Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Журналистика. Социология. Реклама


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования с. Русский Камешкир
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета директор МБОУ ДОД ЦДО
Протокол № ____ с. Русский Камешкир
от ______________2016г ____________ О.Н. Горшина
Приказ № ____ от ______ 2016г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Журналистика. Реклама. Социология»
Направление: социально - педагогическое
Срок реализации программы – 3 года.
Возраст обучающихся: 9-17 лет.



Составитель:  Макарова Н.Г.
педагог дополнительного образования


 

с. Русский Камешкир
2016 г.
Информационная карта
№ Название раздела Данные
1 Сведения об образовательной организации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр дополнительного образования с.Русский Камешкир.
2 Адрес учреждения 442450 Пензенская обл. Камешкирский р-он, с.Русский Камешкир, ул. Кирова,14
3 Сведения об авторе Программы Макарова Наталия Георгиевна, педагог ДО, образование – высшее, категория-I, адрес: 442450 Пензенская обл. ,с.Русский Камешкир, ул.Советская, дом22
4 Сведение об объединении объединение «Пресс –центр»
5 Полное название программы «Журналистика. Реклама. Социология»
6 Возраст учащихся 9 – 17лет
7 Срок реализации Программы 3года
8 Кол-во групп 3группы
9 Основные характеристики Программы
9.1 Направленность социально - педагогическое
9.2 Тип модифицированная
9.3 по форме организации деятельности монопредметная
9.4 по уровню освоения общекультурный (1год –познавательный, 2год – формирование теоретических знаний, 3год- формирование умений и навыков)
9.5 по масштабу осваиваемого образовательного пространства муниципальное
9.6 по образовательной области словесность (формирование литературного творчества в различных жанрах публицистического стиля 9.7 по целевым установкам развивающая образное и логическое мышление; навыки устного и письменного выступления
9.8 форма организации образовательного процесса групповая
10 Сведения об участии в сетевом взаимодействии ----------------
Пояснительная записка
Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его постоянно меняющихся интересов и потребностей, просто обязано идти в ногу со временем. Это значит, что все большее преимущественное внимание должно уделяться инновационным образовательным направлениям и программам, формам детских объединений учреждений дополнительного образования и подходам к изложению учебного материала. Особый приоритет должны получить те направления дополнительного образования, которые дают возможность ребенку проявить себя в социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, направляют и определяют его профессиональный выбор.
Нынешнее поколение молодежи очень прагматично. Школьные годы многие рассматривают как стартовую площадку своей будущей профессиональной жизни. Поэтому начальная допрофессиональная подготовка в дополнительном образовании не просто актуальна и диктуется веяниями времени, а по-настоящему востребована.
С этой точки зрения журналистская деятельность предоставляет целый ряд уникальных возможностей для реализации этой цели, а также решения воспитательных и развивающих задач, дает ребенку возможность свободно выражать и выработать собственное мнение, провести своеобразную "ревизию" своего внутреннего и окружающего мира, определить свое место в социуме.
Воспитание творчеством направлено на формирование целостной личности, охватывает ее интеллектуальную, эмоциональную, волевую и морально-ценностную сторону.
С этих позиций была разработана данная интегрированная образовательная программа "Журналистика. Реклама. Социология", которая охватывает несколько областей знаний и параллельных направлений деятельности: журналистику, рекламное дело и основы социологии.
Особенность программы в том, что освоение её не требует предварительной подготовки и специального отбора детей.
Программа рассчитана на 3 года обучения подростков 9- 17 лет и ориентирована на развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка в процессе углубленного изучения ряда предметов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, их кратность и продолжительность зависит от года обучения. В режиме работы предусмотрен 20 минутный перерыв.
№ Год обучения Кол-во часов в неделю Кол-во часов в году
1 1 год обучения «Школа юнкоров» 4часа (2х2) 144часа
2 2 год обучения «Информационное агентство» 6часов (3х2) 216 часов
3 3 год обучения «Пресс – центр» 6 часов (3х2) 216 часов
Наполняемость групп 1года обучения – 15 человек, 2 годаобучения-10-12 человек, 3-го года обучения – 8-10 человек.
