Статья натему Предпрофильное обучение

Предпрофильная подготовка.

Элективный курс предпрофильного обучения по географии, который я разработала и веду в школе уже 3 года, называется «Россия – Родина моя». Целью этого курса является расширение кругозора знаний о своей стране и своей «малой Родине», то есть своему селу. Этот курс помогает воспитанию гуманистического отношения к окружающей среде, способствует развитию логического мышления учащихся, накопление краеведческого материала, что способствует активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков. Интересные сведения, дополнительный материал способствуют эстетическому восприятию.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, подготовке докладов, рефератов, сообщений, что плодотворно сказывается на формировании умений детей работать с дополнительной литературой, закреплении навыков самообразования.
В процессе изучения курса «Россия – Родина моя» формируется патриотическое воспитание ребят, прививается любовь к родному краю. На своих занятиях я применяю исследовательскую технологию.
Материал курса является подспорьем при изучении в дальнейшем экономической географии страны, ребятам уже легче ориентироваться, так как они на занятиях элективного курса получают расширенные знания физической географии страны.
На своих занятиях я использую исследовательскую технологию. При изучении своего села применяю комплексный подход географического краеведения, который является одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы школы. Это изучение учащимися ГП, природных условий (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, гидрология, климат, почвенно-растительный покров, животный мир), экономических условий (структура хозяйства, его основные направления и перспективы развития) своей местности и ее населения (национальный состав, трудовые ресурсы, половозрастной состав, занятость населения, национальные обычаи и традиции).
Такой комплексный подход к изучению природно-экономических условий родного края, организация природоведческих наблюдений, организация поисково-исследовательской работы в решении ряда задач, процессе которых учащиеся с особым интересом знакомятся с элементами метеорологии, гидрографии, почвоведения, геологии и других наук, расширяют свой кругозор. Ребята на местности познают все природные закономерности.
При проведении занятий часто использую потенциал «творческих групп» уч-ся, при делении на которые учитываю их интересы и способности. Это группы геологов, климатологов, гидрологов, зоологов, историков, демографов, ботаников. Каждая группа имеет свое специальное задание. Большое значение в осуществлении краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны.
В процессе исследования группой «демографов» проводятся социологические опросы населения по различным аспектам. При обработке материала ребята строят диаграммы, графики, создают проекты, защищая их в форме компьютерных презентаций. В течение всего обучения в школе такие статистические материалы, как для учителя, так и для ребят служат прекрасным подспорьем для изучения разных разделов географии и экономики.
Группа «историков» занимается вопросами, связанными с происхождением названия слободы, заселением, развитием. Ведь без знаний истории своего села невозможно изучать настоящее, а тем более предсказать будущее. Ребята с интересом ведут опрос старожилов села, знакомятся с материалами (архивными), собранными краеведческим музеем школы.
Группа «геологов» занимаются изучением рельефа местности, причинами его формирования, горные породы, слагающие территорию села, их возраст, собирают коллекцию «Полезные ископаемые села». Так же ребята этой группы дают оценку, характеризующую антропогенное воздействие на природную среду и ее состояние в пределах села.
Группа «климатологов и гидрологов» занимаются изучением климата села как на основе анализа тематических карт атласа Воронежской области, так и ведя наблюдения за погодой и ее изменениями за последние годы. Изучают виды водных ресурсов, прослеживают их зависимость от режима и особенностей климата. Наблюдением за загрязненностью водоемов по мере возможности производят посильную работу по очистке водоемов.
Анализируя климатические особенности села, ребята определяют агроклиматические условия, подходящие для выращивания сельскохозяйственных культур возделываемых на территории села.
Группой «почвоведов и биологов» изучается структурный состав почв, определяется их плодородие, закономерность почв от рельефа и растительности. Прослеживается изменение внешнего облика природы родного края по временам года, делают снимки, на которых отражена красота природы по временам года. Ребята изучают растительный и животный мир села. Определяют, какие из представителей требуют охраны, какие растения являются лекарственными. Параллельно учащимися проводится анализ в расположении природных комплексов по отношению к формам рельефа.
Группа «экологов» фиксирует моменты положительного и отрицательного отношения к природе в окрестностях села. Предлагают варианты по бережному отношению к природным ресурсам в быту и школе, предлагают проект охраны и преобразования природы своего края.
На основе собранного краеведческого материала общими усилиями всех групп учащиеся создали «Природный паспорт своего села». Собранный краеведческий материал используется при изучении особенностей природы и природных ресурсов, а также параллельно используется с изучением любого региона в сравнении со своей местностью.



Учитель географии МОУ Караяшниковская СОШ
Шишкина Т.В.
15