Дополнительная образовательная программа «Природа и фантазия»
Муниципальное казенное учреждение «Детский дом «Ровесник»
Утверждаю: директор муниципального казенного учреждения "Детский дом «Ровесник"
Т.А. Ларина_____________
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом объединении педагогов дополнительного образования муниципального казенного учреждения "Детский дом «Ровесник"
протокол № ____________
"____" ___________ 201__ г.
Дополнительная образовательная программа «Природа и фантазия»
Тематическая направленность – художественная
Возраст обучающихся – 7-18 лет
Срок реализации – 3 года обучения
Составитель:
педагог дополнительного образования Косова А.А.
г. Новокузнецк, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Природа и фантазия» – художественная.
Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» составлена с учетом «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008); приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-18-14; Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014г. №1276).В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования имеет особую важность т.к. именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, развитие познавательной мотивации и творческих способностей.
Занятия флористикой способствуют эстетическому воспитанию, духовно-нравственному развитию, обогащают внутренний мир, учат ценить красоту природы, помогают детям реализовать свои скрытые возможности, благотворно воздействуют на волю, ум и чувства детей, а также способствуют творческому самовыражению и профессиональному самоопределению личности ребенка.
Актуальность данной программы заключается в том, что она дает возможность для комплексного коррекционно-педагогического воздействия на личность, направлена на профессионально-ориентационное, нравственное и эстетическое воспитание школьников. Изучение данной программы позволит сформировать представления о специфике профессий людей связанных с работой с прикладным творчеством, фитодизайном, а так же поможет познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития, понять свои склонности, способности и сориентировать учащихся на дальнейшее обучение. Это может быть художественно-эстетический профиль – отделение дизайна института искусств и культуры, что способствует уменьшению вероятности ошибки в выборе профиля будущей профессии. Для руководителя детского коллектива важно отвлечь подростков от влияния «улицы» и криминальных структур, заинтересовать в познании самого себя, собственном самосовершенствовании, профессиональном самоопределении.
Новизна программы:
в ознакомлении и изучении наиболее молодого вида декоративно-прикладного искусства – флористики, который сейчас является очень популярным, востребованным в нашем городе;
предусматривает приобретение определенных профессиональных знаний, умений и навыков при работе с природным материалом;
объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-игровой учебный материал и предусматривает 3 уровня усвоения материала:
1. Исполнительский;
2. Инициативный;
3. Творческий.
Педагогическая целесообразность. Основная идея программы – развитие у подрастающего поколения мотивации к познанию к творчеству. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального мира. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его духовному развитию. Творческие задания раскрывают художественные способности обучающихся, формируют их эстетический вкус. Реализация программы способствует созданию благоприятного эмоционального настроя благодаря многообразию использованного материала, ориентирует на профессиональное осмысление выбранного ремесла, знакомить с другими видами декоративно-прикладного искусства.
Цель программы – профессиональное самоопределение, раскрытие творческого потенциала личности, через воспитание общей культуры, стойкого интереса к живой природе, развитие художественного вкуса средствами работы с природными материалами, расширение знаний по флористике, фитодизайну.
Задачи:
Образовательные:
Формировать и совершенствовать знания, умения и навыки по художественной обработке различных природных материалов;
Формировать жизненные стратегии, создавать условия для профессионального самоопределения.
Развивающие:
Способствовать развитию волевых качеств, таких как аккуратность, активность, целеустремленность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность в работе, умение планировать свою деятельность, терпение и усидчивость;
Развивать ассоциативное мышление, любознательность, творческое воображение и творческую индивидуальность, художественный вкус;
Совершенствовать движения и мелкую моторику кисти и пальцев рук, развивать зрительное восприятие, внимание, память и узнавание, умение видеть ошибки в работе и исправлять их.
Воспитательные:
Формировать духовную культуру и нравственность, этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;
Приобщать учащихся к труду и декоративно-прикладному искусству;
Вырабатывать у детей стремление объективно оценивать уровень своего мастерства и мастерство товарищей.
Отличительная особенность. Программа составлена с использованием инвариантных тем, предусматривающих базовую подготовку для всех направлений флористики. Вариативная часть программы обеспечивается многообразием направлений флористики и направлена на специализацию в отдельных видах по выбору ребенка. Программа «Природа и фантазия» является профессионально-ориентированной.
