ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогического направления объединения «Нескучалия» (1-2 класс)
Департамент по социальным вопросам администрации города Ишима
Организация дополнительного образования детей
«Муниципальное автономное учреждение
«Центр дополнительного образования детей города Ишима»
Принята на заседании
педагогического совета
ОДО МАУ ЦДОДГИ
«____» ________ 20___ г.
Протокол № __________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОДО МАУ ЦДОДГИ
_________ Н.А. Башкирева
«____» ________ 20___ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогического направления
объединения «Нескучалия»
Возраст обучающихся 7-9 лет
Срок реализации 2 года
Составила:
педагог дополнительного образования
Голендухина Наталья Петровна
г. Ишим
2016г.
Пояснительная записка
Мир детства – это таинственный и чудесный остров, жители которого что-то знают, кое-что понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в своих играх. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они уносили с собой в жизнь замечательные качества, приобретенные в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, творчество и юмор.
В настоящее время общество изменилось, игры стали другими, как по форме, так и по содержанию. Милые игры советской эпохи, которые формировали у наших детей чистое, доброе, светлое - давно ушли в прошлое. Появилось противоречие - с одной стороны, у нашего общества есть потребность в человеке честном, добром, толерантном, интеллигентном, умном, а с другой, само общество ещё не готово показать нам с экранов и мониторов такого человека. Нет примеров для подражания. В этом проблема: где взять образ человека бескорыстного, способного на подвиг?! Современные мультфильмы и компьютерные игры демонстрируют нашим детям другие «добродетели». Мы считаем, что игровая деятельность – это тот способ, который поможет разрешить актуальную проблему нашего общества. Она научит тому, чему никто не сможет научить, покажет способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, в людях. Включаясь в игру, дети учатся жить в мире символов, атрибутов, правил и в то же время они исследуют, обучаются.
Для детей младшего школьного возраста психологи определяют игру, как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики. Отсутствие активной игровой деятельности приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка. Игра всегда предметна. Конкретное мышление ребенка требует воплощения идеи в материальной форме. В результате палка превращается в ракету или ружье, песочный кулич в торт, а листики березы в деньги, которыми расплачиваются в «кассе» магазина. В структуру игры кроме игровых предметов входят роли, взятые на себя играющими. Роль – это важнейший компонент игры. Она соответствует определенной функции, и для ребенка важно, чтобы роль выполнялась очень четко. Игра служит снятию эмоционального напряжения, возникшего в общении в других видах деятельности, в частности, в учебной.
В современной литературе игра рассматривается как:
Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
Социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;
Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
Социально - педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».
Взрослые пытаются облегчить ребенку материализацию его идей. Для этого ему предлагают различные игрушки, имитирующие «взрослый» мир. Однако нередки случаи, когда ребенок не очень активно играет сложными игрушками, и например, не использует прекрасную большую машину, подаренную папой, а садится верхом на старый стул и с восторгом изображает шофера. Это происходит потому, что у ребенка бурно развивается воображение, фантазия и ему необходима игра, в которой он может много придумывать, представлять.
Образовательная программа «Нескучалия» социально-педагогического направленности является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «Разноцветный мир детства». - М.: 1999.
Методологические условия реализации образовательной программы «Нескучалия» направлены на развитие творческих способностей детей, обеспечивают физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. Игровая деятельность, предусмотренная программой, мотивирует ребёнка к познанию жизни, самого себя, других людей; обеспечивает ему эмоциональное благополучие; приобщает к общечеловеческим ценностям. Программа предусматривает такие виды взаимоотношений как сотрудничество, содружество и сотворчество обучающихся, педагогов, родителей.
В своей программе мы ставим две цели:
Обучение игровой деятельности.
Личностное развитие ребенка.
Задачи первой цели:
Научить игровой деятельности с помощью разных видов игр.
Выявлять и раскрывать интересы и увлечения обучающихся. Развивать активность и творчество обучающихся,
Помогать общению и работе в детском коллективе.