Программа "Журналистика. Реклама. Социология" является полипредметной, интегрированной образовательной программой с углубленным изучением ряда предметов. По направлению деятельности относится к программам социальной адаптации. Программа креативная, относительно открытая и учитывает индивидуальные способности и возможности каждого ребенка. Составлена на основе принципов развивающего обучения, сформулированных Л.С. Выготским:
Создавать и поддерживать вовлеченность детей, добиваться участие детей в регулировании учебного процесса, оценивать, поощряя;
Учебный материал подавать определенными организационно-содержательными единицами, при изучении материала прибегать к дидактическим материалам разного вида, варьировать индивидуальную и групповую работу, подбирать соответствующие средства, стимулирующие интерес детей к учебному материалу;
Обучение вести в диалоге, в сотрудничестве;
На протяжении всего периода обучения вести диагностику и отслеживать результат;
Обучение проводить в темпе, приемлемом для каждого ребенка, учитывая уровень и особенности темперамента ребенка;
Поддерживать самостоятельность и инициативу ребенка, создавать атмосферу "сообщества учащихся".
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении «Пресс- центр» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Изложение материала предусматривает принципы: от простого к сложному, создания проблемной ситуации, диалогического обучения. Для поддержки и стимулирования интереса детей учебный материал излагается теоретическими блоками, занятия - посвящены теории и практике освоения темы, а одно занятие - итогово-контрольное, проверяющее освоение материала блока.
В блоке «Журналистика» изучаются особенности публицистических жанров, методы сбора информационного материала, приемы оформления и др.
В блоке «Рекламное дело» учащиеся смогут познакомиться с видами печатной рекламы, важнейшими чертами рекламы, особенностями оформления. Научатся использовать рекламный слоган, выразительные средства. Узнают о психологическом воздействии рекламы на общество.
В блоке "Социология" изучаются практика социологических опросов и анкетирования; вырабатывается тематика опросов газеты "Юнкор"; проводятся заседания пресс - клуба по вопросам общественно-нравственной проблематики, проводятся психологические тренинги (с привлечением психолога).
Между блоками предусмотрены досуговые развлекательные и конкурсные мероприятия, различные экскурсии и вечера, праздники, выпуск номеров газет, клубные часы.
Блоки программы тесно взаимосвязаны между собой. Занятия в каждом блоке носят интегрированный характер и тесно связаны с рядом гуманитарных дисциплин, культурологией, психологией, этикой, общественными науками.
Задачи программы решаются на каждом занятии в зависимости от уровня развития и подготовленности детей, они конкретизируются от индивидуальных личностных качеств и интересов каждого ребенка. Особое внимание уделяется детям, которые проявили заинтересованность и способности в освоении программы. Им даются более сложные творческие задания, их материалы публикуются в профессиональных газетах.
После каждого теоретического занятия ребята получают практическое задание, которое, после проверки, зачитывается на занятии и анализируется педагогом.
Для достижения целей и задач программы используются такие педагогические средства, которые создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся.
Цели программы:
1 год обучения (познавательный уровень) - познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
2 год обучения (формирование теоретических знаний) - изучить особенности публицистических жанров;
3 год обучения (формирование умений и навыков) – развивать навыки применения теоретических знаний на практике при написании статей, заметок, интервью и других работ.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсии;
- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных газет;
- подготовка статей для публикации в газетах;
- подготовка конкурсных работ.
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Формы контроля:
- тестирование по пройденному материалу в блоке;
- участие в конкурсах;
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- участие в презентации «Портфель творческих успехов».
Ожидаемые результаты:
Поскольку данная образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то необходимо дифференцировать результаты программы согласно обозначенным этапам обучения.
Так на первом этапе "Школы юнкоров" актуальными будут следующие показатели результативности освоения программы:
степень интереса ребенка к профилям программы,
наличие базовых знаний и умений: умение грамотно составить заметку, соблюдая требования достоверности, объективности и оперативности информации; навыки сбора, отбора и классификации информации;
наличие опыта создания журналистского материала: сбор информации - написание и редактирование статьи - набор и верстка на компьютере - публикация - анализ отзывов читателей и самоанализ
желание творчества, инициатива в выборе работ, степень нестандартного подхода к выполнению задания,
включенность каждого в образовательный процесс и деятельность объединения, степень адаптации ребенка;
желание учащихся продолжить обучение по программе;
атмосфера в детском коллективе (творчество, психологический комфорт, доверительность).
