Дополнительная образовательная программаОФП с элементами акробатики
Управление образования Администрации
Богородского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение
Новинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на методсовете
Протокол от 29.08.15 № 1 УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Новинской СОШ
__________________
И.Г. СатаеваПриказ от 01.09.15 № 56
Дополнительная образовательная программа
« ОФП с элементами акробатики»
( спортивно-оздоровительное направление,
срок реализации 1 год, 1 час в неделю, 34 часа, возраст детей 7-9лет)
Адрес:
607635, Нижегородская область, Богородский район
п. Новинки, ул. Центральная, д.6
Телефон: 8-(831-70)-48-5-41
Электронная почта: nov-shkola@yandex.ruАвтор
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Голик Татьяна Николаевна
п. Новинки 2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни старшего и подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность детей на уроках физической культуры в школах делает дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто необходимыми. Система дополнительного образования детей, получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные условия ребенка в семье, в учебном заведении, в группе формального общения – важно для социальной защищенности детей, формирования здорового образа жизни.
Программа «ОФП с элементами акробатики» соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры
Актуальность. Акробатика привлекает детей своей доступностью. Для занятий не требуются сложные снаряды, заниматься можно и в зале, и на стадионе, и на лужайке. Выполнение акробатических упражнений благотворно влияет на рост и физическое развитие детей.
Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на организм детей. При выполнении упражнений вниз головой осуществляется массаж внутренних органов.
Разработка данной программы вызвана необходимостью коррекции и укрепления здоровья воспитанников, их разностороннего физического развития и совершенствования физической подготовки.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области теоретических знаний и практических умений и навыков.
Цель образовательной программы - укрепление здоровья воспитанников, обучение акробатике в доступной для них форме.
Работа с детьми осуществляется в трёх направлениях: оздоровительном, образовательном и воспитательном.
Оздоровительные задачи:
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, правильной осанки и навыков координации движений;
- содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма.
Образовательные задачи:
- обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль
и самооценку при выполнении физических упражнений;
- формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к другим;
- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике;
- способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д.
Воспитательные задачи:
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений;
- способствовать развитию творческих способностей детей, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.
При организации образовательного процесса используются следующие принципы:
1. Общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности и систематичности,
доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования.
2. Спортивные: направленности на спортивные достижения, единства всех сторон подготовки, постепенности повышения требований.
В работе применяются следующие методы обучения:
Наглядный – при выполнении упражнений ориентация на образец, копирование предложенного образца.
Словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений.
Словесный - объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение упражнений.
Практический - самостоятельное составление и выполнение упражнений.
Программа рассчитана на один год
Новизна и педагогическая целесообразность. В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, методические разработки отечественных и зарубежных тренеров. Содержание материала программы излагается в соответствии с уровнями образования. Для каждого из этих уровней выделены цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования, а также проводятся зачётные требования к знаниям, умениям и двигательной подготовленности учеников.
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств в процессе освоения акробатических упражнений.
Оздоровительные и воспитательные задачи решаются в неразрывной связи с образовательными.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Педагогические результаты образовательной деятельности представляют собой личностные новообразования, которые являются следствием данной деятельности. В процессе занятий акробатикой по данной образовательной программе, предполагается получение следующих результатов:
укрепление здоровья;
формирование опорно-двигательного аппарата и правильной осанки;
развитие адаптационных возможностей детского организма;
развитие пространственных ориентировок в статике и динамике;
воспитание скоростно-силовых качеств; развитие гибкости, ловкости, силы, выносливости и т.д.;
формирование интереса и потребности в регулярных занятиях акробатикой;
развитие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности, самостоятельности и инициативы;
развитие морально-нравственных качеств: дисциплинированности, организованности, чувства ответственности;
формирование процесса саморегуляции, умения сосредотачиваться и противостоять неблагоприятным воздействиям.
Контроль за освоением учебного материала проводится в форме участия в показательных выступлениях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Режим занятий: 1 ч в неделю.
1.Содержание курса теоретических сведений:
техника безопасности на занятиях акробатикой;
требования, предъявляемые к юным спортсменам;
влияние физических упражнений на основные системы организма;
основы спортивной техники;
приёмы самоконтроля, самостраховка;
2.Общая физическая и специальная подготовка
2.1 Упражнение на развитие гибкости
- комплексы ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, позвоночника;
- комплексы упражнений на растягивание, сгибание и пригибание туловища с возрастающей амплитудой движения;
- активные и пассивные упражнения на гибкость с дополнительными отягощениями;
- упражнения на подвижность позвоночника.
2.2 Упражнение на развитие ловкости
- прохождение специальных полос препятствий;
- подвижные игры;
- развитие чувства пространства и чувства времени.
2.3 Упражнения на развитие способностей
- потягивание из виса на руках;
- приседания с отягощением;
- прыжки на месте;
- многоскоки, отжимания в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног высокого угла на гимнастической стоянке.
Упражнение на развитие быстроты
- эстафеты на короткие дистанции.
2.5 Упражнение на формирование осанки
- на выработку навыков концентрации внимания при фиксации заданной позы;
- на выработку навыков четкого чередования напряжения и полного расслабления мышц
- на освоение устойчивых навыков контроля осанки в положении стоя, сидя, в движении.
3. Акробатические упражнения
перекаты: назад согнувшись в стойку на лопатках; назад пригнувшись из стойки на руках, на голове и руках, на предплечьях; с коленей на грудь, с различными положениями рук; то же с опорой на одну руку и без опоры;
кувырки вперёд: в группировке, на одну ногу, в упор стоя согнувшись ноги врозь, с поворотом в шпагат; то же с опорой на одну руку и без опоры.
кувырки назад: из упора присев, из седа, из основной стойки с прямыми ногами, кувырок через голову с перекатом на грудь, кувырок в стойку (с помощью);
стойки: на голове на руках согнувшись толчком и силой; на руках махом и толчком; на предплечьях махом, перенесение тяжести с одной руки на другую в стойке (с помощью); сгибание и пригибание в стойке; изменение положения ног (полушпагат, шпагат ноги в стороны);
мосты: наклоном назад с помощью и самостоятельно, из стойки на голове и руках, из стойки на руках, из моста встать на колени, встать на ноги (с помощью);
различные соединения акробатических упражнений; «колесо» вправо (влево);
перекидки вперед, на одну, назад.
4.Хореография
основные положения ног
основные положения рук
Календарно тематическое планирование кружка
1 час в неделю
№ Название темы Количество часов
1 Группировка: лежа на спине, сидя и в приседе. 1
2-3 Перекат назад: в группировке, согнувшись и прогнувшись.
Перекат в сторону: в группировке, согнувшись и прогнувшись.
Перекат назад: в группировке, согнувшись и прогнувшись.
2
4-5 Кувырок вперед. 2
6 Кувырок, назад согнувшись через плечо. 1
7-8 Стойка на лопатках. 2
9-12 Стойка на груди 3
13-16 Стойка на голове и руках.
4
17-20 Стойка на руках. 4
21-24 Стойка на руках толчком двух ног. 4
25 Мост из положения лёжа, стоя на коленях, 1
26-29 Мост наклоном назад 4
30-31 Переворот с опорой на руки и голову 2
32-34 Переворот вперёд на 2 ноги 2
Всего 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
Коркин В.И. «Акробатика». , М. Физкультура и спорт 1983
Панфилова А.А.Хрестоматия по анатомии. Саратов. Лицей, 2005г.
Петров П.К. и Пономарев Г.И «Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе»., Ижевск: издательство Уд ГУ -1994.