ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по хореографии «ЭДЕЛЬВЕЙС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрено Утверждаю на педагогическом Совете Директор МБОУ ДОД ДДТ протокол № 1 ___________ О.В.Гончарова от « 1» сентября 2014 г. от « 1 » сентября 2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по хореографии
«ЭДЕЛЬВЕЙС»
художественно-эстетическая направленность
возраст обучающихся 7 - 18 лет,
срок реализации программы – 5 лет
Автор – составитель:
Музычук Светлана Ивановна
педагог дополнительного образования
ст. Тацинская
2015 г.
Паспорт образовательной программы
дополнительного образования детей (отдельный лист)
Наименование ОП
«ЭДЕЛЬВЕЙС»
Сведения об авторе
Ф.И.О. Музычук Светлана Ивановна
Место работы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества Тацинского района Ростовской области
Адрес: 347060 Ростовская обл. ст. Тацинская,
ул. Песчаная,24
Телефон: 8-938-104-81-00
Должность: педагог дополнительного образования
Участие в конкурсах авторских образовательных программ
Участник областного этапа VIII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ
Направленность ОП
Художественно-эстетическая
Возраст обучающихся
Младший, средний и старший школьный возраст
Срок реализации ОП
5 лет
Нормативно-правовая база
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 07.05.2013 г.) «Об образовании в РФ»
Конвенция ООН «О правах ребенка»
(принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
«Федеральная программа развития образования 2011-2015г.г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011г. №61;
Примерные требования
к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 - 1844).
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Министерства Здравоохранения РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Сан-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»
Год разработки и редактирование ОП
2003 г. – первый вариант программы
2006 г.– первое редактирование программы
Разработка учебно-тематического планирования 4года обучения
2007 г. - второе редактирование программы Разработка учебно-тематического планирования 5года обучения
2008 г. – третье редактирование программы приведение программного материала в соответствие с «Примерными требованиями Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844
2012 г. – четвертное редактирование внесение дополнений в методическое обеспечение ОП.
2014г. – пятое редактирование – внесение дополнения в программу - индивидуального образовательного маршрута для детей с хореографической одаренностью.
Планируемые результаты образования на каждой возрастной ступени.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3-6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9-19
2.1 Учебно-тематический план 1 года обучения 8
Содержание программы 1 года обучения 8-11
2.2 Учебно-тематический план 2 года обучения 12
Содержание программы 2 года обучения 12-15
2.3 Учебно-тематический план 3 года обучения 16
Содержание программы 3 года обучения 16-19
2.4 Учебно – тематический план 4 года обучения 20
Содержание программы 4 года обучения 21 – 22
2.5 Учебно – тематический план 5 года обучения 23
Содержание программы 5 года обучения 24 – 25
2.6 Учебно-тематический план творческой группы 26
Содержание программы творческой группы
2.7 Учебно-тематический план «одаренного» ребенка
Содержание программы индивидуального маршрута 27 - 28
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Здоровьесберегающие технологии
3.2 Форма оценки качества реализации программы
3.4 Классификация занятий по хореографии
3.5 Практический материал «Позиции рук и ног
классического и народного танца»
3.6 Конспект вводного занятия
3.7 Конспект итогового занятия
3.8 Рассказ о звездах хореографии
3.9 Викторина: «Какие бывают танцы»
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Потребность в красоте у детей отмечается с первых лет жизни. Способность восприятия и понимания прекрасного в искусстве и действительности формирует у детей стремление, готовность и умение вносить в свою жизнь элементы прекрасного. Очень рано у ребенка появляется потребность в умении эстетически организовывать свою стихию. Им свойственно от природы выражать себя в движении: прыжках, беге, размахивании руками и хаотическом танце.
Детство – это уникальный период развития человека. Период, когда дети бесконечно нам верят, искренне раскрывают нам свои чувства, мечты, свою душу. Наша задача – не выпустить детскую ладошку из своих рук - терпеливо, радостно и доброжелательно ввести малышей в огромный, окружающий их мир, дать им увидеть, понять и полюбить самое ценное в этом мире, пробудить в них творческое начало.
В учреждениях дополнительного образования с разветвленной сетью детских объединений по интересам, студий, секций формируется та необходимая среда, которая служит ребенку для свободного проявления своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. Указанные педагогические задачи успешно могут решаться в условиях детских хореографических коллективов.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Язык жеста столь же непереводим на язык вербальных определений, сколь язык музыки, потому что оба эти вида коммуникации являются функцией деятельности правого полушария мозга, ответственного за целостное, эмоционально – образное восприятие мира.
Благодаря своей непереводимости язык танца, музыки может проникать, согласно концепции Карла Юнга, в глубокие сферы бессознательного, извлекать и выявлять в нем подавленные влечения, желания и конфликты и делать их доступными для осознания и катарсической разрядки.
С медицинской точки зрения часто хореография является своеобразной танцевальной терапией – устранение дефекта осанки (сколиоз, дифоз, лордоз), борьба с гиподинамией.
Искусство танца, в настоящее время, превратилось в массовую форму детского творчества. Современное хореографическое искусство объединяет в себе классический танец, народно-характерный, бальный и спортивно-современный.
На протяжении ряда лет педагогом изучалась методическая литература психологов, педагогов-хореографов (Барышникова Т. «Азбука хореографии», Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях», Степанова Л. «Народные танцы»), а также авторские программы: «Танец, совершенство, красота» - автор Васильченкова Л.В. (г. Миллерово), «Восхождение к творчеству» - автор Скробот А.А. (г. Новосибирск).