На втором этапе "Информационного агентства" наиболее важными станут следующие результаты освоения программы:
степень усвоения основных жанров журналистики (информационные и неинформационные), степень творческого роста ребенка: - количество и качество публикаций, - степень самостоятельности в определении темы, - уровень овладения информацией (глубокое раскрытие темы или поверхностное),
жанров, требующих анализа и подготовки (интервью, аналитическая статья, обзор), а также начальными навыками проведения и анализа результатов социологических исследований;
развитие логики и оригинальности мышления, устной и письменной речи, умения сопоставлять факты, устанавливать причинно-следственные связи явлений,
степень продуктивности деятельности коллектива и каждого отдельного учащегося,
активность и инициативность ребенка в коллективном деле, мероприятиях центра и объединения,
степень сплоченности коллектива, психологический климат, уровень самоуправления,
Наиболее важными на этапе "Пресс-центр" являются следующие показатели результативности освоения программы:
умение анализировать, сопоставлять явления, выражать и доказывать свою точку зрения;
уровень и качество овладения основными навыками сбора, записи и обработки информации, практики подготовки рекламных текстов;
представление о журналистской этике и нормах СМИ, ответственном отношении к печатному слову.
умение находить тему в явлениях жизни.
Для третьего этапа обучения по программе результат определяется, прежде всего, индивидуально для каждого учащегося с учетом программы личностного роста и профессионального самоопределения. Одним из важнейших показателей результативности этого этапа может считаться профессиональная сориентированность учащегося.
В целом результатом реализации программы можно считать личностный рост каждого участника, профессиональное самоопределение, связанное с профилем программы, и создание благоприятной образовательной среды, стимулирующей саморазвитие и реализацию творческих способностей.
Также важным результатом реализации программы можно считать создание творческого стабильного детского коллектива, достаточную компетентность учащихся в творческой деятельности, наличие у ребенка стремления реализовать себя, брать на себя инициативу. Детский коллектив в идеале должен стать саморазвивающимся сообществом единомышленников.
Для отслеживания результатов программы используется система методов наблюдения, исследования и диагностики. Для каждого этапа освоения программы определяются свои адекватные методы и формы контроля как текущего, так и итогового.
Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода освоения программы и подробно описаны в разделе "Содержание программы".
Для отслеживания результативности на уровне мотивации и эмоционального состояния применяются методики социометрического исследования, структурного анализа группы, незаконченных предложений, цветограмма, проективные методики, анкетирование и т.д.
Для отслеживания результативности на уровне информационно-когнитивном применяются различные игровые методики и методики контроля усвоения знаний и навыков (тесты, кроссворды, конкурсы, викторины и т.д.), наблюдение за творческими достижениями и оформление их в индивидуальную папку учащегося, деловые игры и т.д.
Для отслеживания результативности на социально-деятельностном уровне применяются методики исследования уровней развития коллектива, содержательный анализ коллективных дел, незаконченные предложения и коллективные беседы, наблюдение за индивидуальным развитием активности каждого и всего детского коллектива, методики выявления ценностей коллектива, анкетирование, социологические исследования и т.д.
Все методики, являясь неотъемлемой частью данной образовательной программы, используются в комплексе и применяются на протяжении всего периода обучения по программе. 
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
II. Учебный план
 
№ п.п.  
Содержание
программы Кол-во часов по   годам обучения и уровень освоения
1-й год
познавательный 2-й год
формирование теоретический знаний 3-й год
формирование умений и навыков
Теория Практ. Всего Теория Практ. Всего Теория Практ. Всего
 
1 Журналистика 30 98 128 52 86 138 51 93 144
 
2 Рекламное дело 7 3 10 18 12 30 14 13 27
 
3 Социология 2 3 5 9 24 33 13 20 33
 
4 Внеучебная  
деятельность  
1  
15  
12
 
     Итого:   144 216 216
 

Учебно – тематический план 1-й год обучения, этап «Школа юнкоров»
№ Название Разделов и тем Кол-во часов Теория Практика
1. Вводное занятие 2 2 2 Журналистика 2.1 История российской журналистики 2 2 -
2.2 Журналистика как профессия 6 4 2
2.3 Функции журналистики 2 2 -
2.4 Требования к журналисту 2 2 -
2.5 Формирование жанров журналистики. 8 4 4
2.6 Выразительные средства русского языка 2 2 -
2.7 Знакомство с оформительским делом. 40 12 28
2.8 Экскурсии. 6  - 6
 2.9 Написание статей. 16 - 16
2.10  Анализ материалов периодической печати (нравственные, патриотические, эстетические проблемы журналистики) 6 - 6
2.11 Выпуск газет. 30 - 30
3 Клубный день. 4 - 4
4 Итоговое занятие 2 - 2
ИТОГО: 128 30 98
5 Реклама 5.1 Понятие рекламы. Важнейшие черты и составляющие рекламы. Психология воздействия рекламы 2 2 -
5.2 Виды печатной рекламы, реклама на телевидении и радио 2 2 -
5.3 Правила оформления рекламных текстов. Рекламный слоган. 4 2 2
5.4 Выразительные средства рекламных текстов. Цвет в рекламе. Методы привлечения внимания к рекламе. 2 1 1
ИТОГО: 10 7 3
6 Социология 6.1 Понятие о социологии. Необходимость использования социологии в журналистской деятельности. Виды социологических исследований. 3 2 1
6.2 Тематические диспуты: "Журналистика ХХ1 века", "Реклама как зеркало общества" 2 2 -
ИТОГО: 5 2 3
7 Внеучебная деятельность 7.1 Досуговые мероприятия и участие в мероприятиях Центра 1 1
ИТОГО: 1 1
ВСЕГО: 144 39 105
Содержание этапа «Школа юнкоров»
(1 год обучения)
(1-2.) Вводное занятие. Теория. Ознакомление с планом работы объединения «Журналистика. Реклама. Социология», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Заполнение анкет.