Задачи второй цели:
Укреплять и сохранять здоровье детей.
Повышать уровень двигательной активности.
Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, формировать культуру общения со сверстниками, самостоятельности.
Формировать морально - волевые качества: терпение, выдержку, самоконтроль, товарищество, толерантность, любознательность, честность и т.д.
Учитывать психофизические особенности каждого ребенка.
Содержание программы подчиняется следующим принципам:
Активность. Выражает активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;Окрытость и доступность. Свободное участие желающих. Любая игра должна быть проста и понятна;
Динамичность. Значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;
Наглядность. Все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры), что значительно усиливает познавательный интерес;
Занимательность и эмоциональность. Игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
Индивидуальность. Сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества, и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;
Коллективность. Совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
Целеустремленность. Единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;
Самодеятельность и самостоятельность игрока в игре. Функция управления, выражающаяся в соотношении между мерами самодеятельности и самостоятельности;
Состязательность и соревнование. Побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;
Результативность. Осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
Достоверность и повторяемость. Почти все игры имеют в своей основе реальные модели и роли. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования.
Содержание и объём стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы, необязателен.
Сроки реализации программы. Срок реализации программы – 2 года. В объединении занимаются дети от 7 до 9 лет. Состав учебных групп – переменный, набор детей – свободный. Количество обучающихся в группах от 12 до 15 человек.
Методы обучения: наглядные, практические, объяснительно-иллюстрационные.
Приемы обучения: объяснение, разъяснение, беседа, демонстрация образца, показ, игра.
Формы работы: путешествие, соревнование, эстафета, турнир, праздник, викторина, состязание, экскурсии.
Формы контроля:
Вводный контроль: выяснение знаний, умений, навыков, интересов и увлечений обучающихся (начало учебного года).
Текущий контроль: занятия-повторения, игра «Ромашка», «Снежинка» (в течение каждого учебного блока).
Тематический контроль: проведение итоговых праздников (конец каждого учебного блока).
Матрица разноуровневого обучения
1. стартовый уровень (предлагает, объясняет и проводит игру на занятии педагог-100%),
2. базовый уровень (обучающийся самостоятельно или с помощью педагога предлагает, объясняет правила и проводит игру на занятии-50%),
3. продвинутый уровень (обучающийся самостоятельно проводит игру на занятии-100%).
Темы обучения для всех уровней едины.
Методы разноуровневого обучения:
- стартовый уровень - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный;
- базовый уровень - объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый;
- продвинутый (творческий, вариативный) уровень - частично-поисковый, исследовательский.
Стимулирование. Критерием оценки является усилие, которое применяет ребёнок по овладению материалом.
Уровень Звание Количество баллов
Стартовый «Игрунчик» 1
Базовый «Юный Маг Игры» 2
Продвинутый «Магистр Игры» 3
По результатам обучения заполняется таблица, в которой отражается прохождение каждым ребёнком всех уровней, например:
Ф.И. ребёнка «Игрунчик» «Юный Маг Игры» «Магистр Игры» Общий результат Уровень обучения
В конце учебного года по результатам таблицы каждому ребёнку вручается медаль в соответствии со званием.
