Программа кружка художественно-эстетической направленности Мукасолька
МАОУ для обучающихся с ОВЗ СОШ-интернат №6 города Ялуторовска
Рассмотрено
Методическим советом
протокол № _________
от «___»________ 201__г.
Утверждено
Директора школы-интерната
__________Падалка И.А.
Приказ № ____________
«___»_________201_г.
Дополнительная образовательная программа
Художественно- эстетической направленности
«Мукасолька»
Осинцева Снежана Ариевна Учитель начальных классов
г. Ялуторовск
2015г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………... 3
Место программы в образовательном процессе …………………………………….. 3
Цели и задачи…………………………………………………………………………... 5
Содержание программы ………………………………………………………………. 5
Организационно-педагогические условия …………………………………………... 5
Материально-технической обеспечение занятий …………………………………… 6
Учебно-тематический план …………………………………………………………… 6
Содержание программы ………………………………………………………………. 7
Календарный учебный график ……………………………………………………….. 8
Оценочные и методические материалы………………………………………………. 9
Планируемые результаты……………………………………………………………… 9
Литература ……………………………………………………………………………... 10
Пояснительная записка
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Школьный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания школьника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 7 до 12 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с младшего школьного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями..В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 2 года обучения. В группах 1-го, 2 –го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов по программе – 170 часов. Возраст учащихся – 7-18 лет. Наполняемость групп – 12 человек. В группах может заниматься смешанный контингент учащихся.
Место программы в образовательном процессе
Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское, психолого- педагогическое обследование. В школе-интернате № 6 имеется кабинет психолога, сенсорная комната, где дети по расписанию в течение недели занимаются с опытным психологом. Кабинет врачей и медсестер с медицинским оборудованием. Совместно с врачами школы проводится мониторинг физического развития учащихся, дозирование нагрузок для разного возраста и дифференцированный подход. Комплексное медицинское обследование включает в себя: анамнез, антропометрию, соматоскопию. Работа по данной программе является необходимым дополнением к учебным занятиям по развитию осязания и мелкой моторики организует досуг учащихся и способствует их физическому и психическому оздоровлению.
Учащиеся школ-интернатов для слепых и слабовидящих значительно отстают по физическому развитию от зрячих сверстников (от 2-ух до 4-ех лет). В связи с этим нагрузки занимающихся в кружке увеличивать постепенно и подходить дифференцированно. Занятия проводить 2 раза в неделю, что безусловно является наиболее нормальным распределением нагрузки.
В процессе занятий у учащихся формируется потребность в систематических занятиях, учащиеся приобщаются к миру прекрасного, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как развивают осязание и мелкую моторику. Программа органично вписывается в сложившуюся систему обучения в коррекционных школах для слепых и слабовидящих. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, т.к. осязание имеет огромное влияние на успешность обучения.
Цели и задачи
Цель: Развитие творческой активности слепых и слабовидящих детей в процессе лепки из соленого теста
Задачи:
Способствовать развитию творческих способностей, сенситивных способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;
Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
Содержание программы
Программа кружка «Мукасолька» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках технологии. При составлении плана занятий необходимо учитывать, что программа составлена от простого к сложному. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Руководитель должен изучить своих будущих воспитанников. Начальное изучение проводится при записи в кружок, во время беседы с ребенком, с родителями, в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом (по каждому отдельно), в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях.
Программа кружка подготовлена для работы со слепыми и слабовидящими детьми школьного возраста. На кружок отбираются дети со средним ниже среднего уровнем развития мелкой моторики.
Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Для занимающихся программой предусматриваются участие в конкурсах различных уровней.
Организационно-педагогические условия
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям кружка и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом способе действия. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа выполнения способа изготовления, наглядных пособий, образцов изделий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
Метод показа;
игровой;
Главным из них является метод выполнения практических действий, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание практических действий осуществляется двумя методами:
в целом,
по частям.
Игровой метод применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
Скалка-2 шт.
Нож для пластилина-12 шт.
Формочки-12 шт.
Мука-10кг.
Соль-5 кг.
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ п/п Тема занятия Количество часов
1. Вводное занятие 1
2. Готовим тесто 1
3. Лепка крупных деталей 2
4. Лепка основных простых элементов 2
5. Способы использования специальных приспособлений 2
6. Осенний калейдоскоп 4
7. Способы соединения деталей 2
8. Оформление панно 2
9. Бусы 4
10. Ёлочки 4
11. Снеговик 4
12. Оформление сюжетной композиции 4
13. Привидение 4
14. Цветик- семицветик4
15. Гусеница 4
16. Земляника 4
17. Стрекоза 4
18. Рыбы 4
19. Черепаха 4
20. Семейка ёжиков 4
21. Котёнок 4
22. Лепим сказку 8
23. Грибная полянка 4
24. Божья коровка 4
25. Сувенир-подсвечник 4
26. Заключительное занятие 2
Итого: 90
(второй год обучения)
№ п/п Тема занятия Количество часов
1. Вводное занятие 1
2. Насекомые 4
3. Фрукты. Овощи 4
4. Деревья 4
5. Лягушки 4
6. Осенний калейдоскоп 4
7. Как мы в лес по грибы ходили 4
8. Поросята на пляже 4
9. Собачка 4
10. Тюлень 4
11. Совушка 4
12. Снегири 4
13. Новогодняя композиция 4
14. Мышка 4
15. Кот 4
16. Пингвинята4
17. Домашние животные 4
18. Ваза с цветами 4
19. Что на дне морском 4
20. Сказочная курица 4
21. Творческий этюд 3
Итого 80
Содержание программы
Тесто.