Жрналистика .2.1(3-4). История российской журналистики. Теория. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
(5-6). Журналистика как профессия. Теория. Формирование представлений о профессии журналиста.
(7-8). Теория. Журналистика как профессия. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
(9-10.) Практика. Журналистика как профессия. Экскурсия в редакцию газеты «Новь». Знакомство с этапами выпуска газеты.
(11.) Теория. Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
12. Теория. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
(15-16.) Теория. Требования к журналисту:
компетентность;
объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии и др.
владение литературным языком.
(17-20.)Теория. Формирование жанров журналистики:
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
21-22.Практика. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.
23-24. Практика. Написание публикаций выбранного жанра.
(25-26.) Теория. Выразительные средства русского языка.
(27-28.) Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
29-30. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты
31-32. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
33-34. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
35-36. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.
37-38. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
39-40. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
41-44. Обучение работы на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
45-46. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.
47-52. Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
53-54. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
55-56. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
57-58. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов.
59-60. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
61-62. Школьный сайт. Эстетика и дизайн. Просмотр материалов школьного сайта.
63-66. Оформление пробного сайта на выбранную тему.
(67-68.) Экскурсия. В районную редакцию газеты «Новь»
(69-72.) Написание статьи по итогам экскурсии.
73-74. Обсуждение материалов периодической печати. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение.
75-76. Экскурсия в районный краеведческий музей.
77-80. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».
81-82. Обсуждение материалов периодической печати. Нравственные вопросы в прессе. Обзор газет. Чему надо уделять внимание.
83-86. Написание статьи на заданную тему.
87-88. Клубный день. Приглашение на занятие всех желающих учеников, родителей. Знакомство с творческими успехами членов объединения «Юный журналист».
89-90. Экскурсия в РДК с.Р.Камешкир. Беседа с работниками. Различия и сходства в работе журналистов и корреспондентов.
(91-118.) Анализ материалов периодической печати. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи.
(119-124.) Написание статьи освещающей успехи Камешкирский учеников на областных и международных конкурсах.
(125-126.) Клубный день. «Газета – это новости жизни». Как корреспонденты добывают материал. Как определить актуальность темы. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты.
127-128. Итоговое занятие. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Презентация «Портфеля творческих достижений».
129-138 Реклама. Понятие рекламы. Важнейшие черты и составляющие рекламы. Психология воздействия рекламы Виды печатной рекламы, реклама на телевидении и радио Правила оформления рекламных текстов. Рекламный слоган. Выразительные средства рекламных текстов. Цвет в рекламе. Методы привлечения внимания к рекламе.
139-143 Понятие о социологии. Необходимость использования социологии в журналистской деятельности. Виды социологических исследований.