В программе Васильченковой Л.В. учебно-тематический план отличается четкостью, систематичностью, у Скробот А.А. – четкое распределение по темам содержания программы. Таким образом, изученный педагогом материал, лег в основу программы танцевального объединения «Эдельвейс».
Вместе с тем Программа танцевального объединения «Эдельвейс» имеет отличительные особенности:
- создаёт условия для свободного выбора каждым ребенком образовательного маршрута, поддерживает творческую индивидуальность в импровизационной среде;
- носит лично-ориентированный, деятельностный характер, направлена на самореализацию и самоопределение;
- учебный репертуар, построение рисунка танца, костюмов, декораций соответствует возрасту обучающихся, духовно-нравственным критериям воспитания современного подростка укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Особенностью программы является и реальная возможность в условиях сельского социума найти любимое дело, понять собственные возможности, т.е. обучающиеся участвуют в таких видах танца, как народно-характерный и современный. Кроме этого в учебно-тематический план программы введен дополнительный раздел - танцевальная импровизация, которая способствует развитию хореографического и музыкального воображения, учит детей создавать хореографические этюды. Экскурс в историю танца развивает детей духовно, интеллектуально, эмоционально, нравственно на примерах высочайших образцов культурного наследия человечества.
В процессе освоения материала нужно учитывать принцип «от простого к сложному». Данная программа осуществляется на таких принципах, как:
принцип научности;
принцип систематичности;
принцип наглядности;
интеграционный принцип.
Согласно этим принципам образовательный материал, который дается на занятии, соответствует уровню современного научного знания, преподносится обучающимся в определенной последовательности.
По принципу систематичности обучающиеся приобретают представления и понятия, которые являются элементами единой целостной системы знаний по предмету.
Педагогом используется метод показа, анализирование и обсуждение иллюстративного материала, просмотр видеозаписей. Интеграционный принцип представляет собой воздействие на эмоциональную сферу обучающихся гармоничным сочетанием музыкальных, литературных, живописных хореографических образов.
Цель и задачи программы
Цель занятий в творческом объединении «Эдельвейс» состоит в создании оптимальных условий для вхождения обучающихся в мир музыкально-танцевальной культуры, для выявления и развития природных задатков и способностией детей, проявляющих повышенный интерес к классическому, народному и эстрадному танцам.
Данная программа является художественно-эстетической и направлена на художественное воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие творческого потенциала личности, устойчивого интереса к танцевальному искусству, активному здоровому образу жизни.
Задачи:
обучающие:
познакомить детей с историей, терминологией и жанрами хореографии;
научить понимать музыкальные фразы, выразительно и легко двигаться;
развивающие:
пробуждать и развивать потребность творческого самовыражения в различных жанрах танцевального искусства (народный, эстрадный, классический);
приобщать детей к национально-региональным особенностям искусства Дона, России через освоение хореографического искусства;
воспитывающие:
воспитывать интерес к истории танцев народов мира, к жизни и особенностям профессиональной деятельность выдающихся танцоров;
воспитывать детей в гармонии с собой и с миром.
Особенности программы:
Программа «Эдельвейс» авторская, вариативная, разноуровневая, при необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала; рассчитана на 5 лет обучения.
Возраст детей 7-18 лет. Группы формируются по возрасту, зачисляются дети школьного возраста на добровольных началах, без предварительного отбора и конкурса, согласно медицинским справкам.
1 год обучения 2 занятия в неделю по 2 часа = 4 часа – 144 часа в год (младший школьники или средний и старший школьный возраст).
2 год обучения 3 занятия в неделю по 2 часа = 6 часов – 216 часов в год.
3,4,5 года обучения 3 занятия в неделю по 2 часа = 6 часов – 216 часов в год.
Допускается вариативность продолжительности обучения обучающихся по программе на любом году обучения в зависимости от:
- психологической готовности к обучению,
- физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы,
- интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы,
- запроса обучающихся и/или их родителей (законных представителей).
Скорректирован учебно-тематический план для групп обучающихся, осваивающих программу в рамках реализации ФГОС общеобразовательными учреждениями.
1 час в неделю, 36 часов в год – 1 год обучения.
Разработан учебный план для проведения интегрированных вокально-хореографических занятий, рассчитанный на 3 часа в неделю, 108 часов в год с переменным составом групп (3 группы вокалистов по 1 часу в неделю).
По окончанию обучения по программе для желающих организуется творческая группа (допрофессиональный уровень).
Занятия проводятся в группе, по подгруппам, индивидуально (подготовки сольных танцев, разучивание сольных партий); делятся на 2 части с перерывом 10-15 минут. Первая часть занятия - поклон, разминка, повторение пройденного. Вторая часть - разучивание новых движений, партерный класс.
Курс программы рассчитан на 5 лет обучения. Первый год обучения предлагает освоение азов хореографии, планируется вводное и итоговое занятие. Процесс обучения направлен на постановку корпуса, гибкость тела, вырабатывание верхней и нижней выворотности ног, подъема стопы, танцевального шага, прыжка, координации движений, устойчивости. Для того, чтобы увидеть результат своей работы, на первом году обучения разучиваются небольшие танцевальные этюды: образное исполнение животных, птиц и.т.д.
