Программа объединения Природа и Фантазия
Пояснительная записка.
Художественный труд-это вид художественной деятельности, в процессе которой ребенок создает красивые, выразительные предметы и украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными. Если в них все подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции.
Программа ознакомительная, рассчитана на детей от 6 до 8 лет, проявляющих интерес к природным объектам, желающих мастерить поделки своими руками с использованием природных материалов и подручных средств. Большая часть занятий посвящена работе с природным материалом.
Природный материал - это кладовая фантазии, изготовление из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям на уроках окружающего мира, труда. Но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, и пусть поделки будут пока несовершенны, но они принесут много радости творческое удовлетворение.
Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу можно разделить на: конструирование и аппликации.
Обучать детей работать с природными материалами желательно с младшего школьного возраста. Дети 6-8 лет любознательны, у многих из них есть желание сделать какую-то вещь своими руками, подарить ее маме, бабушке, другу. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе. Способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребенка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Цель программы:
Развитие потенциала детей, проявляющих интерес к художественному труду.
Задачи:
-развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям(цвет, форма, композиция);
-изучение различных природных материалов и подручных средств, освоение приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна;
-развитие коммуникабельности, аккуратности, настойчивости в достижении целей, смекалки, трудолюбия, приобщение к коллективной деятельности.
МБОУ АСОШ им С.И. Образумова (ул. Зуева) создает все условия для реализации данной программы. В распоряжении объединения имеется светлое просторное помещение: игровая комната с дневным освещением. В игровой имеются: стол, стулья, парты для работы по темам, шкафы для хранения природного материала, инвентаря, канцелярских товаров и т. п.
Учебно-тематический план объединения «Природа и фантазия».
Название разделов и тем занятий Кол-во часов
всего теория практика
1 Вводное занятие. 2 2 -
2 Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала. 22 4 18
3 Раздел 2. Конструирование из природного материала. 24 4 20
4 Раздел 3. Бумагопластика. 24 4 20
Итого: 72 14 58
Содержание программы.
Введение в предмет.
Теория: Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. Практика:-.Изготовление поделок из природного материала.
Теория: Беседы о природном материале. Виды. Правила сбора, хранение, обработка материала.
Практика: Изготовление поделок из природного материала: из семян, листьев и плодов растений, деревьев: «Мишки из шишки», «Мухоморчик», «Баба Яга», «Лиса и заяц» и т. д.
Конструирование из природного материала.
Теория: Изготовление поделки из природного материала в определенной последовательности по схеме. Учить детей ее анализировать, выделять основные части, подбирать соответствующий материал, скреплять детали клеем и пластилином.
Практика: Изготовление поделок, объемных аппликаций, декупажа из природного материала: из веток, семян, листьев и плодов растений, деревьев, бумаги, картона, пластилина и др.: «Панно из кленовых листьев», «Подворье», «Долька арбуза», «Курочка из листьев и семечек», «Рыбки в пруду» и т. д.. Бумагопластика.
Теория: Разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами. Работа по выкройке и чертежу. Склеивание деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление аппликации.
Практика: Изготовление аппликации из цветной бумаги, картона : «Жучок», «Караванчик», «Паровоз», «Ваза с фруктами» ит.д.
Содержание программы раскрыть в полном объеме позволяет умелое сочетание форм и методов деятельности. Основные методы, используемые в работе: - словесные; - наглядные; - игровые; - практические.
Словесный метод: - позволяет рассказать теорию; - дать новые знания; - дать правильную и четкую инструкцию.
Главная роль наглядного метода - сочетание показа педагога с практической деятельностью ребенка.
Игровой метод: - через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира; - через сюжетно-ролевые игры развивается интерес детей к занятиям.
Практическим методом: - отрабатываются все знания и умения детей; - происходит закрепление знаний и умений; - формируется мелкая моторика; - формируется мыслительная операция.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение нового материала. Объяснение теории сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов: книг, гербария, слайдов ит. д. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над композицией, о его внешнем виде, форме, оформлении. Объяснение сопровождается показом выполнения тех или иных технологических приемов. Необходимо также использовать для показа готовые образцы. Педагог не ставит задачу точного повторения этого образца, а с его помощью стремится вызвать у ребят желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Самостоятельная деятельность субъекта включает в себя преобразующее начало элементарного творчества, выход за пределы ранее достигнутого, способствует развитию личности ребенка, побуждает заниматься самообразованием.
В целях повышения интереса к предмету используются следующие приемы: - прием удивления и новизны; - прием переключения внимания; - прием практической мотивации; - прием свободы выбора; - прием ситуации успеха и т.п. Совокупность психолого-педагогических установок и использование форм, методов, приемов обучения имеет решающее значение в реализации учебно-воспитательных задач, в высокой результативности учебно-воспитательного процесса.
Методическое обеспечение.
Занятия проводятся в игровой комнате за партами. В работе используется разнообразный природный материал: шишки, мох, желуди, веточки и коряги, ракушки, камешки природные и декоративные, сухоцветы, семечки арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, крупы и бобовые, кожура цитрусовых, скорлупа орехов, яиц, перья птиц, бусинки, бисер и т. д. ; средства: пластилин цветной, клей ПВА и горячий, краски, подкладные доски, картон, салфетки, баночки для клея, альбомные и тетрадные листы и др.; инструменты: ножницы, стеки, кисточка и т. д.; дидактический материал: схемы, плакаты, гербарий, образцы поделок, карточки с заданиями ит. д.Ожидаемые результаты.