144 Досуговое мероприятие (итоговое занятие , отчет группы о проделанной работе)
2-й год обучения, этап "Информационное агентство"
№ Название разделов и тем
Кол-во часов Теория Прак тика1. Вводное занятие. 3 2 1
2 Журналистика 2.1 Информация + коммуникация - коммуникативная направленность журналистского материала. Этикет журналиста. 3 2 1
2.2 Методы сбора информации в журналистике (работа с документами, наблюдение) 6 3 3
2.3 Аналитическая статья - информация в определенном ракурсе 3 2 1
2.4 Фельетон - критический взгляд на жизнь 3 2 1
2.5 Интервью как информационный жанр. Подготовка к интервью. Психология интервью. 24 9 15
2.6 Выразительные средства русского языка 6 3 3
2.7 Риторические приемы воздействия на аудиторию 6 3 3
2.8 Индивидуальная работа: Совершенствование индивидуального стиля 57  2.9 Виды интервью, их разнообразие и применение. Практика Написание статей. 12 6 6
 2.10 Фельетон и памфлет - как жанр публицистики. Практическая работа с газетами и журналами. 12 6 6
 2.11 Рецензия: анализ + впечатление. Написание рецензии по заданной теме. 9 3 6
 2.12 Технические средства в работе журналиста. Работа с тех. средствами. 12 6 6
 2.13 Приемы и методы сбора и записи информации 12 6 6
2.14 Выпуск газеты (сбор материла, написание работ по рубрикам, верстка, распечатание) 18 - 18
3 Экскурсии 9 - 9
ИТОГО: 138 52 86
4 Реклама 4.1 Реклама как средство социальной коммуникации (средства передачи рекламного сообщения). Виды рекламного психологического воздействия. 6 3 3
4.2 Кто есть кто в рекламном деле. Рекламные агентства. Закон о рекламе. 3 3 -
4.3 Понятие, основные направления паблик рилейшиз9 6 3
4.4 Рекламный текст: структура и требования 6 3 3
4.5 Особенности рекламы отдельных видов товаров. Социальная реклама 6 3 3
ИТОГО: 30 18 12
5 Социология 5.1 Методы социологического исследования. Обобщение и объяснение социологического исследования 9 6 3
5.2 Тематические диспуты (по выбору детей) 9 3 6
5.3 Тренинг коммуникативности15 - 15
ИТОГО: 33 9 24
6 Внеучебная деятельность 6.1 Досуговые мероприятия и участие в мероприятиях Центра 12 - 12
6.2 Итоговое занятие. Отчет о проделанной работе. Презентация. 3 3
ИТОГО: 15 15
ВСЕГО: 216 79 137
Содержание этапа «Информационное агенство»
(2 год обучения)
1-3 Практика. Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами группы. Ознакомление и обсуждение плана работы на первое полугодие. Инструктаж по технике безопасности. Заполнение анкет и бланков.
4-6.Теория. Информация + коммуникация - коммуникативная направленность журналистского материала. Этикет журналиста.
7-12. Теория. Методы сбора информации в журналистике. Практика. Работа с документами, газетами и журналами, наблюдение.
13-15. Теория. Аналитическая статья - информация в определенном ракурсе.
Практика. Написание аналитической статьи (сбор материала, обработка и анализ статьи).
16-18 Теория. Фельетон - критический взгляд на жизнь (понятие о фельетоне и его роли в жизни человека) Практикум. Рассматривание образцов, выявление отличительных признаков. Проба пера.
19-42 Теория. Интервью как информационный жанр. Подготовка к интервью. Психология интервью. Тематика интервью. Практикум. Написание интервью. ( Интервью с учителем; С директором школы; с одноклассниками; с родителями) Сбор материала. Обработка материала. Набор в статьи на компьютере и распечатка.
43-48 Теория. Выразительные средства русского языка. (Лексические средства языка. Тропы. Синтаксические средства яз. Фигуры речи. Фонетические средства яз. Звуковые. Изобразительные возможности лексики: антонимы, синонимы, омонимы и др.) 49-54 Теория. Риторические приемы воздействия на аудиторию. Практика. Упражнения в риторике.
55-111 Теория. Индивидуальная работа: Совершенствование индивидуального стиля (на примере известного журналиста) (55-66) Практикум. Виды интервью, их разнообразие и применение. Практика. Групповое интервью. Спортивное интервью. Деловое интервью. Видеоинтервью.
(67- 78)Теория. Фельетон и памфлет - как жанр публицистики. Практическая работа (сбор материала по выбранной теме, составление презентации). (79-87)Теория. Рецензия: анализ + впечатление. (Понятие о рецензии, структура документа, особенности материала). Практика. Составление рецензии на печатную работу. (88-99) Теория. Технические средства в работе журналиста (виды тех. средств, применение средств в работе, извлечение информации). Практика. Работа с разными видами тех. средств (диктофон, фотоаппарат, видеокамера, микрофон, компьютер). Отчет по проделанной работе. (100-111)Теория. Приемы и методы сбора и записи информации
112- 129 Практика. Выпуск газет. ( Сбор материла, написание работ по рубрикам, верстка, распечатание).
130-138 Экскурсии. Практика. Экскурсия в художественную галерею г. Пенза. Написание статьи по впечатлениям экскурсии. Анализ и редактирование статей. Печатать в газете «Новь».
139- 144 Теория. Реклама как средство социальной коммуникации (средства передачи рекламного сообщения). Виды рекламного психологического воздействия.
145-147 Теория. Кто есть кто в рекламном деле. Рекламные агентства. Закон о рекламе
148-156 Теория. Понятие, основные направления паблик рилейшиз.