На втором году обучения продолжается работа над индивидуальными данными обучающихся. Исполняются упражнения с усложненным заданием. Например, на развитие верхней выворотности ног, помимо «лягушки» сидя, добавляется «лягушка» лежа на спине и на животе. Изучаются более сложные комбинации движений, и идет постановка уже не этюдов, а танцевальных номеров.
Третий год обучения увеличивает мышечную нагрузку, усложняется танцевальная лексика, вводятся новые технические приемы (вращения в продвижении, сложные дроби и т.д.). Кроме того на третьем году обучения вводится новый раздел – танцевальная импровизация, где дети могут сами придумать несложные комбинации движений. Также обучающиеся могут пробовать себя в постановке небольших танцевальных этюдов. Идет постановка номеров с усложненными рисунками.
Четвертый год обучения направлен на отработку правильности и чистоты исполнения движений классического и народно – сценического танцев. Предусмотрены упражнения для развития силы, выворотности и устойчивости ног. Идёт развитие творческого потенциала в процессе обучения. Подбирается более сложная музыка для постановок.
Пятый год обучения завершает освоение данной программы. Используются ранее изученные элементы, они исполняются в более сложных формах. Разучиваются разножанровые номера, движения которых должны исполняться с сохранением характера и манеры, грамотно и выразительно. Совершенствуется танцевальная техника.
Шестой и последующие годы обучения формируется творческая группа, где дети получат допрофессиональную подготовку, и возможность поступления в учебные заведения для приобретение профессии – хореограф.
10% учебного времени отводится региональному компоненту. В репертуаре коллектива отражено творчество казаков Дона.
За период обучения, в объединении обучающиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. В середине года промежуточный контроль, а в конце – итоговое аттестационное занятие.
Для этой цели используются следующие методы: устный опрос по теории, наблюдения в процессе занятий, итоговое занятие, творческие отчеты, концерты. Проведение творческих конкурсов «Я - хореограф». По завершению учебного процесса, обучающийся получает свидетельство об окончании курса образовательной программы «Эдельвейс».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Разделы программы
Количество часов
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
1
Вводное занятие.
2
3
3
3
3
2
Из истории хореографии.
4
6
8
10
12
3
Ритмика. Дыхательная гимнастика.
26
-
-
-
-
4
Азбука музыкального движения.
8
6
6
-
-
5
Партерный экзерсис.
20
18
-
-
-
6
Классический танец.
20
24
20
24
24
7
Народно-характерный танец.
20
30
26
30
30
8
Эстрадный танец.
-
48
45
30
30
9
Танцевальная импровизация.
-
-
24
24
20
10
Постановочная и репетиционная работа.
Концертная деятельность.
40
75
78
89
91
11
Итоговые занятия.
4
6
6
6
6
Всего часов:
144
216
216
216
216
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
Название темы
Общее
кол-во
часов
Теоретич.
Прак-тич.
1
Вводное занятие.
2
1
1
2
Из истории русской хореографии.
4
4
-
3
Ритмика. Дыхательная гимнастика
26
5
21
4
Азбука музыкального движения
8
4
4
5
Партерный экзерсис
20
6
14
6
Элементы классического танца
20
8
12
7
Элементы народно-характерного танца
20
6
14
8
Постановочная и репетиционная работа.
Мероприятия в ДДТ И объединении.
40
--
40
9
Итоговые занятия
4
2
2
Итого:
144
36
108
Учебно-тематический план 1 года обучения для групп обучающихся, осваивающих программу в рамках реализации ФГОС общеобразовательными учреждениями. (Детское объединение «Чудеса»)
№
п/п
Название темы
Общее
кол-во
часов
Теоретич.
Прак-тич.
1
Вводное занятие.
1
1
2
Азбука музыкального движения (разучивание рисунка танца, шагов танца, поворотов, комбинаций движений)
20
20
3
Постановочная и репетиционная работа (отработка синхронности исполнения элементов, техники движений, разучивание этюдов).
14
14
4
Итоговое занятие
1
1
Итого:
36
1
35
Учебно-тематический план вокально-хореографических занятий
№
п/п
Название темы
Общее
кол-во
часов
Теоретич.
Прак-тич.
1
Вводное занятие.
1
1
2
Азбука музыкального движения (разучивание рисунка танца, шагов танца, поворотов, комбинаций движений)
50
50
3
Постановочная и репетиционная работа (отработка синхронности исполнения элементов, техники движений, работа над эмоциональной выразительностью).
57
57
Итого:
108
1
107
Содержание программы 1 года обучения
Тема: Вводное занятие
Теория: Беседа «Танец – это радость». Правила поведения на занятиях, техника безопасности.
Практика: Проверка ритмического слуха. Построение в колонну по одному, по четыре. Изучение поклона.
Тема: Из истории русской хореографии
Теория: Познакомить детей с первыми русскими выдающимися хореографами. Развитие хореографии в России.
Тема: Ритмика. Дыхательная гимнастика
Теория: Элементы музыкальной грамоты – характер музыки (веселая, спокойная, грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение музыкального произведения (вступление, основная часть, кода).
Практика: Первый этап – упражнения, при помощи которых дети овладевают тремя приемами: пружинным, плавным.
Второй этап – упражнения, помогающие овладеть ходьбой и бегом.