Дети должны знать и уметь: - знать виды природных материалов, правила сбора природного материала, уметь бережно и заботливо относиться к природе Родины; - приемы заготовки и сушки природного материала, а также навыки конструирования из природного материала ; - знать виды сухоцветов, приемы заготовки, сушки и хранения сухоцветов; - составлять композиции, панно, картины из засушенных листьев, цветов, веток, трав и др.; - знать виды бумаги, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов, уметь аккуратно вырезать, приклеить; - научиться работать в группе и индивидуально, знать правила общения, правила безопасности труда; - уметь красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить поделку. В процессе работы у детей развиваются не только трудолюбие, но и коммуникабельность, дружелюбие, взаимопомощь.
Литература для педагога
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009
Программа « Природа и фантазия».
Казакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». М., 1990г
Литература для учащихся
1.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.
2.Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. /Ярославль: Академия развития, 2006г.
3. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб, 1997г.
4. Лыкова И.А. «Старичок – лесовичок. Лесные поделки». – 2004г
Календарно-тематический план.
№ Тема занятия Дата Примечание
Вводное занятие
1 Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. 2 Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала.
3 Изготовление поделок из природного материала. Правила сбора и виды. Поделка «Ежиха и ежонок». 4 Изготовление поделок из природного материала. Правила сбора и виды. Поделка «Ежиха и ежонок». 5 Правила хранения природного материала. Поделка «Мишки из шишки». 6 Правила хранения природного материала. Поделка «Мишки из шишки». 7 В гости к Старичку-боровичку. 8 В гости к Старичку-боровичку. Поделка «Грибы в лесу» 9 Поделка «Мухоморчик». 10 Поделка «Мухоморчик». Оформление поделки. 11 Беседа «Береги лес». Поделка-аппликация «Лес». 12 Поделка-аппликация «Лес». 13 Путешествие в сказочный лес. Поделка из природного материала. «Баба Яга». 14 Поделка из природного материала. «Баба Яга». 15 Коллективная работа « Панно из кленовых листьев». 16 Коллективная работа « Панно из кленовых листьев». 17 Поделки из шишек. Виды хвойных деревьев. 18 Поделки из шишек. Лисичка. 19 Сказка «Лиса и заяц» Поделки из шишек. Зайчик. 20 Зайчик. Окончание поделки. 21 Поделки из шишек. Оформление поделок «Лисичка и зайчик». 22 Оформление поделок «Лисичка и зайчик». Игра-инсценировка по сказке «Лиса и заяц» 23 Работа с гербарием «Деревья нашего края». Мозаика «Листья деревьев». 24 Мозаика «Листья деревьев». Раздел 2. Конструирование из природного материала
25 Конструирование из природного материала «Сова». Составление плана работы по теме. 26 Конструирование из природного материала «Сова». 27 Беседа «Домашние животные». Коллективная работа «Подворье». 28 Коллективная работа «Подворье». 29 Зимние игры и забавы. Поделка «Пингвин». 30 Поделка «Пингвин». Оформление поделки. 31 Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей». «Стрекоза» – панно из тыквенных семечек. 32 «Стрекоза». Окончание поделки. 33 Кролик из еловой шишки. Чтение отрывка из сказки «Братец Лис и братец Кролик». 34 Кролик из еловой шишки. 35 Долька арбуза. Мозаика из круп. 36 Долька арбуза. Окончание поделки. 37 Курочка из листьев и семечек. 38 Курочка из листьев и семечек. 39 Петух из семечек подсолнуха – коллективная работа. 40 Петух из семечек подсолнуха. Оформление поделки. 41 Беседа «Дикие птицы». Лебедь в гнезде. 42 Лебедь в гнезде. 43 Божья коровка. 44 Божья коровка. Оформление поделки. 45 Беседа «Водоемы нашего края». Рыбки в пруду. 46 Рыбки в пруду. Фон и водоросли. 47 Рыбки в пруду. Камешки и ракушки. 48 Рыбки в пруду. Фон и водоросли. Раздел 3. Бумагопластика.
49 Виды бумаг. 50 Сбор мини-коллекции видов. 51 Изготовление аппликации. Жучок. 52 Жучок. 53 Изготовление аппликации. Ветка рябины. 54 Ветка рябины. 55 Изготовление аппликации. Снегирь. 56 Снегирь. 57 Изготовление аппликации «Часы». 58 «Часы». Беседа о потерянном времени. 59 Изготовление аппликации «Сладкоежка». 60 «Сладкоежка». Оформление поделки. 61 Изготовление аппликации «Летучие мышки». 62 «Летучие мышки». 63 Изготовление аппликации «Кот». 64 «Кот». 65 Беседа «Домашние животные-друзья и помощники человека». Изготовление аппликации «Веселый хоровод». 66 «Веселый хоровод». Оформление поделки. 67 Работа с аппликацией: «Караванчик». 68 «Караванчик».Оформление поделки. 69 Беседа «Транспорт». Аппликация «Паровоз». 70 Аппликация «Паровоз». Окончание поделки. 71 Изготовление аппликации. Ваза с фруктами. 72 Ваза с фруктами. Оформление поделки.