157-162 Теория. Рекламный текст: структура и требования Практика. Создания рекламного текста по образцу.
163-168 Теория. Особенности рекламы отдельных видов товаров. Социальная реклама Практика. Рекламирование товара (самостоятельная работа).
169-174 Теория. Методы социологического исследования. Обобщение и объяснение социологического исследования Практика. Проведение социологического исследования среди местного населения. Выбор метода и его использование в своем исследовании.
175-186 Практика. Тематические диспуты (по выбору детей)
187-201 Практика. Тренинг коммуникативности.
202-213 Практика. Досуговые мероприятия и участие в мероприятиях Центра (викторины, праздники, конкурсы).
214-216 Итоговое занятие. Отчет о проделанной работе. Презентация.
3-й год обучения, этап "Пресс-центр"
№ Название разделов и тем Кол-во часов Теория Прак тика1 Вводное занятие 3 2 1
2 Профессия - журналист 6 4 2
2.1 Качества и черты характера, необходимые для работы   журналиста 3 2 1
2.2 Разновидность средств массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет 3 2 1
3 Журналистский текст. Жанры периодической печати 59 27 32
3.1 Как писать лид. Виды лида. Оформление абзаца – лидера в газете. 3 2 1
3.2 Информационные жанры (заметка, блиц – опрос, комментарий) 3 2 1
3.3 Аналитические жанры (статья, рецензия, обзор) 3 2 1
3.4 Публицистические жанры: репортаж, отчет, комментарий, интервью,обзор. 18 8 10
3.5 Деловая игра «Пресс - конференция» 3 3
3.6 Художественно – публицистические жанры (зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет) 18 8 10
3.7 Деловая игра «Акулы пера» 3 3
3.8 Журналистское расследование. Прием "Журналист меняет профессию" 8 5 3
4 Индивидуальная работа: 52 14  38
 4.1 Совершенствование индивидуального стиля 8 - 8
 4.2 Навыки работы в Интернете 12 - 12
 4.3 Жанр очерка: практика подготовки очерка. 8 2 6
 4.4 Риторические приемы воздействия на аудиторию в публицистике 12 6 6
 4.5 Выразительные средства русского языка в публицистике 12 6 6
5 Выпуск газеты 24 4 20
5.1 Разработка дизайна газетной полосы, рубрики и пакетирование. 9 3 6
5.2 Требования к фотографии. Кадирование. Фотопробежка. 3 1 2
5.3 Сбор материала. Чтение. Обсуждение. Работа над ошибками. 6 6
5.5 Верстка газеты. Обсуждение номера 6 6
   ИТОГО: 144 51 93
6 Реклама 6.1 Основные средства распространения рекламы 3 2 1
6.2 Маркетинг: понятие и назначение. Маркетинговые исследования и планирование. 6 3 3
6.3 Рекламная кампания: стратегия и выбор. PR- кампании: их опасность и преимущества 6 3 3
6.4 Реклама в прессе: жанры и виды. Понятие о адветориале. 6 4 2
6.5 Рекламный менеджмент. Основные подходы к организации рекламной деятельности. 6 2 4
   ИТОГО: 27 14 13
7 Социология 7.1 Использование результатов социологического исследования в практике работы журналиста 9 4 5
7.2 Тематические диспуты (по выбору учащихся) 6 - 6
7.3 Тренинг уверенного и ответственного поведения 18 9 9
ИТОГО: 33 13 20
8 Внеучебная деятельность 8.1 Досуговые мероприятия и участие в мероприятиях Центра 12 - 12
   ИТОГО: 12 12
Всего: 216 78 138
Содержание этапа «Пресс - центр»
(3год обучения)
1-3 Теория. Вводное занятие. Организационные вопросы. Распределение обязанностей. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование. Заполнение бланков.
4-9 Профессия – журналист. Теория. (4-6)Разновидность средств массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет. Практика. Работа с печатными изданиями. Работа с компьютером. (7-9) Теория. Качества и черты характера, необходимые для работы   журналиста. Практика. Игра «Я -Журналист».
10-68 Журналистский текст. Жанры периодической печати. (10- 12) Теория. Как писать лид. Виды лида. Оформление абзаца – лидера в газете. (13-15) Теория. Информационные жанры (заметка, блиц – опрос, комментарий). (16-18) Теория. Аналитические жанры (статья, рецензия, обзор). (19-36) Теория. Публицистические жанры (репортаж, отчет, интервью). (37-39) Практику. Деловая игра «Пресс-конференция». (40- 57) Теория. Художественно-публицистические жанры (зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет). (58-60) Практика. Деловая игра «Акулы пера». (61-68) Теория. Журналистское расследование. Прием «Журналист меняет профессию». Практика. Индивидуальная работа с материалом. Проведение собственного расследования (сбор материала, обработка, публикация). Отработка навыка письма в разных жанрах журналистики.