Третий этап – упражнения, которые раскрывают выразительность музыкально-пространственных композиций, учат осмыслению, коллективности.
Занятия по воспитанию дыхания подразделяются на 3 этапа:
Освобождение тела от излишних напряжений в мышечной системе, дающее дыхательному аппарату необходимую настройку:
предварительный выдох произнесением звуков «ПФ», сохранить непроизвольную паузу, которая является, как бы переходом к новому вздоху.
За паузой новый вдох (носом). Получив запас воздуха, следует выдох. Так образуется цикл трехфазного дыхания.
По такой же системе выполняется упражнение на звук «М» (стон) – выдох «ПФ», пауза, вдох носом, выдох через звук «М». Повторить 5 раз.
Укрепление мускулатуры дыхательного аппарата.
особенно полезно упражняться, произнося числа 1,2,3,4,5,6 и т.д. на протяжении полного удобного выдоха. Счет на выдохе выполняется четко, ясно, в определенном умеренном темпе. Повторяется каждый раз, увеличивая цифру.
Практическое сочетание правильного дыхания с движениями:
Упражнение: выдох «ПФ», вдох – поднять руку, выдох опустить.
Упражнение: выдох «ПФ», вдох – поднять ногу, согнутую в колене, выдох – опустить.
Упражнение: выдох «ПФ», вдох – два шага на месте, выдох – четыре шага на месте.
Упражнение: выдох «ПФ», вдох – голову назад, выдох – наклонить вниз.
Тема: Азбука музыкального движения
Теория: Характер исполнения номера: веселый, грустный, торжественный и т.д.. Музыкальные темпы: быстро, медленно, умеренно.
Практика: Исполнение одних и тех же движений в разных темпах и разных характерах. Слушание музыки и определение сильной или слабой доли такта хлопком.
Тема: Партерный экзерсис
Теория: Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн».
Практика: партерный экзерсис позволяет достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц:
упражнения на вырабатывание выворотности ног и
танцевального шага;
упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
упражнения для развитие эластичности стоп.
Тема: Элементы классического танца
Теория: Классический танец, его красота, манера исполнения. Экскурс в историю. Введение терминологии.
Практика: Разминка у станка (лицом к палке).
Demi nlie – приседание (по 1 позиции)
Battement tendu – натянутые движения (по 1 и 5 позициям)
Battement tendu jete – натянутые движения с броском (по 1 позиции)
Battement fondu – тающий батман (по 1 позиции)
Releve – поднимание на полупальцы (по 1 позиции)
Grand battement - большие броски (назад и вперед).
Изучение позиций рук: подготовительная позиция, 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция (приложение)
Изучение позиций ног: 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция, 4 позиция, 5 позиция (приложение).
Шаги и бег в характере классического танца:
Естественные бытовые шаги.
Танцевальный шаг с вытягиванием пальцев ног.
Шаркающие шаги (всей подошвой).
Легкий бег.
Бег с вытянутыми пальцами ног.
Позы в классическом танце:
Groisee (вперед и назад)
Efassee (вперед и назад)
Прыжки:
Temps leve saute
Pas echappe
Тема: Элементы народно-характерного танца
Теория: Народно-характерный танец, его особенности, манера исполнения. Взаимосвязь классического и народно-характерного танцев.
Практика: В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом, но с небольшим изменением – менее выворотно: 1-я позиция, 1-я обратная позиция, 2-я позиция; 2-я обратная позиция, 2-я параллельная позиция, 3-я позиция; 4-я позиция, 4-я параллельная позиция; 5-я позиция; 6-я позиция.
При исполнении танцевальных движений используются разные положения стопы и подъема:
подъем вытянут (шаг с носка и т.д.)
подъем не вытянут (сокращен) (ковырялка и т.д.)
подъем свободен («флик-фляк» и т.д.)
подъем скошен (характерный rond de jamve)
Танцевальные шаги:
простой танцевальный шаг с носка;
шаг на полупальцы;
шаг на пяточках;
шаг на внутренней и внешней стороне стопы;
переменный шаг с носка;
боковой приставной шаг.
Тема: Постановочная и репетиционная работа.
На первом году обучения детям предлагается творчески самореализовать себя в этюдах на выбранный или предложенный образ.
Тема: Итоговые занятия
Занятие – викторина «Танец, совершенство, красота».
Итоговое занятие «Как хорошо, что мы танцуем».
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:
терминологию классического танца;
позиции рук и ног в классическом и народном танце;
позы в классическом танце;
манеру исполнения классического и народно-характерного танцев;
знать и соблюдать правила техники безопасности
при исполнении упражнений партерного экзерсиса.
уметь:
исполнять основные шаги и бег в характере классического
и народно-характерного танцев;
слышать и понимать значение вступительных аккордов;
определять характер исполнения номера.
Учебно-тематический план 1 года обучения для групп обучающихся, осваивающих программу в рамках реализации ФГОС общеобразовательными учреждениями.
№
п/п
Название темы
Общее
кол-во
часов
Теоретич.
Прак-тич.
1
Вводное занятие.
1
1
2
Азбука музыкального движения (разучивание рисунка танца, шагов танца, поворотов, комбинаций движений)
20
20
3
Постановочная и репетиционная работа (отработка синхронности исполнения элементов, техники движений, разучивание этюдов).