Основные принципы программы:
принцип гуманизма – отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, осуществление целостного подхода к воспитанию;
принцип творческой направленности – самостоятельное создание детьми новых образов, основанных на использовании их жизненного опыта, наблюдений и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности;
принцип культуросообразности – воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями; воспитание разносторонней личности, руководствующейся в своей деятельности общепринятыми нравственными принципами жизни;
принцип сознательности – заинтересованное, а не механическое усвоение учащимися необходимых знаний и умений;
природосообразности – соответствие содержания образования возрастным особенностям учащихся, формирование у них ответственности за развитие самих себя.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 3 года обучения; 37 учебных недель в год:
1 год обучения 7-10 лет, 2 раза в неделю по 1 часу (74 часа в год);
2 год обучения 11-14 лет, 2 раза в неделю по 2 часа (148 часов в год);
3 год обучения 15-18 лет, 3 раза в неделю по 2 часа (222 часа в год).
Продолжительность одного занятия исчисляется академическими часами по 45 минут. Оптимальное количество учащихся в группе составляет 4-6 человек, так как учащиеся в процессе обучения пользуются травмоопасными инструментами и приспособлениями.
Возможно формирование разновозрастных групп, которое производится по уровню первоначальных знаний и умений по данному направлению, которые выявляются в процессе педагогического наблюдения.
Возможно, временное объединение глубоко мотивированных детей в «творческие группы» для подготовки к участию в выставке или конкурсе из разных этапов обучения, а так же индивидуальная работа с одаренными детьми.
Основной формой образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, которые проводятся по группам, подгруппам.
Учебное занятие по структуре состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
Организационный момент + мотивация
Теоретическая часть
Практическая часть
Рефлексия
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Этапы реализации программы
Мотивационный – дети знакомятся с различными видами и направлениями флористики, явлениями окружающего мира, с основными художественно-композиционными чертами и приемами работы, со специальными терминами и понятиями, получают мотивацию к изучению программы (1-ый год обучения).
Развивающий – развитие эмоций и творческого потенциала обучающихся через создание композиций, перевоплощение в объекты и явления природы, совершенствование заложенных на первом этапе умений и навыков (2-ой год обучения).
Креативный – включение ребенка в собственную деятельность по применению и реализации полученных знаний, которые дают возможность участвовать в выставках, конкурсах, праздниках и фестивалях различных уровней (3-ий год обучения).
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом ступенчатости обучения в данном творческом объединении.
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
комбинированное учебное занятие;
вводное занятие;
итоговое занятие;
экскурсия;
практическая работа, творческое задание;
выставки творческих работ;
мастер-класс.
Мастер-класс для учащихся может проводить как педагог, так и старшие дети, что является еще одной особенностью программы и дает возможность им закрепить полученные знания, продемонстрировать умения в области фитодизайна. Такая форма занятий способствует развитию инициативы учащихся, помогает создавать единый коллектив, формирует чувство ответственности.
Основные методы обучения: монологический, диалогический, алгоритмический, эвристический, показательный:
преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
учения: репродуктивный, исполнительский, практический, частично-поисковый;
воспитания: убеждения, личный пример.
Психологическое обеспечение программы
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
создание «ситуации успеха»;
побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы и т.д.);
разработка анкет для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.
По окончанию I года учащиеся могут:
Научиться заготавливать природный материал, высушивать растения прессованием.
Уметь составлять простые композиции из природного материала, соблюдая пропорции, колористику, масштабные соотношения.
Уметь анализировать свои произведения, видеть и исправлять ошибки.
По окончанию II года учащиеся могут:
Создавать более сложные, многоплановые композиции с включением большого количества деталей, передавать настроение.
Самостоятельно разрабатывать эскизы и подбирать материал для будущей работы.
Проявлять устойчивый интерес к изучаемому предмету.
По окончанию III года учащиеся могут:
Владеть всеми техниками работы с природным материалом, представленными в программе.
Работать творчески, создавать художественные произведения отличающиеся индивидуальностью.
