Сопровождение к презентации на тему Музыкотерапия
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Сопровождение к презентации
Слайд 1.
Заставка
Слайд 2.
Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса.
Научно доказано, что музыка не только, обладая сильным терапевтическим эффектом, укрепляет иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, помогает при сердечных недугах, но и восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.
Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков, устанавливая зависимость здоровья от эмоционального центра человеческого организма, говорил: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка гармонизирует эмоциональную сферу, побеждая этот хаос.
Слайд 3.
Среди всех произведений самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”.
Слайд 4.
Научно доказано, что звучание определенных музыкальных инструментов эффективно влияет на работу отдельных органов человека. И среди них орган является лидером по воздействию на состояние человека.
Музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма и благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей и стимулируя в них кровообращение, изменяют кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Также было установлено, что низкие музыкальные звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие с верхней.
Слайд 5.
Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и в качестве дополнительного музыкального сопровождения других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Слайд 6.
Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии.
Древнегреческие философы Пифагор и Платон твёрдо знали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной и поэтому способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле. Аристотель говорил, что музыка очищает не только тело, но и душу. По мнению древних греков, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.
В Древнем Китае музыка использовалась в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе к диагностике и лечению применялось воздействие на активные биологические точки. Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). И звуки музыкальных инструментов устанавливали связь между вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса.
Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Особое место в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа.
Слайд 7.
По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между сферами музыки и движения физиологических процессов в теле, приводя их в соответствие.
Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения.
Шведская школа выдвинула концепцию о способности музыки проникать в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией.
Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в IX- начало XX в.в. Впервые упорядоченно применять музыку для лечения стал доктор Келлогу, директор курорта на минеральных источниках. За последние полвека музыкальная терапия в Америке сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В настоящее время в США более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, восстановительных и образовательных учреждениях, детских домах, школах и т.д.
Слайд 8.
Русская музыкотерапия ведет свое начало с конца XIX века, и исследований Догеля и Тарханова. С помощью плетизмогрофа им удалось обнаружить изменение дыхания и артериального давления от разной музыки.
Специальные исследования Бехтерева, Корсакова, Сеченова, Шипулина выявили, что эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы и мобилизуют резервные силы.
История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При Музыкальной академии имени Гнесиных, Российской академии медицинских наук созданы и успешно работают отделения музыкотерапии и реабилитации.
Слайд 9.
Рассматривая основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 аспекта:
– эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
– развитие навыков межличностного общения;
– регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
– развитие эстетических потребностей.
Слайд 10.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
– катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
– облегчение осознания собственных переживаний;
– конфронтацию с жизненными проблемами;
– повышение социальной активности;
– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
– облегчение формирования новых отношений и установок.
Слайд 11.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах: рецептивной, активной, интегративной.
Слайд 12.
Рецептивная музыкотерапия характеризуется активным участием пациента в музыкотерапевтическом сеансе. Выделяется два вида: музыкопсихотерапия, музыкосоматотерапия.
Слайд 13.
Музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Это направление обеспечивает психокоррекционное воздействие в трех направлениях;
– установка контакта с пациентом;
– достижение катарсиса, очищения от наслоившихся болезненных отрицательных состояний;
– снятие нервно-психического напряжения, релаксация.
Слайд 14.
Восприятие музыки может выражаться в различных формах.
«Музыкальные сны» представляют собой вариант недирективной медитации. После прослушивания музыкальных произведений проводится беседа о содержании того, что «снилось». Анализ образов может показать психоэмоциональное состояние, динамику лечения и коррекции.
Музыкально-образная медитация основана на благотворном воздействии на психоэмоциональное состояние пациента слуховых образов. В этом случае слушатель, переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощенного композитором. При этом возникает невербальное диалогическое общение.
Слайд 15.