Требованию к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года:
Обучающиеся должны понимать:
роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
знать:
разные виды игр;
уметь:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в играх;
использовать:
изученные виды игр для свободного отдыха
Практическая значимость для детей в том, что они могут использовать без руководства взрослых всё многообразие игр, предлагаемых педагогом на занятиях, для себя.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п Тема Количество часов Формы аттестации/контроля
Общее Теория Практика 1 ступень «Здравствуйте!» I блок «Я – друг!» 4 2 2 1 2 1 Праздник «Давайте познакомимся»
2 блок «Золотая осень» 5 3 1 1 4 2 «Осенние старты»
3 блок «Игровая мозаика» 4 2 1 1 3 1 Игра «Найди клад»
4 блок «Новогодние фантазии» 6 3 1 1 5 2 «Новогодний праздник»
II ступень «Добро пожаловать» 1 блок «Игровой калейдоскоп» 4 2 1 1 3 1 «Зимние забавы»
2 блок «Все игры в гости к нам». Знакомство с играми других стран. 8 4 - - 8 4 «Все игры в гости к нам»
3 блок «Мальчишки и девчонки» 9 4 3 2 6 2 «Папа, мама, я – спортивная семья». Концерт «Мамочке в подарок»
4 блок «Весенние игры и забавы» 7 4 2 1 5 3 Игра «Чудеса-кудеса»
5 блок «Русские народные игры и состязания» 7 3 - - 7 3 «Веселые старты»
III ступень«Ты, да я, да мы с тобой» 1 блок «Русский сувенир» 7 3 3 1 4 2 Игра «Русская ярмарка»
2 блок «Гостиная веселых человечков» 5 3 1 1 4 2 Викторина «В стране сказок»
3 блок «Никогда не скучать» 6 3 1 1 5 2 «Океан игры»
Количество часов в год 72 36 16 11 56 25 Самостоятельная работа обучающихся в летний период 32 16 12 6 20 10 Игровые программы
Всего часов 104 52 28 17 76 35 2 год обучения
№ п/п Тема Количество часов Формы аттестации/контроля
Общее Теория Практика I ступень «Подарок друзей», 1блок «Твори, выдумывай, пробуй» 5 3 2 1 3 2 Игра «Качества»
2 блок «Осенняя пора» 4 2 1 - 3 2 Изготовление композиции «Осенняя пора»
3 блок «Делай с нами» 6 3 - - 6 3 «Открытые старты»
2 ступень «Городские посиделки» 1 блок «Познай себя» 8 4 2 1 6 3 «Русская ярмарка»
2 блок «Новогодние колядки» 9 4 1 - 8 4 Новогодний утренник
3 ступень «Ты – хозяин!» 1 блок «Земля наш общий дом» 23 11 2 2 21 9 Экологическая викторина. «Рыцарский турнир»
2 блок «Никогда не скучать» 5 3 1 - 4 3 «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»
3 блок «Весенняя радуга» 12 6 1 - 1 6 «Весенняя радуга» (плакаты). «Роза для друга»
Количество часов в год 72 36 10 4 62 32 Самостоятельная работа обучающихся в летний период 32 16 12 5 20 11 Всего часов 104 52 22 9 82 43 Содержание программы
Схема организации программы
КТД
КТД
КТД
КТД
КТД
КТД
Блок
Блок
Блок
Ступень
1 год обучения
Программа состоит из 3 ступеней:
«Здравствуйте!»
«Добро пожаловать!»
«Ты, да я, да мы с тобой»
Первая ступень состоит из 4 блоков:
«Я – друг» - 4
«Золотая осень» - 5
«Игровая мозаика» - 4
«Новогодние фантазии» - 6
Вторая ступень состоит из 5 блоков:
«Игровой калейдоскоп» - 4
«Все игры в гости к нам» -8
«Мальчишки и девчонки» - 9
«Весенние игры и забавы» -7
«Русские народные игры, состязания» - 7
Третья ступень состоит из 3 блоков:
«Русский сувенир» – 7
«Гостиная веселых человечков» –5
«Никогда не скучать» - 6
1 ступень «Здравствуйте!»
I блок «Я – друг! ».
Вводное занятие: знакомство с программой «Нескучалия»; знакомство с коллективом (1-й уровень сложности); игры: «Здравствуйте», «Рука в руке», «Касание спинами», (1-й уровень сложности), «Снежный ком» (2-й и 3-й уровни сложности).
Игра «Идеальный друг»; разговор о дружбе (1-й уровень сложности).
Подготовка к празднику «Давайте познакомимся»: подготовка к представлению команд, подбор загадок (2-й и 3-й уровни сложности); разучивание игр: «Запятнай последнего», «Летит, летит по небу шар», «Плетень» (1-й уровень сложности). Игра «Волшебный стул» (2-й и 3-й уровни сложности).