14
14
4
Итоговые занятия
1
1
Итого:
36
1
35
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:
позиции рук и ног в классическом танце;
позы в классическом танце;
уметь:
исполнять основные шаги и повороты в характере классического
танца;
слышать и понимать значение вступительных аккордов.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
Название темы
Общее
кол-во часов
Теория
Практика
1
Организационное занятие
3
1
2
2
Из истории хореографии
6
6
3
Азбука музыкального движения
6
3
3
4
Партерный экзерсис
18
2
16
5
Элементы классического танца
24
6
18
6
Элементы народно-характерного танца
30
6
24
7
Элементы эстрадного танца. Элементы свободной пластики
48
9
39
8
Постановочная и репетиционная работа
Концертная деятельность. Мероприятия в коллективе
75
-
75
9
Итоговые занятия
6
3
3
Итого:
216
36
180
Содержание программы 2 года обучения
1. Тема: Организационное занятие
Теория: «Вы хотите стать такими же известными?» - рассказ о звездах хореографии. Задачи на новый учебный год. Техника безопасности в танцклассе. Работа с техническими средствами.
Практика: Ритмические хлопки, слушание музыки. Повторение поклона.
Тема: Из истории хореографии
Теория: беседы о становлении хореографического искусства в России.
Тема: Азбука музыкального движения
Теория: Музыкальные размеры (2/4, 3/4, 4/4). Сложные размеры (6/8, 12/8). Измененные размеры.
Практика: Слушание, определение характера музыки и музыкального размера.
4. Тема: Партерный экзерсис
Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений партерного экзерсиса.
Практика:
Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага.
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
5. Тема: Элементы классического танца
Теория: Культура движений рук, выразительность. Закономерность переходов рук из одного положения в другое.
Все движения экзерсиса выполняются в более быстром темпе. К разминке у станка добавляются:
demi rond de jambe par terre – круг ногой по полу (вперед
и назад)
battement fondu – усложняется выходом на полупалец.
Практика: Усложняются элементы классического танца разнообразными комбинациями, более быстрым темпом исполнения. В упражнения вводятся повороты.
Изучается 1,2,3 и 4 arabesque и прыжки: assemble и pas jete.
Изучаются port de bras
6. Тема: Элементы народно-характерного танца
Теория: Источник яркости и живописи народных танцев. Быт и нравы людей разных народностей. Особенности народного и казачьего танцев. Костюмы, народные инструменты, сопровождающие танцы.
Практика: Изученные элементы усложняются разнообразными комбинациями.
Изучаются дробные движения: простая и дробная дробь, простой и сложный ключ, тройной притоп.
Так же ко второму году обучения относится изучение «ковырялочки», «моталочки» и поджатого прыжка в комбинациях движений.
Тема: Элементы эстрадного танца
Теория: Эстрадный танец. Манера его исполнения. Взаимосвязь с классическим и народным.
Практика: Простые шаги с элементами:
приставной шаг;
приставной шаг с хлопком на 4;
приставной шаг с каблуком на 4;
приставной шаг с хлопком и каблуком на 4;
приставной шаг с demi plie по 6 п. на 2 и 4;
приставной шаг с demi plie по 6 п. и хлопком на 2 и 4.
«Уголок» на приставных шагах.
«Уголок» с хлопком на 4.
«Уголок» с каблуком на 4.
«Уголок» с хлопком и каблуком на 4.
Изученные элементы выполняются в комбинациях движений и усложняются добавлением рук и головы.
7. Тема: Элементы свободной пластики
Теория: Дискомузыка, дискотанец. Истоки дискотеки.
Практика: Упражнения небольшой амплитуды:
неглубокие приседания;
пружинные шаги;
подъем на полупальцы;
движения руками.
Прыжки и упражнения, стабилизирующие дыхание.
Тема: Постановочная и репетиционная работа
Занятие делится на две части:
Разминка
Постановочная и репетиционная работа
Постановочная часть
Выбор темы и музыки.
Определение сюжета танца (танец может быть и бессюжетный).
Подбор и изучение характерных комбинаций движений выбранного танца.
Репетиционная работа
Репетиция – это повторение и отработка танцевальных элементов и рисунка будущего танца.
Репетиция начинается с отработки элементов композиции сюжетного танца: экспозиции, завязки, развития действий, кульминации и развязки. Отработанные элементы композиции объединяются в сюжет. Готовый танец репетируем в костюмах и с реквизитом, если таковой есть. Одни из важных моментов репетиции – обучение детей основам актерского мастерства. Основные качества, которые необходимо развивать у детей – это внимание, свобода и воображение. Нужно добиться того, чтобы ребенок почувствовал суть хореографических постановок – действовать в вымысле.
Тема: Итоговые занятия
Занятие – игра – сюрприз «Ромашка». В каждом лепестке «ромашки» - задание (теоретическое и практическое по изученному материалу).
Итоговое занятие «Что умеем, то покажем, что узнали, то расскажем».
К концу 2 года обучения обучающиеся будут знать:
историю народного танца;
элементы свободной пластики.