69-120 Индивидуальная работа: (69-76) Практика. Совершенствование индивидуального стиля.
77-88) Практика. Навыки работы в Интернете. Работа на компьютере. Просмотр материала в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов в интернете (WWW.YANDEX.RU).
89-96) Теория. Жанр очерка: практика подготовки очерка. Практика. Работа над очерком. (97-108) Теория. Повторение материала 1,2 года обучения. Риторические приемы воздействия на аудиторию в публицистике. Практика. Риторические упражнения. Развитие навыков использования приемов риторики на аудиторию.
(109-120) Теория. Выразительные средства русского языка в публицистике (повторение материала русского языка) Практика. Использование выразительных средств при написании тематических работ по выбору.
121-144 Выпуск газеты. Практика. (121-129) Разработка дизайна газетной полосы, рубрики и пакетирование. (130- 132) Требования к фотографии. Кадирование. Фотопробежка. (133- 138) Сбор материала, чтение, обсуждение, работа над ошибками. (139 – 144) Верстка газеты. Обсуждение номера.
145-171 Реклама.(145-147) Теория. Основные средства распространения рекламы. Практика. Создание рекламы по выбранной теме. Презентация работы. (148-153) Теория. Маркетинг: понятие и назначение. Маркетинговые исследования и планирование. Практика. Проведение маркетинговых исследований и составление плана. (154-159) Теория. Рекламная кампания: стратегия и выбор. PR- кампании: их опасность и преимущества. Практика. Просмотр материала в интернете. (160-165) Теория. Реклама в прессе: жанры и виды. Понятие о адветориале. Практика. Работа с прессой. Определение жанра и вида реклам в прессе. (166-171) Теория. Рекламный менеджмент. Основные подходы к организации рекламной деятельности. Практика. Презентация о профессии менеджмента рекламы. Конкурс презентаций.
172-204 Социология. (172- 180) Использование результатов социологического исследования в практике работы журналиста Практик. Проведение социологического опроса жителей Р.Камешкира по предложенной теме. Обработка материала, Анализ работ. Написание статьи или выпуск стенгазеты.
(181- 186) Практика. Тематические диспуты (по выбору учащихся). Презентации, выполненные учащимися. Подбор материала для диспутов. Работа на компьютере в интернете. (187-204) Теория. Тренинг уверенного и ответственного поведения. Понятие тренинга. Цели его проведения. Образец для разбора. Практика. Составление тренинга, основываясь на образец.
205-216 Досуговые мероприятия и участия в мероприятиях центра (праздники, конкурсы, викторины). Итоговое занятие. Отчет о проделанной работе.
Аттестация учащихся
Порядок и периодичность проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся, формы проведения промежуточной аттестации.
1.Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах: участие в праздниках, фестивалях, районных мероприятиях, конкурсах (сказок, стихов, фотографий и т д.), подготовка материала к различным рубрикам, интервью, размещение картинок и фотографий в газете «ЮНКОР»
2. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года. Форма проведения промежуточной аттестации: итоговое занятие, тестирование, создание статьи.
3. Итоговая аттестация учащихся проводится по программе в конце обучения Форма проведения итоговой аттестации - защита творческих работ, участие в выпуске газеты «ЮНКОР».
Оценочные материалы
При определении уровня освоения учащимися программы
используется 10-ти бальную систему оценки освоения программы:
минимальный уровень– 1 бал ,
средний уровень– от 2 до5 балов,
максимальный уровень– от6 до10 балов.
Методическое обеспечение
Ноутбук, компьютеры
Фотоаппарат
Видео камера
Наглядность
Методические пособия
Интернет ресурсы

Список основной и дополнительной литературы
Методическая и педагогическая литература
1.Акентьева Л.Р., Золотарева А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в дополнительном образовании (методические рекомендации педагогам дополнительного образования). - Ярославль, 1997.
2.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996.
3.Аникеева Н.П.Воспитание игрой и психологический климат в коллективе. - М., 2001.
4.Афанасьев С., Каморин С. Сто отрядных дел. - Кострома, 2000.
5.Афанасьев С., Каморин С. Триста творческих конкурсов. - М., 1997.
6.Борев Ю.Б. Эстетика. - М., 1988.
7.Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М., 1999.
8.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации (под ред. Е.Н.Степанова). - М., 2001.