Способы изготовления солёного теста.
Рецепт. Соотношение составных частей.
Виды теста. Способы получения цветного теста.
Элементы лепки:
Шар, колбаска, шгутик, лепешка и др.
Способы лепки.
Способы сушки изделий.
Раскрашивание готовых изделий.
Покрытие лаком.
Календарный учебный график
№ п/п Год обучения Число занимающихся в группе Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
1 Первый 12 4 90
2 Второй 12 3 80
Оценочные и методические материалы
Оценка результативности:
-анализ развития осязания и мелкой моторики.
- -анализ участия детей в конкурсах различного уровня.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы работы, которые позволяют реализовать вариативность и гибкость в подходе к содержательному наполнению и организации занятий. Основными формами проведения занятий являются учебная, учебно-тренировочная и тренировочная. Учебная форма применяется при ознакомлении с новыми способами лепки и новыми изделиями.. Учебно-тренировочная - при закреплении вновь изученной техники и тактики в повторном режиме. Тренировочная - для закрепления и совершенствования изученного способа.
Оценка усвоения программы осуществляется по итогам трех видов
деятельности:
Для оценки уровня усвоения программы дважды в год проводится
зачетное занятие. Каждый обучающийся получает задание, включающее в
себя: теоретические вопросы и практические задания. (см. приложение)
- 2 теоретических вопроса оцениваются по 2х бальной системе:
0 – нет ответа,
1 – не полный ответ,
2 – полный ответ.
- выполнение 2х практических заданий оценивается по 2х бальной системе:
0 – не выполнено,
1 – выполнено с недочетами,
2 – полностью выполнено.
- участие в выставках, творческая активность по 2х балльной системе:
0 - не участвовал,
1 - участвовал в нескольких,
2 - участвовал во всех.
Во время обучения будут проводиться различные конкурсы и
выставки, на которых виден результат обучаемости ребят. С лучшими
работами ребята принимают участие в выставках, фестивалях, смотрах –
конкурсах.
В ходе промежуточной аттестации обучающийся может набрать
максимум 10 баллов.
В ходе итоговой аттестации обучающийся может набрать максимум 10
баллов.
Максимальное количество баллов, набираемое обучающимся в ходе
промежуточной и итоговой аттестации-20 баллов.
На основании итоговой суммы баллов (суммируются баллы за итоговую и промежуточную аттестацию) делается вывод об уровне усвоения программы
(высокий, средний, низкий).
Высокий уровень усвоения 15-20 баллов. Программа усвоена
полностью, обучающийся успешно овладел знаниями, навыками и приемами
работы. Может самостоятельно выполнять работы различной степени
сложности.
Средний уровень усвоения 9-14 баллов. Программа не усвоена
полностью. Обучающийся не усвоил ряд тем, предложенных программой.
При выполнении работ обучающемуся требуется контроль и помощь со
стороны педагога.
Низкий уровень усвоения 0-8 баллов. Программа обучающимся не
усвоена.
Планируемые результаты
По окончанию обучения учащиеся должны:
Знать:
правила техники безопасности при выполнении изделий из солёного теста;
способы изготовления различных видов солёного теста;
.способы сушки изделий;
правила раскрашивания;
правила техники безопасности при работе с лаком и инструментами.
уметь
-готовить солёное тесто;
-лепить простейшие изделия;
-раскрашивать;
-покрывать лаком.
Литература
Литература для педагога:
1. Альда. Соленое тесто. - Росмэн-Пресс, 2008 г.
2. Гусева И.В. Соленое тесто: Лепка и роспись. – СПб.: Издательский дом
«Литера», 2005.
3. Кискальт И., Соленое тесто, М. «Аст-пресс», 2002.
4. Кискальт И., Соленое тесто увлекательное моделирование, М.
Профиздат, 2002.
5. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста». – Ростов н/Д: Владис;
М.:РИПОЛ классик, 2009 – 240с.
6. Рубцова Е. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки.-Владис, 2009 г.
7. Синеглазова М. О., Удивительное соленое тесто, М. Издательский Дом
МСП, 2005.
8. Скребцова Т. Данильченко Л. Мини-картины, панно, фоторамки из
соленого теста, 2008.
9. Хананова И. Соленое тесто.
Литература для обучающихся:
1. Данкевич Е.В., Лепим из соленого теста. – Спб.: «Кристалл», 2001.
2. Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно.
Декор. – М.: изд-во Эксмо, 2005.
3. Рубцова Е. Фантазии из слоеного теста. – 2007.
4. Сазонов Н. И. Волшебное тесто. - Марийский полиграфическо -издательский комбинат, 1999.
5. Фирсова А. Чудеса из соленого теста. -Айрис-Пресс, 2008.
6. Шеремет Е. Лучшие поделки из соленого теста.- Фактор, 2008.