уметь:
правильно выполнять экзерсис у станка;
владеть манерой исполнения эстрадного танца;
исполнять движения, сохраняя осанку и выворотность,
владеть движением стопы;
уметь согласно правилам исполнять изученные прыжки.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
п/п
Название темы
Общее кол-во часов
Теория
Практика
1
°Организационное занятие
3
1
2
2
Из истории хореографии
8
8
-
3
Азбука музыкального движения
6
3
3
4
Элементы классического танца
20
5
15
5
Элементы народного танца
26
5
21
6
Элементы эстрадного танца. Элементы свободной пластики
45
9
36
7
Танцевальная импровизация
24
-
24
8
Постановочная и репетиционная работа
Концертная деятельность. Мероприятия в объединении
78
-
78
9
Итоговые занятия
6
3
3
Итого:
216
40
176
Содержание программы 3 года обучения
Тема: Организационное занятие
Теория: План работы на новый учебный год. Техника безопасности в танцклассе. Личная гигиена, репетиционная форма.
Практика: Слушание музыки с целью выбора музыкального оформления будущих танцевальных композиций. Просмотр фото и видеоматериалов отчетных концертов, выявление видимых недостатков в исполнении и предложение путей их устранения.
Тема: Из истории хореографии
Теория: беседы об искусстве хореографии в советский период.
Тема: Азбука музыкального движения
Теория: Выразительные средства и динамические оттенки в музыке: фортепиано. Синкопированный ритм. Акцентирование.
Практика: Слушание музыки в записи, определение ритмов и динамических оттенков.
Тема: Элементы классического танца
Теория: Основные правила смены ног при выполнении движений вперед, назад и в стороны. Закономерности координации движений рук и головы. Беседа «Мастера балета».
Практика: Постановка корпуса к станку боком. Рабочая позиция – третья.
Demi plie Grand plie – по 1.2.3 позициям
Battement tendu – из 3 позиции, крестом
Battement tendu jete – крестом
Rond de jambe par terre – затакт припарасьон выполняется по точкам и слитно
Battement frappe –выполняется крестом
Battement releve lend - на 90 градусов крестом
Releve – по 1.2.3 позициям
Battement fondu - крестом
Battement developpe – разворачивающее движение исполняется крестом
Grand battement jete – исполняется из-за такта крестом.
Изучается pas glissade.
Тема: Элементы народного танца
Теория: Связь народной хореографии с особенностями народного костюма. Покрой одежды и характерные черты композиции, стиля, характера движений народных танцев.
Практика: Вводится характерный станок – подготовка к более четкому исполнению народных движений.
Demi plie Grand plie - по всем позициям в различных характерах.
Battement tendu - носок – каблук в разных характерах в сочетании с маленькими бросками и ударами в пол.
Battement tendu jete - маленькие броски, в работе участвует пятка опорной ноги.
Флик-фляк – упражнение с ненапряженной стопой. Позиция выбирается по характеру исполняемого движения.
Battement fondu - высокие повороты в разных характерах.
Battement developpe - раскрывание ног на 90 градусов в различных характерах.
Grand battement jete - большие броски с растяжкой в различных народных характерах.
Середина
Дроби на месте: обратная дробь и изученные дроби в комбинациях движений. Дроби в продвижении: «трилистник», «дробная дорожка».
Подготовка к веревочке. Веревочка. Маятник.
Шаги:
русский ход с ударом «молоточком» ногой сзади
русский ход с ударом «молоточком» ногой впереди
русский ход с ударом пяткой об пол.
Тема: Элементы эстрадного танца.
Теория: Экскурс в историю. Источник яркости и живописи эстрадного танца.
Практика: Изученные элементы исполняются в комбинациях движений.
«Треугольник» 2.«Квадрат» 3. Шаг, накрест, в сторону, вперед.
4.Шаг, накрест, назад. 5.Приставной шаг вперед.
8 Тема: Элементы свободной пластики
Теория: Танец «Модерн», его возникновение. «Новое – это хорошо забытое старое» на примере классической музыки в современной обработке.
Практика: Упражняясь в свободной пластике, развиваются физические качества: ловкость, координация, выносливость, сила мышц, гибкость, пластика. Учебный процесс начинается с повторения упражнений второго года обучения в сочетании с новыми:
- Упражнениями небольшой амплитуды:
неглубокие приседания;
пружинные шаги;
подъем на полупальцы;
движения руками.
- Упражнениями увеличенной амплитуды и темпа:
движения бедер;
движения корпуса;
подъемы и махи ног;
наклоны и повороты.
- Прыжки и упражнения, стабилизирующие дыхание.
Тема: Танцевальная импровизация
На основе изученных элементов разных по стилю танцевальных форм, дети импровизируют самостоятельно, они соединяют движения в комбинации, танцевальные рисунки. Способные дети могут выступать в роли инструктора.
Тема: Постановочная и репетиционная работа
Готовятся небольшие этюды для будущих постановок. Обучающиеся принимают участие в подборе движений. Отрабатывается техника исполнения, продолжается работа над манерой исполнения.
В репертуар включаются сюжетные и бессюжетные постановки. Обучающиеся могут подбирать тему. В работе используется характерная и эстрадная музыка.
Тема: Итоговые занятия
Итоговое занятие – импровизация «Мы уже взрослые».
Зачетный урок – «Экзамен у Терпсихоры».
К концу 3 года обучения обучающиеся будут знать:
особенности костюма народного танца;
выразительные средства в музыке.
уметь:
слышать и воспроизводить синкопированные ритмы;
различать динамические оттенки;
принимать активное участие в постановке танца;
владеть своим телом, ощущать радость творчества.
