы. Какая особенность почти у всех глаголов в этом тексте? (Упр. 232 , с.63) Попытайтесь убрать глаголы. Что получится?
(Главной мыслью является пробуждение природы к жизни, а вернее ото сна. С помощью глаголов поэт рисует картину летнего утра. Эти глаголы употреблены в переносном значении и характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа. Это средство языка называется олицетворением. Глаголы позволили ярко нарисовать воображаемую картину. Не будет стремительных движений, мир как бы застынет.)
3)Назовите грамматическую основу, определите в ней роль глагола и составьте схему каждого предложения.(1 куплет – у доски, 2 куплет – в парах и самостоятельно, 3 –устно: -А что это за предложение?)
V. Самостоятельная работа. Применение знаний.
1.Посмотрите на текст и сформулируйте задание к данному виду работы.
Весна пришла.
Вот и весна .... Уже веселая капель, озорные ручейки, радостные птицы, молодая травка. Мне это время года, ведь каждый раз новая жизнь.
Глаголы какой группы использовали?
2.минисочинение-рассуждение «Глагол – великий труженик»

Кто желает прочитать полученное?
VI. Итог урока. Рефлексия(САМООЦЕНКА)
- Давайте вернемся к эпиграфу урока. Прав ли Югов, называя глагол самой живой частью речи? (доказали в сочинениях)
VII. Домашнее задание с.64 №233



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]