Проведение праздника «Давайте познакомимся» (1-й уровень сложности).
2 блок «Золотая осень».
Выход в парк: знакомство с приметами осени. Подвижные игры на свежем воздухе: «Гуси-гуси» (1-й уровень сложности), «У медведя во бору» (2-й и 3-й уровень сложности). Проведение конкурса «Ромашка» (1-й уровень сложности). Разучивание игр на перемене: «Третий лишний», «Обезьяньи бои», «Рука к руке». Игры на снятие напряжения: «По местам», «Теплый ветер», «Это я» (1-й уровень сложности). «Осенние старты» - соревнования на свежем воздухе (2-й и 3-й уровень сложности).
3 блок «Игровая мозаика».
Проведение интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?» (1-й уровень сложности), «Поле чудес» (2-й и 3-й уровень сложности), Изготовление настольных самодельных игр. Работа по шаблонам. Игра «Найди клад» (настольная) (1-й уровень сложности). Знакомство с играми в мяч. Игры: «Подвижная цель», «Земля, вода, воздух» (1-й уровень сложности), «Охотники и утки» (2-й и 3-й уровень сложности).
4 блок «Новогодние фантазии».
Знакомство с историей рождественской елки. Коллективное разучивание подвижных игр «Аист и лягушки», «Лавата», «Рукавица Деда Мороза» (1-й уровень сложности). Изготовление новогодних украшений из бумаги (клоун, заяц, медвежонок, гирлянды и др.) (2-й и 3-й уровень сложности). Изготовление новогодних открыток (1-й и 2-й уровень сложности).
Выход в парк: знакомство с признаками зимы. Игры на свежем воздухе. Разучивание на улице подвижных игр «Мороз», «Два мороза», «Вышибалы» (1-й уровень сложности). Праздник «Новогодний переполох» (1-й и. 2-й уровень сложности).
2 ступень «Добро пожаловать»
I блок «Игровой калейдоскоп».
Знакомство с историей и традициями празднования «Рождества». Разучивание рождественских колядок, игр. Зимние забавы на свежем воздухе «Снежинка», «Льдинка» (1-й и. 2-й уровень сложности).
2 блок «Все игры в гости к нам».
Знакомство с играми других стран (1-й уровень сложности). Англия: «Цепные салки», «Перекрестные салки», Грузия: «Вороны-вороны» (2-й и 3-й уровень сложности). Швейцария: «Доброе утро охотник». Япония: «Японские салки», «Хвост дракона», Швеция: «Шлагбаум», Абхазия «Не дай уйти» (1-й и. 2-й уровень сложности).
Праздник «Все игры в гости к нам» (1-й и. 2-й уровень сложности).
3 блок «Мальчишки и девчонки».
Беседа об отношении между мальчиками и девочками. Игры «Медвежонок», «Медведь, что ты ешь?», «Лимпопо» – игры на сплоченность коллектива (1-й уровень сложности). Изготовление поздравительных открыток к празднику защитников Отечества (работа по шаблону, с аппликацией) (1-й и 2-й уровень сложности). Игра «Перехватчики», «Космонавты» (1-й уровень сложности). Поздравление пап, дедушек с Днем Защитника Отечества. Игра «Пограничники и парашютисты», «Морской бой» (1-й и 2-й уровень сложности). Изготовление поздравительных сувениров для мам (2-й и 3-й уровень сложности). Беседа по теме «Доброта и вежливость». Игра «Это не мелочи» (о встречах и опозданиях, о том, как себя вести в общественных местах, о плохих и хороших привычка). Выход в парк: наблюдение за весенней природой. Игра «Веселые старты» (1-й уровень сложности).
4 блок «Весенние игры и забавы».
«Весна - красна» - знакомство с празднованием весенних праздников и игр на Руси. Праздник «Чудеса - кудеса» (1-й уровень сложности). Весенние игры и забавы: «Горелки», «Ручеек» (1-й уровень сложности), «Заря- зарница», «Петушок»,
«Мышеловка», «Баба яга» (1-й и 2-й уровень сложности), «Игра с солнцем» (3-й уровень сложности).