Учебно-тематический план 4 года обучения
№
п/п
Название темы
Общее кол-во
часов
Теория
Практика
1
Организационное занятие
3
1
2
2
Из истории хореографии
10
10
3
Элементы классического танца
24
6
18
4
Элементы народно-характерного танца
30
6
24
5
Элементы эстрадного танца
30
6
24
6
Танцевальная импровизация
24
6
18
7
Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность. Мероприятия в объединении.
89
-
89
8
Итоговые занятия
6
3
3
Итого:
216
38
178
Содержание программы 4- го года обучения
Тема: Организационное занятие
Теория: План работы на новый учебный год. Знакомство с видами запланированных номеров.
Практика: Просмотр видеоматериала с целью анализа изученных номеров. Повторение разминки, поклона.
2.Тема: Из истории хореографии
Теория: беседы, видеофильмы по истории хореографии.
3.Тема: Элементы классического танца
Теория: Основные правила выполнения новых элементов у станка и на середине. Ознакомление учеников с новыми выразительными особенностями
классического танца.
Практика: Постановка корпуса рук, ног, головы. Элементы классического
танца (продолжение изучения). Battement tendu jete (в комбинации).
Battement pike. Battement fondu (в комбинации).
2 port de bras. Allegro ( прыжки) changment de pied Pas Balanse.
Исполнение пройденных элементов на середине зала. Работа над ощущением
опорной и рабочей ноги в исполнении проученных комбинации. Добиваться
легких и плавных движении руками.
4.Тема: Элементы народно-характерного танца
Теория: Знакомство с истоками различных национальных танцевальных культур, а так же условиями жизни и историей той или иной народности. Изучение различных национальных стилей, основ иной национальной народной хореографии.
Практика: Упражнения у станка изучаются в комбинации движений.
Русский ход, переменный ход, припадание, гармоника, различные виды вращений. Танцевальная комбинация на середине зала.
5.Тема: Элементы эстрадного танца
Теория: Отличие эстрадного танца от современного. Знакомство с видами современных и эстрадных направлений.
Практика: Комбинация движений усложняются. Добавляются вращения в характере эстрадного танца, прыжки.
6.Тема: Танцевальная импровизация
На заданный педагогом образ, учащиеся придумывают движения и соединяют их в комбинации. Самые удачные комбинации разучиваются всей группой. Автор выступает в роли инструктора.
7. Тема: Постановочная и репетиционная работа
Разучиваются отдельные комбинации движений, которые в дальнейшем соединяются в номера. Отрабатывается техника, манера, синхронность исполнения. Продолжается работа над манерой задуманной постановки.
8. Тема: Итоговые занятия
1. Занятие- импровизация «Я - хореограф»
2. «Путешествие в мир хореографии»
К концу 4-го года обучения обучающиеся будут знать:
основные движения классического танца;
правила исполнения движений народно-сценического танца;
следующие движения русского танца: русский ход, переменный ход, «припадание», гармошечка.
уметь:
исполнять движения на мелодию с затактовым построением;
исполнять « дроби » русского танца, сочетающие ударные и безударные движения (синкопы);
правильно ответить на вопрос о правильном положении: корпуса; стопы, пятки и носка; работающей ноги по отношению к опорной.
Учебно-тематический план 5 года обучения
№
п/п
Название темы
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
1
Организационное занятие
3
1
2
2
Из истории хореографии
12
12
-
3
Элементы классического танца
24
6
18
4
Элементы народно-характерного танца
30
6
24
5
Элементы эстрадного танца
30
6
24
6
Танцевальная импровизация
20
4
16
7
Постановочная и импровизационная работа.
Концертная деятельность. Мероприятия в объединении.
91
-
91
8
Итоговые занятия
6
3
3
Итого:
216
38
178
Содержание программы 5 года обучения
Тема: Организационное занятие
Теория: Составление репертуарного плана на предстоящий год. Обсуждение
костюмов на выбранные номера.
Практика: Повторение изученных номеров.
2.Тема: Из истории хореографии
Теория: беседы, видеофильмы, рефераты по истории современной хореографии.
3.Тема: Элементы классического танца
Теория: Знакомство с новыми элементами классического танца.
Практика: Классический экзерсис у станка: закрепление материала
пройденного на 4 году обучения. На 5 году обучения классический
экзерсис выполняется и на середине зала.
Основные позы классического танца: attitude craisee,attitude efacee, etcartee.Allegro: pas assaemble, gete 3 port de bras.
4. Тема: Элементы народно-характерного танца
Теория: Знакомство с новыми элементами народно-характерного танца
(у станка и на середине).
Практика: Элементы народно-характерного танца-peie, battement tendu
в характере русского, украинского, молдавского танца, у палки
середина: дроби и дробные ходы, « ключи», прыжки, вращения.
«Верёвочка» в характере украинского танца, комбинации дробей.
Усложнение учебно-танцевальных комбинаций на середине зала.
5.Тема: Элементы эстрадного танца
Теория: Знакомство с элементами современной хореографии, с историей
направлений современной хореографии.
Практика: Разучивание позиций ног современного танца.
Разучивание элементов современной хореографии FUNK, TRANS, HOUSE, HIP-HOP.Закрепление и развитие ранее полученных эстрадных хореографических навыков.
6. Тема: Танцевальная импровизация
Продолжается работа, начатая на 4 году обучения. Обучающиеся придумывают образ и соответственно этому образу подбирают пластику. К концу года способные дети могут стать авторами собственного небольшого этюда.