Музыкосоматотерапия ставит целью обеспечивать лечебное воздействие непосредственно на тело человека. Она может быть зональной, когда осуществляется воздействие музыкой на определенную область, орган тела; аппликационно-точечной музыкотерапией направленной на лечение и коррекцию функционального состояния измененных меридиальных систем тела человека. Использование музыкосоматотерапии осуществляется только после диагностического обследования пациента. Музыкальное воздействие осуществляется и в процессе прослушивания специально созданных немузыкальных программ, например «Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соответствующих соматических заболеваний.
Слайд 16.
Активная музыкотерапия предполагает активное включение пациента в музыкотерапевтический процесс и во всех ее вариантах помогает формировать у пациента оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение. Музыкальная деятельность (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) обеспечивает возможность выстроить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении.
Слайд 17.
Интегративная музыкотерапия – это вид музыкотерапии, сочетающий использование современных музыкотерапевтических методов и технологий музыкосоматотерапии: рефлексомузыкотерапии, аппликационно-точечной музыкотерапии. В этом случае осуществляется интеграция физиологии, рефлексотерапии, музыкознания.
Слайд 18.
Коррекция психоэмоциональных нарушений при интегративной музыкотерапии осуществляется на основе синтеза восприятие музыки в сочетании с цветом. Музыкоцветотерапия способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием.
В последние годы открытия в изучении связи между психическими и физиологическими процессами говорят о положительных изменениях в организме под воздействием музыки и цвета. Исследования позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благоприятно влияющих на человека: это зеленый, желто-зеленый, зелено-голубой цвета.
Слайд 19.
Музыка занимает особое место в жизни детей с нарушениями развития, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений.
Слайд 20.
Использование метода музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
– укрепляет доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
– ускоряет прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
– усиливает внимание к чувствам, служит материалом, укрепляющим осознание;
– способствует повышению музыкальной компетенции, возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.
Слады 21.
В большинстве случаев дети, не владеющие активной речью, не пользующиеся ею для общения, демонстрируют еще и недостаточное понимание речи окружающих. Но восприятие песни для такого ребенка оказывается легче понимания обращенной речи, поскольку ее содержание передается не только в словах, но еще и в самой музыке. При помощи коллективного пения стимулируется его активная речь.
Слайд 22.
Прослушивание музыкальных произведений способствует развитию музыкально-ритмического чувства.
Слайд 23.
Движение во время танца полезно для развития пространственных представлений. Занятия ритмикой развивает такие психические функции ребенка, как внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную).
Слайд 24.
Игра на разных шумовых музыкальных инструментах способствует развитию общей и мелкой моторики, формированию внутреннего контроля над действиями. Координируются движения, в которых участвует все тело ребенка. Музицирование на музыкальных инструментах учит не только озвучивать тексты, аккомпанировать музыкальным пьесам, но и импровизировать, отражая при этом свой внутренний мир, чувства и переживания.
Слайд 25.
При правильном подборе музыка, воздействуя на ребенка на уровне биорезонанса, изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.
Слайд 26.
Использование психогимнастических этюдов и упражнений способствует не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние.
Слайд 27.
Помимо монографий и исследований в 70-80-х годах о влиянии музыки, в 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих "Музыкотерапия для детей", в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.
Слайд 28.
Одна из методик посвящена обучению детей распознаванию эмоций с помощью музыкальных пьес. На первом уроке дети, прослушав музыкальное произведение, поднимают одну из 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой. Авторы методики назвали их "картами настроения". Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются. На последующих трех уроках дети учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с "картами настроения".
Слайды 29, 30, 31.
На следующих трех слайдах вашему вниманию представлен перечень музыкальных произведений для улучшения внутреннего состояния. Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, практикующих музыкотерапию, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Слайд 32.
Таким образом, о музыкальной терапии можно говорит как о методе, имеющем в своём арсенале большое количество разнообразных форм и средств воздействия, этим и объясняется большой спектр заболеваний в лечении и профилактике которых может использоваться музыкальная терапия.
Слайд 33.
Заставка.
8ђЗаголовок 115