5 блок «Русские народные игры и состязания».
Знакомство с народными «забытыми» играми. «Золотые ворота», «Колечко», «Водяной» (1-й уровень сложности). Изготовление поздравительных сувениров «Пасха» (3-й уровень сложности). Игры с крашенками (вареные крашеные яйца). Игры-состязания (с веревочкой): «Люлька», «Прыгалки», «Зеркало», «Алфавит» (1-й уровень сложности). Игры на асфальте: «Улитка», «Болото» (1-й уровень сложности), «Классики» (3-й уровень сложности). Игры-соревнования (быстрая смена мест): «Мышка», «Ключи», «Шишки, желуди, орех» (1-й и 2-й уровень сложности).
3 ступень «Ты, да я, да мы с тобой»
1 блок «Русский сувенир».
Художественные промыслы России (знакомство с различными видами росписи – хохлома, Городецкая, гжель, дымковская). Нарядные узоры: матрешка – что это? Виды матрешек: семеновская матрешка, Полков – Майдановская матрешка, Нижегородская матрешка. Игра «Поле чудес», «Петушиный бой»,
«Мы веселые зверята» (1-й уровень сложности), «Цепи кованные» (3-й уровень сложности). Игра «Русская ярмарка» (игрища, загадки, пословицы) (1-й и 2-й уровень сложности).
2 блок «Гостиная веселых человечков».
Игра – путешествие по сказкам «В гостях у сказочных героев». Беседа «Кто такой мастер? В чем я мастер». Изготовление настольных самодельных игр (игры – путешествия, головоломки, кроссворды, шарады) (1-й и 2-й уровень сложности). Викторина «В стране сказок» (1-й уровень сложности).
3 блок «Никогда не скучать».
«Ромашка – дружеский цветок» (разговор «Расскажи мне обо мне», игра «Волшебный стул», составление пожеланий на лепестках ромашки) (1-й уровень сложности). Разучивание летних игр на свежем воздухе: «Лохматый пес», «Лиска – лиса», «Зверята» (1-й уровень сложности), «Игра с платочком» (3-й уровень сложности). Праздник «Здравствуй, лето!» (1-й уровень сложности). Итоговое занятие для родителей и детей «Океан игры» (1-й и 2-й уровень сложности).
Работа в летний период
Подвижные игры на свежем воздухе (1-й и 2-й уровень сложности). Игровые программы: «Колобок» (1-й уровень сложности), «Ажиотаж» (1-й уровень сложности), «Красная горка» (1-й и 2-й уровень сложности), «Охотник до сказок» (1-й уровень сложности). Игры со словами (1-й уровень сложности). Игры в мяч (1-й уровень сложности).
Варианты домашних заданий для детей на период отпуска педагога:
Поиск новых игр и игрушек. Составление сообщений, докладов о игровых новинках (3-й уровень сложности).
2 год обучения
Программа состоит из 3 ступеней:
«Подарок друзей»
«Городские посиделки»
«Ты - хозяин»
Первая ступень состоит из 3 блоков:
«Твори, выдумывай, пробуй» - 5
«Осенняя пора» - 4
«Делай с нами» -6
Вторая ступень состоит из 2 блоков:
«Познай себя» -8
«Новогодние колядки» -9
Третья ступень состоит из 3 блоков:
«Земя наш общий дом» – 23
«Никогда не скучать» –5
«Весенняя радуга» -12
I ступень «Подарок друзей»
1 блок «Твори, выдумывай, пробуй».
Вводное занятие: знакомство с программой, игры «Клубочек», «Рукавички» (1-й уровень сложности).
Деловая игра: «Кто я? Какой я?» (1-й уровень сложности).
«Качества» - игра (1-й уровень сложности). Эстафета «Твори, выдумывай, пробуй» (2-й и 3-й уровень сложности).
2 блок «Осенняя пора».
