Образовательная программа дополнительного образования детей «МИР ВОКРУГ НАС»




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Инзенский районный Центр детского творчества

«Утверждаю»
Директор МОУ ДОД РЦДТ
В.Н. Зайченкова__________
«____» ____________ 2014 г.


Образовательная программа дополнительного образования детей
«МИР ВОКРУГ НАС»
Всего часов: 216
2год обучения:
216 часов (2 часа 3раза в неделю), возраст обучающихся: 10-14 лет






Рассмотрена и одобрена на заседании Программу разработала
Педагогического совета МОУ ДОД РЦДТ Буйновская Ирина
Александровна
Протокол №_________ от___________ педагог образования дополнительного
Секретарь ___________________
Программа разработана
в 2014 году


Инза
Рецензенты:
________________________________ педагог дополнительного образования МОУ ДОД РЦДТ ____________ квалификационной категории


______________________________ методист МОУ ДОД РЦДТ ____________ квалификационной категории















Программа рассчитана на 1 год обучения:
2 год обучения - 216 часа (3 раза в неделю по 2 часа)
Возраст обучающихся – 10-14 лет























1.Пояснительная записка
За генеральную уборку Пора приняться на Земле! Что в говорильне нашей толку? Природа плачет о себе! Сумеют выжить только крысы, Чертополох и таракан. Ворона даже будет лысой! Приятно ль жить с такими нам? Эколог - друг, защитник жизни, - Все человечество любя, Не дай пропасть родной Отчизне, Мы будем слушаться тебя.


Изучение окружающей среды является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности, любви к природе, бережному к ней отношению. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития. 
Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом, будет знаком с родной природой, с экологическими проблемами. Программа включает сведения из географии, литературы, истории., биологии, экологии. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность, бережное отношение к окружающему миру. 
Программа состоит из четырёх блоков и предназначена для детей 10-15 лет.
Коллектив набран свободно, по желанию детей. 






Новизна программы

 Новизна программы состоит в том, что расширена сфера познания окружающего мира и вооружившись знаниями об этом мире, ребята научатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребенка непреходяща. Научить его сохранить и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки- эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают,а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и атмосферу... В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению, начиная с младших классов, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека.



Актуальность программы

Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят юношество задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её.
Люди множеством нитей связаны с окружающей природой. Погубив её, они погибнут сами. Наша Земля «больна», и её болезнь следствие экономической безграмотности человека. Поэтому необходимо углубить знания учащихся о живой природе.
Необходимо, чтобы каждый понимал, что охрана природы является главной задачей общества.
Одна из задач руководителя кружка – выработка бережного отношения к окружающему миру и рациональному использованию его богатств.
В ходе работы кружка необходимо развивать познавательные процессы, интересы и умственные способности детей. Формировать в единстве эстетические и этические чувства, экологическую культуру и творчество.
Экологическое воспитание должно стать непрерывным и сопровождать ребёнка всю его жизнь, начиная с дома, детского сада, школы, вуза.






Главные проблемы: 
- это повышение занятости детей в свободное время;  - привлечение детей к познанию культурных ценностей родного края,
-формирование экологического мировоззрения.


Педагогическая целенаправленность программы
Педагогическая целенаправленность программы объясняется тем, что в процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придается значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого- педагогическую систему, но и социально-педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Суть авторского подхода
Суть авторского подхода в том, что при обучении создаются условия для развития творческих способностей. Все вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников.
Изучение экологии школьниками предаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них : отношение к земле как к уникальной экосистеме осмотрительного и бережного отношения ко всему живому.

Способы проверки результатов освоения программы
Отслеживание результативности    образовательного    процесса
осуществляется     в     постоянном     педагогическом     наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
-самостоятельная разработка учащимися   текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнение реферативных работ, их защита в группе;
-контрольные формы работы: тесты, контрольно- познавательные игры;
-табло достижений кружка;
-открытие занятия в игровой форме;
-участие в кружковой и в массовой вне учебной деятельности;
-активное участие в конкурсных работах, выставках.










2.Цели и задачи программы

Целью настоящего курса является:
Создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе, на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру.

Цели первого года обучения: 
1.Сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир. 2.Воспитание у воспитанников бережного отношения к природе родного края, правильного понимания сложных взаимосвязей живой и неживой природы.
3.Формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.
Задачи:
1.Формирование понимания многосторонней ценности природы для общества и человека.
2.Научить правилам обращения с растительным и животным миром. 3.Воспитывать доброе отношение к окружающему миру. 4.Развивть    эмоционально- чувственную сферу ребенка,    образное мышление, развивать интерес обучающегося к науке экологии.