Выбрать направление прикладного творчества, наиболее соответствующее своим наклонностям, желаниям.
Диагностика образовательного и воспитательного процессов.
Виды оценки результативности учебных занятий
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.
Форма оценки: диагностическое анкетирование, собеседование с обучающимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Форма оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, собеседование.
В практической деятельности результативность оценивается количеством, а также качеством выполнения флористических поделок, творческих работ.
Итоговый контроль может быть осуществлен в форме выставки творческих работ обучающихся, защите творческого проекта.
Диагностика воспитательного процесса осуществляется при помощи методики определения результатов личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы. Используются методы педагогического наблюдения, социологического опроса, создания педагогических ситуаций:
наблюдение за обучающимися, заполнение таблицы результатов расчет бальной оценки индивидуальных качеств его личности (Приложение № 1, Таблица № 2).
Диагностика образовательного процесса осуществляется при помощи методики определения результатов образовательной деятельности детей в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.
(Приложение № 1, Таблица № 1).
Все виды диагностик проводятся в начале и конце учебного года, сравниваются исходные и итоговые показатели, оцениваются результаты работы. Может быть проведена и промежуточная диагностика, для того чтобы своевременно провести коррекцию образовательно-воспитательного процесса.
Данные методики являются результатом исследовательской работы авторов Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой (апробирована при их непосредственном участии) на базе Центра детского и юношеского творчества «Бибирево» Северо-Восточного округа г. Москвы, Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга и отвечает требованиям доступности и эффективности. При разработке данного материала использованы опубликованные в печати работы Р.У.Богдановой (С.-Петербург), Л.Б.Железновой (Оренбург), Т.В.Ильиной (Ярославль), З.А.Каргиной (Москва), Е.В.Титовой (С.-Петербург), С.Т. (Ижевск).
Содержание изучаемого курса
Вводные занятия.
Задача объединения в учебном году, знакомство с планом работы.
Беседа о значении растений в жизни человека.
Охрана природы.
Как собирать растительный материал, не причиняя вреда природе.
Правила поведения на занятиях и экскурсиях. Техника безопасности при работе с инструментами и природным материалом на практических занятиях. Техника безопасности при ЧС.
Работа с засушенными растениями.
Знакомство с миром растений: культурные и дикорастущие растения в парках, садах, лесах, полях, у водоемов. Экскурсии на природу, наблюдения за разнообразием форм и красок растений, за сезонными изменениями и пр. Сбор цветов и листьев. Специальные методы засушивания растений, условия сохранения формы и цвета растений. Сбор и засушивание растений для зимнего сухого букета. Работа над панно, картиной, плоскостной и объемной композициями (правила и закономерности).
Работа по созданию произведений из растений расширяет представление детей об окружающем мире, способствует запоминанию форм, красок и свойств природного материала. Приучает к аккуратности и внимательности в процессе работы. Прививает любовь и интерес к изобразительному искусству, развивает эстетические чувства. Формирует представление о профессии флориста, фитодизайнера.
Тематика работ: состояние природы, посвящение праздникам, юбилейным датам, любимым сказкам и т.д.
Работа с семенами растений.
Знакомство с материалом: семена овощных, цветочных растений, деревьев и кустарников. Технология и приемы работы с семенами. Составление орнамента, эскиза. Клей, инструменты, техника безопасности. Оформление готовых работ на основах из фанеры, картона, ДВП.
Работа с семенами развивает у детей фантазию, учит находить неожиданные решения для осуществления самых невероятных проектов. Прекрасно развивает моторику пальцев, точность движений, вырабатывает особую тщательность и аккуратность в работе. Дает представление о работе с мозаикой.
Работа с соленым тестом.
Рецепт изготовления соленого теста. Замес теста. Характерные особенности данного материала: пластичность, податливость, легкость в обработке и др. Сравнение соленого теста с материалами используемыми скульпторами (гипс, глина, пластика). Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Лепка полуобъемных и объемных фигурок (цветы, ягоды, фрукты, листья, животные). Раскрашивание (гуашью, акварелью) и лакирование фигурок. Работа над панно и композициями из соленого теста. Оформление работ.
Работа с соломкой.