Экскурсия «Краски осеннего леса». КТД «Сюрпризы лесной поляны» (1-й уровень сложности).
Изготовление композиции из природного материала «Осенняя пора» (2-й уровень сложности).
3 блок «Делай с нами».
Изготовление настольных игр. Настольная игра «Колобок» (1-й уровень сложности). «Катится шарик» - изготовление игры-лабиринта (2-й уровень сложности). Проведение соревнований «Открытые старты» (1-й уровень сложности).
2 ступень «Городские посиделки»
1 блок «Познай себя».
Игра «Три желания» (1-й и 2-й уровень сложности).
Игра-тренинг «Каков я и мир вокруг меня» (разыгрывание ситуации взаимоотношений в группе) (2-й и 3-й уровень сложности).
Игры на развитие тактильной памяти (1-й уровень сложности).
Конкурс «Всезнайка» (1-й уровень сложности).
Игры на улице: «Охотники и лисы», «Колокол», (1-й и 2-й уровень сложности), «Подвижная цель», «Лимпопо» (3-й уровень сложности). Повторение программы 1 года обучения (2-й и 3-й уровень сложности).
2 блок «Новогодние колядки».
История и традиции празднования Нового года на Руси (1-й уровень сложности).
Изготовление украшений на новогоднюю елку. Работа по шаблонам. Украшение елки в классе (1-й и 2-й уровень сложности).
Оформление новогодних плакатов. Разучивание новогодних музыкальных игр: «Если нравится тебе…», «Лавата», «Дружба» (1-й и 2-й уровень сложности).
Новогодний праздник (1-й и 2-й уровень сложности).
3 ступень «Ты – хозяин!»
1 блок «Земля наш общий дом».
Конкурс-игра «Интеллекту - ура!», «Счастливый случай» (1-й уровень сложности), «Что? Где? Когда?» (2-й уровень сложности).
Экологическая беседа «Я – хозяин на планете» (1-й и 2-й уровень сложности). Конкурс плакатов «Земля – наш общий дом» (3-й уровень сложности).
Экологическая викторина на знание видов растений и животных, мест их обитания (1-й уровень сложности).
Разучивание на улице подвижных игр « Решето», «Коршун» (2-й и 3-й уровень сложности).
Знакомство с играми в мяч: «Хали - хало», «Земля, вода, воздух», «Дедушка рожок» (1-й уровень сложности), «Запятнай последнего», «Подвижная цель» (2-й и 3-й уровень сложности).
Игры-соревнования (быстрая смена мест): «Хлебчик», «Рыжий кот» (1-й уровень сложности), «Шишки, желуди, орехи» (2-й и 3-й уровень сложности).
Игры-состязания (с веревочкой): «Люлька», «Прыгалки», «Зеркало», «Алфавит» (1-й и 2-й уровень сложности).
Игры других стран: Киргизия «Пастушок», Марийские игры «Биляша», «Бой петухов». Белоруссия «Золотое зернышко», (1-й и 2-й уровень сложности).
Беседа «Рыцари в наше время» (1-й и 2-й уровень сложности).
Изготовление открыток и сувениров к Дню отечества (2-й и 3-й уровень сложности).
Изготовление сувениров и открыток к Международному женскому дню (2-й и 3-й уровень сложности).
Праздник «Моя семья» (1-й и 2-й уровень сложности).
2 блок «Никогда не скучать».
Подвижные игры: «Летучий голландец», «Бермудский треугольник», «Караси и щука» (1-й уровень сложности), «Мышеловка», «Зайцы в огороде» (2-й и 3-й уровень сложности).
Игры с мячом: «Мыши и кот», «Липкие пни», «Охотники, волки и елки», «Урони булавку» (1-й уровень сложности), «Обгони мяч» (2-й и 3-й уровень сложности).
Экскурсия в парк. Наблюдение за весенней природой. Эстафеты «Прыжок за прыжком» (1-й уровень сложности).
Итоговое занятие «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем» (2-й и 3-й уровень сложности).
3 блок «Весенняя радуга».