Цели второго года обучения
1.Формирование сознания, что человек - часть природы, что подлинным хозяином он становится тогда, когда познает законы природы и, правильно пользуясь ими, перестраивает природу в соответствии с нуждами общества.
2.Воспитание гражданской ответственности за состояние природной среды.
3.Развитие навыков и умений написания творческой научной работы по исследованию и преобразованию (улучшению) окружающей среды.
Задачи:
1.Усвоение научных основ проблем взаимодействия общества и природы.
2.Проведение наблюдений и выполнение практических исследований в природе.
3.Общественно полезная деятельность по охране окружающей природной среды.


Цели третьего года обучения
1.Развитие теоретического мышления за счет перехода от пассивного усвоения знаний к активным действиям - исследовательской, проектной работе.
2.Формирование практических навыков ведения исследовательской работы. 
Задачи:
1.Стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе.
2.Развивать исследовательские навыки и умения.
3.Вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения ( организация экологических троп, экспедиций.



4.Воспитывать в ребенке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.
5.Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующей в этой области заключается в том, что произошли изменения социально - экологических условий в обществе, усилилось негативное антропогенное воздействие на природную среду. В структуру программы входит 2 образовательных блока:
- теория [накопление знаний)
- практика (применение знаний в творческом исполнении).
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Практические задания способствуют у детей творческих способностей, приобретения практических умений и навыков.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11- 15 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувств взрослости, потребность к самостоятельности и стремлении к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Сроки реализации образовательной программы- 3 года, которые делятся на 3 этапа - 1, 2и 3-й годы обучения.
Первый год направлен на первичное знакомство с окружающим нас миром. Активизируется познавательная деятельность. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребенок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу   на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа у ребенка развивается активный интерес к предмету. 
Второй год   - на базовую подготовку детей к решению  творческих задач на основе накопленного опыта.

Третий   год обучения   предоставляет   все   возможности   для
самореализации личности от простого расширения кругозора до научно- исследовательской деятельности.













Сроки реализации: 3 года
Возраст детей: 10-14 лет
Год обучения: 2 год
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю 
Количество часов в неделю
Количество часов в год

45 мин
3 раза
6 часов
216 часов



























3.Формы и методы

По количеству детей, групповая, в небольших группах (когда от работы каждого зависит выполнение общей работы], задачи у каждого возраста свои.
Индивидуальная: этот вид работы предусматривает дифференцированный подход к изучению раздела или темы.
Фронтальная работа или коллективная, предусматривает единую тему и общие задачи.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсия с наблюдениями, конкурс, самостоятельная, практикум, конференция, лабораторная работа.
По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, по систематизации и обобщению знаний, практическое занятие, комбинированное занятие, контроль знаний, умений и навыков.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, большое количество занимает практическая часть.


Основные формы, положенные в основу программы:
групповая
индивидуальная
практикумы;
создание проектов;
путешествие;
экскурсии
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
лекция;
беседа;



Методы обучения:
Частично-поисковый
Исследовательский
Эвристический (лабораторные работы, эвристическая беседа)


Методы воспитания:
Проблемно-ситуативный
Объяснительно-репродуктивный
Стимулирования
Самовоспитания





4.Ожидаемый результат
В итоге обучения по данной программе школьники должны получить представления о действиях в условиях критических экологических ситуаций, знать источники потенциальных аварий, уяснить влияние естественной среды на здоровье человека (например, геохимических особенностей местности, качества питьевой воды, запылённости атмосферы и т.п.) Важно, чтобы школьники осознали оздоровляющее влияние природных компонентов (растений, рекреационных ресурсов и т.п.), значение организма для противостояния инфекционным заболеваниям. Ведь многих нежелательных последствий можно избежать, если следовать рекомендациям специалистов, соблюдать правила гигиены.

В результате обучения учащиеся научатся следующему:

Характеризовать систему взглядов человека на природу и место в ней самого человека.
Обосновывать значение естествознания и биологии в контексте общечеловеческой культуры.
Сравнивать естественнонаучные и социогуманитарные подходы современной науки к рассмотрению человека, природы и общества.
Оценивать информацию о современных исследованиях в области биологии, экологии; их практическое и нравственно-этическое значение.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.