Знакомство с миром злаковых растений, использование их человеком в быту и декоративно-прикладном творчестве. Заготовка материала. Обработка и подготовка соломки к работе холодным и горячим способом. Техника и приемы работы с соломкой. Окрашивание и тонирование. Составление эскиза, узора, орнамента. Техника составления панно. Предметная и сюжетная аппликация. Контурная соломка – технология выполнения. Клей, инструменты, лаки. Техника безопасности.
При работе с соломкой вырабатывается заинтересованность детей в процессе созидания, уверенность в выполнении задуманного, расширение кругозора.
Работа с растительным пухом.
Знакомство с новым материалом: «пух» тополя, хлопка, рогоза, кипрея и др. заготовка и хранение пуха. Технология работы с пухом: выбор сюжета, составление эскиза, способы перенесения его на бархатную бумагу. Использование трафаретов. Методика выполнения произведений из пуха. Знакомство с профессией художника-графика.
Инструменты и техника безопасности при работе с ними. Оформление готовых работ под стекло, окантовка, крепление.
Работа с яичной скорлупой.
Технология использования целой скорлупы и ее части. Способ получения целой скорлупы, ее обработка. Изготовление объемных и мозаичных произведений. Елочные игрушки из яичной скорлупы. Окрашивание, оформление росписью, цветной бумагой и др. оформление пасхальных композиций. Знакомство с народными обычаями празднования Пасхи.
Работа с яичной скорлупой вырабатывает особую внимательность и аккуратность в работе, знакомит с новой разновидностью аппликации и мозаики, с народными обычаями и ремеслами.
Работа с лесным материалом.
Знакомство с материалом: шишки ели, сосны, лиственницы, желуди, трутовики, коряги, корни, сучки и др. Место сбора материала (в лесу после бурелома, старые корни по берегам рек или после выкорчевывания деревьев, кустарников). Подготовка материала к работе: первичная механическая и термическая обработка. Инструменты, клей, техника безопасности. Использование свойств материалов с учетом конструкции и внешнего вида изделий. Изготовление фигурок птиц, животных, лесных «людей», игрушек для елки с добавлением подсобных материалов (бумага, картон и пр.). Использование лесного материала для создания панно, орнамента, объемных и плоскостных композиций.
Работа с лесным материалом развивает творческое воображение детей, помогает изучить и освоить новый вид деятельности, увидеть необычное в обычном, вырабатывает уверенность в реализации задуманного.
Композиции из природного материала.
Изготовление настенных украшений, сувениров. Плоскостные и объемные композиции, оформление помещения. Правила и закономерности составления узоров, орнамента из цветов, осенних листьев и др. частей растений. Объемные композиции из веток и сухих цветов на подставках из трутовиков, коряг, в самодельных вазах и корзинах. Композиции из природных и искусственных материалов на решетках из шпона. Плетение решеток из полос шпона. Крепление. Инструменты, клей, техника безопасности. Сюжетные объемные композиции из разных природных материалов с добавлением подсобных (картон, бумага, ленты и пр.).
Изготовление сувениров: поздравительные открытки, миниатюрные букеты, корзиночки из ореховой скорлупы и бересты, композиции на основе из картонной разовой посуды (лоточки, тарелочки) и др.
Работа с бумагой, тканью, бросовым материалом.
Технология использования бытовых отходов и бросового материала. Изготовление поделок, сувениров и композиций плоскостных и объемных композиций с применением бросового материала. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Возможности интерьерного применения вторичных материалов. Техника декупажа, коллаж, квиллинг, оригами.
При работе с бросовым материалом дети учатся бережному обращению к природе родного края, творческому мышлению и нестандартному подходу к решению проблемы.
Экскурсии.
Экскурсии на природу предполагают знакомство с сезонными состояниями растений, сбор и гербаризацию природного материала для последующих практических занятий в объединении.
Посещение художественных выставок в музеях, салонах, творческих объединениях, Дворцах творчества.
Знакомство с новыми видами и методами в технике флористики, фитодизайна.
Оформление и организация выставок детских
флористических работ.
Оформление готовых работ и стендов согласно требованиям, представляемым к выставочным произведениям (этикетка, обрамление, крепление и др.).