Логические игры: «Четыре шашки», «Волки и овцы», «Танерам» (1-й уровень сложности).
Рисунок «Весенняя радуга». Выставка рисунков (2-й и 3-й уровень сложности).
Путешествие «В мир сказок и приключений» (1-й уровень сложности).
Игры на свежем воздухе: «Иголка, нитка, узелок», «Али-Баба», «Пирожок», «Атомы и молекулы», «Перелет птиц» (1-й уровень сложности). «Мышеловка», «Птица без гнезда» (2-й и 3-й уровень сложности),
Оформление плакатов «Весенняя радуга» (2-й и 3-й уровень сложности). Итоговое занятие (подборка стихов, примет о весне, пословиц и поговорок, поздравлений) (2-й и 3-й уровень сложности). «Фольклорное путешествие» (1-й и 2-й уровень сложности).
«Рыцарский турнир» (1-й и 2-й уровень сложности).
«Что? Где? Когда?» (3-й уровень сложности). Путешествие в зеленую аптеку (1-й и 2-й уровень сложности). Итоговое занятие «Роза для друга» (составление пожеланий на лепестках роз. Разговор «Расскажи мне обо мне») (1-й и 2-й уровень сложности).
Работа в летний период
Подвижные игры на свежем воздухе (1-й и 2-й уровень сложности). Спортивные игры (2-й и 3-й уровень сложности). Игровые программы: «Колобок» (1-й уровень сложности), «Ажиотаж» (1-й уровень сложности), «Красная горка» (1-й и 2-й уровень сложности). Игры со словами (1-й уровень сложности). Игры в мяч (1-й уровень сложности).
Варианты домашних заданий для детей на период отпуска педагога:
Поиск новых игр и игрушек. Составление сообщений, докладов об игровых новинках (3-й уровень сложности). Изобретение и изготовление своей игрушки (3-й уровень сложности).
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
№ п\п Раздел, тема Обеспечение программы методическими видами продукции Дидактический и лекционный материал
1 «Я – друг!» Подборка загадок и игр на знакомство. Беседа о дружбе.
2 «Золотая осень» Подборка игрового инвентаря. Рассказ о видах игры
Беседа о приметах осени
3 «Игровая мозаика» Образцы настольных и интеллектуальных игр. Презентация по теме: «Поле чудес». Лекция по теме: «Интеллектуальные и настольные игры». Шаблоны для изготовления настольных игр…
4 «Новогодние фантазии» Образцы новогодних открыток. Рассказ об истории рождественской елки. Шаблоны для изготовления новогодних открыток
5 «Игровой калейдоскоп» Подборка рождественских колядок, игр. Рассказ о истории и традиции празднования «Рождества».
6 «Все игры в гости к нам». Знакомство с играми других стран. Подборка игр других стран. Сказка о возникновении других языков и о роли игры при этом.
7 «Мальчишки и девчонки» Образцы открыток с 23 февраля и 8 марта. Беседа об отношении между мальчиками и девочками. Беседа по теме «Доброта и вежливость».
8 «Весенние игры и забавы» Подборка весенних игр. Рассказ о праздновании весенних праздников и игр на Руси.
9 «Русские народные игры и состязания» Подборка забытых игр, игр на асфальте. Рассказ о разнообразных игрищах на Руси.
10 «Русский сувенир» Образцы матрешек: семеновская, Полков -Майдановская, Нижегородская.
Презентация по теме: «Русская ярмарка». Рассказ о художественных промыслах России.
11 «Гостиная веселых человечков» Подборка игр – путешествий, головоломок, кроссвордов, шарад. Беседа «Кто такой мастер? В чем я мастер».
12 «Никогда не скучать» «Ромашка» Беседа «Расскажи мне обо мне». Шаблон ромашки
Методическое обеспечение программы
2 год обучения
№ п\п Раздел, тема Обеспечение программы методическими видами продукции Дидактический и лекционный материал
1 «Твори, выдумывай, пробуй» Подборка игрового инвентаря. 2 «Осенняя пора» Образцы композиций из природного материала. Презентация по теме: «Овощное ассорти». Наборы природного материала.