9.Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения: память, внимание, интеллект. - М., 2001.
10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М., 1991.
11.Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов (под ред. О.Е.Лебедева). - М., 2000.
12.Дмитриева Т.В. Игра как средство повышения интереса учащихся к урокам русского языка и литературы. - Йошкар-Ола, 2001.
13.Зайцева О.В., Карпова Е.В., На досуге: игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. - М., 1998.
14.Земцова И. Искать себя // Внешкольник (Ярославль). - 2001. - № 7
15.Игры - обучение, увлечение, развлечение в 4-х тт. - М., 1993.
16.Игры для интенсивного обучения. - М., 1991.
17.Кисина Т.С., Акентьева Л.Р. Контроль знаний, умений и навыков в учебном процессе // Внешкольник (Ярославль) - 1996. - № 3.
18.Козак О.Н. Простые словесные игры. - СПб., 1998.
19.Куприянов Б. В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. - Кострома, 1998.
20.Маленкова Л.И. Человековедение. – М., 1993.
21.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.
22.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1995.
23.Образовательная программа школы: назначение, структура, технология разработки. - Ярославль, 2002.
24.Педагогическая технология (под ред. Н.Е.Щурковой). – М., 1992.
25.Правила игры без правил. - Карелия, 1989.
26.Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей. Материалы научно-практической конференции 3-5 июля 1997 г. - Ярославль, 1997.
27.Развитие творческой активности школьников. - М., 1991.
28.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М., 1995.
29.Сборник игровых форм и игр для школьников. - Ярославль, 1994.
30.Светлова И. Развиваем воображение и фантазию. - М., 2001.
31.Светлова И. Развиваем устную речь. - М., 2001.
32.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов (пособие для учителей) - Москва-Рига, 1995.
33.Худик В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. - Киев, 1992.
34.Фомина Л.В. Психологические аспекты творчества. // Педагогический калейдоскоп (Ярославль). - 1998.- № 1.
Литература по содержательным блокам программы
ЖУРНАЛИСТИКА
1.Генне Ж. Школьные и лицейские газеты //Народное образование. - 2001.- № 10.
2.Засорина Т., Федосова Н. Профессия = журналист. - Ростов-на-Дону, 1999.
3.Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1974.
4.Мучник Б.С. Человек и текст. – М., 1985.
5.Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакция газеты "Мухомор" // Классный руководитель. - 2002. - № 4.
6.О детях, лете и газете, а также обо всем на свете (использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений). - М., 1997.
7.Практическая риторика. – Воронеж, 1993.
8.Семенов П.П. Компьютерная газета как средство развития учащегося // Классный руководитель. – 2000. - № 6.
9.Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении. - Ярославль, 2000.
10.Уралова Л. Твоя стенгазета. - М., 1976.
11.Фурин С. Юнкору. - М., 1980.
12.Чистяк Г.И. Организация работы на компьютере по выпуску детской тиражной газеты. Творческая работа. - Ярославль, 1997.
13.Шаповал Ю.Г. Изображение и текст в журналистике. – Львов, 1985.
14.Шариков А.Р. Ребенок и его информационное окружение // Магистр. - №№ 1,2, 3.
15.Шумилина О.В. Не могли бы вы рассказать… М., 1989.
16.Фомичева Л. Школьная газета // Проблемы школьного воспитания. - 1999.- № 1.
РЕКЛАМА
1.Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. - М., 1989.
2.Гармогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендация. - М., 1989.
3.Ножина Е.Н. Основные отношения с общественностью – «Паблик рилейшинз». – Пермь, 1994.
4.Рекламная деятельность. Конспект лекций. - М., 2002.
5.Фильчикова Н.Б. Реклама в прессе. – М., 1997.
6.Фостер Н. Найди свой путь в рекламном деле: о специалистах рекламного дела, презентациях, маркетинговых исследованиях. - СПб., 1999.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Как провести социологическое исследование (под ред. М.Г. Горшкова, Ф.Э.Шереги). – М., 1990.
2.Лисовский В.Т. Диспуты на морально-этические темы. - М., 1988.
3.Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренингах (каталог).- СПб., 1998.
4.Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1993.
5.Программа курса «Использование методов социологического исследования в практике работы юного журналиста». – М, ЮНПРЕСС, 1999.
6.Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных способностей. - М., 1993.
7.Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинг занятия по формированию социальных наыков для учащихся 5-9 классов. – Ярославль, 2000.
8.Смелзер Н. Социология – М., 1994.
9.Щуркова Н.Е. Собранье пестрых глав. Методические материалы для работы с детьми. - М., 1994.
10.Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. – М., 1087.