Оформление экспозиций в актовом зале детдома, в коридорах 4 и 5 этажей, в кабинете флористики и пр.
Участие в районных и городских выставках.
Методическое обеспечение
Сухой природный материал: ветки, семена, засушенные растения (прессованные и объемные), мох, шишки, яичная скорлупа, кора и срезы деревьев, перья птиц, пух растений, ракушки, соломка злаковых растений.Материал хранится в коробках, папках, шкафах, в сухом месте.
Инструменты:
Ножницы выбирают с разработанными рычагами, с закругленными, прямыми и загнутыми концами. Размер ножниц в длину должен быть примерно 12 см. Хранят ножницы в коробках или ставят кольцами вверх в высокие деревянные подставки, так, чтобы они находились в устойчивом положении.
Шило заостренное и притупленное, с длиной острия примерно 4 см., с удобной ручкой. Хранится у преподавателя и выдается учащимся по мере надобности. Преподаватель должен внимательно следить за детьми, когда они работают с острыми предметами. Детей надо научить соблюдать осторожность, не размахивать острыми предметами, не играть, не разбрасывать, убирать на место.
Кисти и клей. Кисти выбирают в зависимости от размера предназначенной для склеивания поверхности. Небольшие части промазывают маленькими кисточками (№2, №3), а для больших поверхностей используют крупные кисти (№№10-24). Во время работы кисти кладут на картонную горизонтальную подставку, которую дети могут смастерить сами из тонкого картона или плотной бумаги, сложив лист по длине пополам и сделав на сгибе круглый вырез. Клей: крахмальный или мучной клейстер, желатин, ПВА, Момент. Силикатный клей и нитроклей применять не рекомендуется. Эти клеи обесцвечивают поверхность, оставляют пятна, темнеют, портят растительный материал.
Дополнительные и вспомогательные материалы: цветные и белые картон и бумага, самоклеющаяся бумага, скотч, лидерин, гуашь, акварель, тесьма или прочные нитки (для петель, подвесок и пр.), гофрированный картон, деревянные дощечки (для подставок), шпон, рамы для оформления готовых работ. Наглядные пособия: тематические планшеты, репродукции картин, рисунки, открытки и др.
Детей на занятиях учат правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в определенном порядке, не разбрасывать, класть на подставку или в коробку и брать по мере надобности. После работы природный материал сложить в коробки, папки, обрезки – в специальную коробку, кисти вымыть, просушить, положить на место.
Методические рекомендации по реализации программы
Реализация программы дает воспитанникам представления об основных направлениях искусства флористики и создания композиций разных форм, стилей, формирует умения и навыки по их техническому исполнению, а также воспитывает стремление творчески подходить к процессу создания работ.
В основе методики преподавания программы «Природа и фантазия» лежит изучение традиций флористики на трех уровнях: восприятие, воспроизведение, творчество.
При этом используются следующие формы работы:
занятия с воспитанниками (получение теоретических знаний и закрепление их на практике);
знакомство с материалами на примере лучших образцов, выполненных детьми и составляющих методический и выставочный фонд Детского дома «Ровесник»;
анализ оценка работ на каждом этапе;
индивидуальные творческие работы;
использование различных видов и форм коллективной работы;
проведение занятий-праздников, как одной из форм творческого сотрудничества с другими коллективами.
Все этапы обучения обеспечены большим количеством дидактического материала. Применение учебно-наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий (иллюстративный, фото- и видео материал, подборка работ, выполненных обучающимися и составляющих фонд объединения). Реализация программы дополнительного образования «Природа и фантазия» предполагает также использование следующих компьютерных технологий и программ:
Технологии
- DVD, проектор для просмотра фотографий и видеорепортажей по фитодизайну с выставок, конкурсов;
- Просмотр презентаций и слайд-шоу.
Программы
- Microsoft Office Word;
- Paint;
- Microsoft Office Power Point (создание слайд-шоу с использованием фотографий);
- ABBYY Fine Reader (для сканирования фотоматериала, который в дальнейшем используется в электронном виде для флористики и фитодизайна);
- Internet Explorer (для получения новейшей современной информации по флористике).
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят после изучения каждого раздела и позволяют педагогу проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:
оригинальность идеи;
соответствие работы возрасту ребенка;
исполнительское мастерство;
использование различных материалов;
новаторство и современность.