3 «Делай с нами» Образцы настольных и игры-лабиринта. Шаблоны настольных игр.
4 «Познай себя» Карточки ситуаций взаимоотношений в группе. Подборка игр на развитие тактильной памяти. 5 «Новогодние колядки» Виды украшений на новогоднюю елку. Презентация по теме: «Новогоднее путешествие к звездам». Лекция по теме: «История и традиции празднования Нового года на Руси».
6 «Земля наш общий дом» Образцы открыток с 23 февраля и 8 марта.
Презентация по теме: «День защитника Отечества». Экологическая беседа «Я – хозяин на планете». Экологическая викторина на знание видов растений и животных, мест их обитания. Беседа «Рыцари в наше время».
7 «Никогда не скучать» Подборка подвижных игр и игр с мячом. 8 «Весенняя радуга» Подборка логических игр. Подборка стихов, примет о весне, пословиц и поговорок, поздравлений. Лекция по теме: «Логические игры».
Материально-техническое обеспечение программы
Для развития творческих способностей и реализации программы необходимы следующие материально-технические средства:
игровые предметы: мячи, разного диаметра, обручи, скакалки, кегли, кубики, ленты, клюшки, гимнастические палки и т.д.
игровые наборы: мозаики, конструктор, пазлы, лего, настольные игры, лото, домино, шашки, кольцеброс, гольф, дартс, бадминтон, теннис и т.д.
игрушки
ТСО: видео, аудио-магнитофон, мультимедиа, ноутбук.
Этапы педагогического контроля
Диагностические показатели объединения «Нескучалия» проводятся в начале, в середине и в конце учебного года.
Показатели игры Подвижные Сюжетно-ролевые Дидактические Настольные Игры со словами
Ф.И.О. + высокий уровень
- низкий уровень
* - средний уровень Показатели игры Соблюдение правил Самостоятельность в организации игры Качество двигательных действий
Ф.И.О. + высокий уровень
- низкий уровень
* - средний уровень Список литературы
для педагога
300 подвижных игр для младших школьников. Л.П. Фатеева. – Ярославль: 1998.
Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. – СПб., 2004.
Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет. – М., 2004.
Большая книга игр и развлечений. Ю.В. Гурин, О.В. Жакова. – С.-Петербург, Москва: 2000.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж, 2004.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений.- С-Пб.: Кристалл Оникс, 2000.
Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. – Волгоград, 2005.
Игровые программы. Сборник сценариев.- Тюмень, 2002.
Игры на каждый день.- Новосибирск, 2004.
Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» для детей 4-7 лет. – СПб., 2005.
Лифшиц О.А., Шаульская Н.А. Праздник Нептуна (праздники, конкурсы, игры). Библиотека вожатого.-М., 2004.
На досуге. О.В Зайцев. – Ярославль: 1998.
Нищева Н.В. Играйка, грамотейка. – СПб., 2005.
Подготовка детей к школе (комплект из 4-х книг). – М., 2001.
Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб., 2003.
Прописи (для детей 4-5 лет, 5-6 лет). – М., 2003.
Разноцветный мир детства. - М.: 1999.
Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей.- М.: Имею право, 1996.
Собрание пестрых дел. Щурока Н.С. – М.: 1994.
Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 2004.
Технологии социально-клубной работы с молодежью. А.И. Лучанкин, А.А. Синяцкий. – Екатеринбург: 1997.
Тимербулатова Г.С. 30 занимательных уроков для подготовки к школе. – СПб., 2005.
Тимофеев О. Новая игротека от Олега. -Уфа: Министерство культуры республики Башкиркестан, 2000.
Тимофеев О. Новая игротека от Олега.-Уфа: Министерство культуры республики Башкиркестан, 1996.
Толчёнов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста.-М., 2001.
Энциклопедия игр.- М.: Росмен, 2000.
для обучающихся и родителей:
Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.
Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.
Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.
Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.