5.Формы проведения занятий
В подростковом возрасте ребёнка мало волнуют проблемы старости, болезней. Поэтому на занятиях важно избегать навязчивой поучительности, назидательности, разговор следует вести отталкиваясь от конкретных фактов, интересной ( может быть, даже спорной) информации, постараться вовлечь школьников в дискуссию, предлагать самостоятельно искать ответы на злободневные вопросы. Не стоит перегружать детей негативной информацией: учитель должен стараться удержать разумный баланс между примерами отрицательного воздействия антропогенной среды на человека и примерами возможных выходов из создавшегося положения. В противном случае может сформироваться впечатление безысходности ситуации и нежелание предпринимать какие-либо действия для изменения положения.
Обязательным является использование краеведческого материала как иллюстрации к конкретным примерам рассматриваемых закономерностей в системе «человек-природа». В качестве активных методов обучения можно рекомендовать задания по оценке экологической ситуации в поселке, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы, работу с картами, оформление тематических плакатов, газет, проведение конференций, написание рефератов, выступления с ними перед учащимися других классов.
Поскольку в данной программе затрагиваются проблемы, связанные с различными науками (биологией, химией, физикой, географией) желателен контакт учителей- предметников. Например, изучая загрязнение воздуха или воды, учащиеся на уроках химии в качестве дополнения могут ознакомиться с химическими реакциями, проходящими в атмосфере в результате выбросов предприятий, биохимическими процессами в организме человека. А на уроках географии можно рассмотреть размещение наиболее загрязнённых городов и территорий страны, выяснить причины такого положения, составить соответствующие карты.
Предлагаемая программа не охватывает весь круг вопросов, связанных с многоаспектной проблемой.
«Человек и окружающая среда». В тематику включён лишь ряд вопросов, дающих, с нашей точки зрения, возможность сформировать у школьника первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды и позволяющих убедить его в том, что человек -всего лишь часть природы, во многом от неё зависящий. Занятия по данной программе, с одной стороны, дают школьнику теоретические знания (формируют экологическое мировоззрение), с другой- практические навыки (умение оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья).




6.Основные признаки организации кружка
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.






7.Методическое обеспечение

При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи. Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок юного эколога», где будут освещаться основные моменты работы кружка. При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.  Некоторые занятия полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций.  Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес и бережное отношение к природе своего посёлка, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.  При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро. Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.











8.Условия реализации программы


Оборудование:
Бумага, ручки, карандаши, краски, скотч, ножницы, кисти, карточки с заданиями, иллюстрации с растениями и животными, предметы бытового отхода, грабли, лопаты, мотыги, перчатки, природный материал, компьютер, принтер.

Помещение:
Кабинет должен быть оснащен необходимыми приборами для исследований.














9.Учебно-методические пособия


1.Н.А. Голубкина.Лабораторный практикум по экологии М. Форум-Инфра,2003.
2.С.З.Вишневецкая. Организация исследовательской работы в школе по изучению водных экосистем. Ростов-на-Дону.,1996.
3.В.В.Приваленко. Геоэкологические и эколого-геохимические исследования в школьных кружках. Ростов-на-Дону,1995.
4.А.А.Семёнов. Полевой практикум по зкологии. М. ,Тайдекс К,2004.
5. Т.А.Попова.Экология в школе.Мониторинг природной среды.М.,2005.
6.Т.Я.Ашихмина. Экологический мониторинг.М., 2005.
7.А.И. Фёдорова. Практикум по экологии и охране окружающей среды.М.,2003.
8.В.В.Приваленко. Экологические проблемы Каменска-Шахтинского.,2000.
9.Экологический вестник Дона.Ростов-на-Дону.2006,2007.








10.Информационное обеспечение

10.1.Литература.

1.М.В.Гальперин.Экологические основы природопользования.М.,2002.
2.Г.В.Войткевич.Основы учения о биосфере.Ростов-на-Дону,1996.
3.Л.Ф.Голдовская. Химия окружающей среды.М. 2007.
4.Н.М.Чернова.Экология.М.1998.
5.Д.В.Вахненко .Биология с основами экологии.Ростов-на-Дону 2003.
6.В.А.Вронский.Экология .Справочник.Ростов,2002.
7.Журналы «Биология в школе», «Биология для школьников» 2006,2007,2008.
8.Журналы «Химия в школе», «Химия для школьников» 2006-2008.
9.Журналы «Вестник АС Эко» 2000-2002.

10.2.Литература для обучающихся.

1.А.Т.Зверев.Экология.Практикум.М.,2004.
2.Л.И.Губарев.Экология человека.Практикум.М.,2003.
3.С.И.Гуленков.Тестовые задания по биологии человека.М.,2000.
4.Тестовые задания к программам биолого-экологического цикла.Ростов-на-Дону 1995.
5.Е.А.Криксунов.Экология.М.,1995.































12. Модель воспитанника

В конце учебного года воспитанник должен знать:
задачи экологии
о влиянии деятельности человека на компоненты окружающей среды;
экологические проблемы поселка, района, области
биологическое разнообразие своего региона
правила техники безопасности

В конце учебного года воспитанник должен уметь:
строить отношения в коллективе
планировать ход исследований и практической деятельности
оценивать поведение свое и окружающих с точки зрения экологической культуры
работать с лабораторным оборудованием
владеть алгоритмом создания экологической листовки, газеты,
агитационной листовки



Заголовок 1 Заголовок 215