Подготовка и проведение тематических и итоговых выставок осуществляется следующим образом:
Определение темы выставки и места проведения.
Подбор и подготовка работ к выставочной демонстрации (на 1-ом и 2-ом этапе реализации программы ведущая роль при отборе творческих работ отводится педагогу, 3-ем, заключительном этапе, воспитанники могут самостоятельно отобрать материал для экспозиции).
Оформление выставки.
Открытие выставки.
Проведение выставки.
Закрытие выставки.
Обсуждение работ (проводится совместно с воспитанниками) и анализ их сточки зрения усвоения пройденного материала.
Данная программа носит не только обучающий, но и развивающий характер. В программу обучения входит обязательное посещение музеев, выставок в целях обогащения полученных знаний, приобретения опыта для воплощения новых творческих замыслов.
Одним из важных развивающих компонентов программы являются экскурсии, которые делают процесс обучения более результативным, а кроме того и увлекательным. Главными задачами посещения музеев и проведения экскурсий являются: знакомство с искусством аранжировки, встреча с флористами, профориентация обучающихся.
Список литературы для педагога:
Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
Блэклок Жд. Уроки флористики. Букеты и композиции: Практические советы по аранжировке живых цветов / Пер. с англ. Е.Г. Ермаковой. – М.: ЗАО Фитон+, 2004. – 168 с.: ил.
Букина С. Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих. – СПб.: Питер, 2016. – 128 с.: ил.
Верхола А. Флористическая живопись. Картины из цветов и листьев своими руками. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.: ил.
Витвицкая М.Э. Икебана, аранжировка, флористика: Искусство составления букетов. – М.: ООО ИКТЦ "Лада", 2007. – 221с.: ил.
Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112 с.: ил.
Зайцева А.А. Энциклопедия декупажа / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2009. – 192 с.: ил.
Ляукина М.В. Камешки. М: Дрофа-Плюс, 2005. –144 с.: ил.
Мешакина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 80 с.: ил.
Полунина В.Н. Гербарий: Составление композиций и орнамента / В.Н.Полунина, А.А.Капитунова – М.: ООО Издательство АСТ: ООО Издательство Астрель, 2001. – 96 с.: ил.
Саутан М. Расписываем цветы по шелку / Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс, 2008. – 80 с.: ил.
Солод Л.Е. Цветочные чудо-коллажи: Уникальные украшения для дома и дачи / Л.Е. Солод. – М.: Эксмо, 2006. – 96 с.: ил.
Стецюк В.Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 128 с.: ил.
Терешина Г.В. Батик своими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 88 с.: ил.
Финягин В.В. Изделия из бересты / В.В. Финягин. – М.: ООО Издательство АСТ: ООО Издательство Астрель, 2001. – 128 с.: ил.
Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы: аранжировка, ассортимент, техника. – М.: ЗАО Фитон+, 2003. – 224 с.: ил.
Список литературы для учащихся:
Артамонова Е.В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты – самоделки. – М. ЭКСМО – Пресс, 2001. – 64 с.: ил.
Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, «Академия, К°», 1998. – 208 с.: ил.
Ди Спирито М. Витражи: цветочные композиции: Практическое руководство / Пер. с итал. – М. Ниола-Пресс, 2007. – 48 с.: ил.
Зайцева А.А. Поделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квиллинг /Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2012. – 64 с.: ил.
Лыкова И.А. Листик, листик – вот и я! – Можайск: Карапуз, 2004. – 18 с.
Маракаев О.А. Первый букет. Увлекательная Энциклопедия о цветах / Художник В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, «Академия, К°», 1999. – 224 с.: ил.
Мишанова О.А. Живопись шерстью /О.А. Мишанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 62 с.: ил.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, «Академия, К°», 1997. – 192 с.: ил.
Перевертень Г.И. Поделки из соломки / Г.И. Перевертень. – М. ООО Издательство АТС; Донецк: Сталкер, 2004. – 13 с.
Пудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных даров. – М.: Махаон СПб.: Валери СПД, 1999. – 96 с.: ил.
Шухова С. Поделки из всякой всячины. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с: ил.