7. Тема: Постановочная и импровизационная работа.
Разучиваются постановки, запланированные в самом начале года. Отрабатывается техника исполнения, синхронность, манера и т.д.
8.Тема: Итоговые занятия
К концу 5 года обучения обучающиеся будут знать:
элементами современной хореографии
элементы народно-характерного танца
элементами классического танца
уметь:
владеть основными навыками, требуемые школой классического танца;
исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку;
уметь правильно исполнять экзерсис у станка (классический и народно-характерный);
эмоциональное восприятие и передача в движении характера музыки;
исполнять движения с сохранением характера и манеры, грамотно и выразительно;
владеть навыками исполнения русского танца;
совершенствование танцевальной техники.
Учебно – тематический план творческой группы
№
п/п
Название темы
Общее
кол-во
часов
теория
практика
1
Организационное занятие
2
1
1
2
История русской хореографии
4
4
-
3
Элементы свободной пластики
18
-
18
4
Элементы народно-характерного танца
20
2
18
5
Элементы эстрадного танца
20
2
18
6
Танцевальная импровизация
20
-
20
7
Актерское мастерство
12
12
8
Постановочная и репетиционная работа
84
-
84
9
Мероприятия в ДДТ и объединении. Концертная деятельность
36
36
Итого:
216
9
207
Тема: Организационное занятие
Теория: Анализ работы за прошедший учебный год. План работы на предстоящий учебный год. Обсуждение концертной деятельности коллектива «Эдельвейс». Репетиционная форма, гигиена тела. Техника безопасности в танцклассе.
Практика: повторение репертуара.
Тема: История русской хореографии
Теория: разнообразить знания воспитанников объединения об истории русской хореографии, известных выдающихся танцорах, хореографах: Г. Уланова, А. Дункан, М. Плисецкая, Б.Моисеев, Цецкаридзе и другие.
Тема: Элементы свободной пластики
Практика: продолжается работа по развитию физических качеств.
4.Тема: Элементы народно-характерного танца
Теория: манера исполнения характерных танцев как вид, их различия. Посещение концертов. Просмотр видеоматериалов профессиональных народных коллективов.
Практика: продолжается работа над техникой и манерой исполнения. Усложняются танцевальные комбинации, увеличивается темп исполнения и количество синкопированных ритмов.
5.Тема: Элементы эстрадного танца
Теория: совершенствование знаний по эстрадной и современной хореографии.
Практика: продолжение разучивания элементов эстрадной и современной хореографии. Закрепление ранее полученных навыков современной хореографии. Знакомство с новыми видами современной хореографии: стрит шоу, R & B.
6.Тема: Танцевальная импровизация
Импровизационные занятия соответствуют изучаемым постановкам. Обучающимся даётся задание придумать комбинацию движений, наиболее удачные включаются в номер.
7. Тема: Актерское мастерство
Теория: беседы о театральном искусстве.
Практика: уроки фантазии; упражнения (движение-поза-жест; мимика, перемещение в пространстве; сценическое внимание, воображение, раскрытие характера танца).
Тема: Постановочная и репетиционная работа
Идет планомерная работа по развитию творческого потенциала учащихся. Педагог совместно с детьми делает танцевальные номера и устраняет недостатки в исполнении.
Мероприятия в ДДТ и объединении. Концертная деятельность.
Мероприятия по воспитательному плану.
Концерты, согласно плана работы ДДТ и района.
Ожидаемые результаты:
иметь представления об истории русской хореографии;
показать умения и навыки танца в ансамбле;
уметь передать национальную выразительность движений и ритмов;
показать умение работы на любых сценических площадках;
уметь самостоятельно работать над исполнительским заданием;
быть сплоченным, творческим коллективом.
Учебно-тематический план
индивидуального образовательного маршрута
Пояснительная записка
Очень важно, что дополнительное образование даёт большие возможности для развития детской одарённости, ведь, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Если воспитанник, занимающийся в объединении учреждения дополнительного образования, сможет самореализовать свои творческие способности, то и это будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одарённости обучающегося необходимы индивидуальные формы работы. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого обучающегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Целью образовательной программы является формирование личностного, жизненного и профессионального самоопределения ребёнка.
Задачи: развитие познавательной активности, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных навыков; воспитание нравственно-эстетических качеств в процессе исполнительской деятельности; совершенствование танцевальных навыков
Исходя из методов наблюдения в творческой группе выявилась более способная обучающаяся Рубанова Елизавета, отличающаяся наиболее высоким уровнем исполнительского мастерства и быстрым усвоением материала. За время обучения Лиза зарекомендовала себя как способная, дисциплинированная и очень активная воспитанница. Эрудированная, эмоциональная, любознательная, она демонстрирует отличные знания по изученному материалу. Для продолжения занятий с таким ребёнком необходимо было наметить программу, учитывающую его возрастные и индивидуальные возможности.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства, подчинение основному образовательному процессу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам, вокальным концертам и конкурсам.
В реализации индивидуального образовательного маршрута большая роль отводится родителям одарённого ребёнка. Родители систематически посещают родительские собрания, открытые занятия, отчётные концерты воспитанников студии, мероприятия Дома детского творчества, активно принимают участие в развитии своего ребёнка, контролируя посещение как групповых, так и индивидуальных занятий. Также родители оказывают большую помощь в приобретении концертных костюмов для своего ребёнка.
Ожидаемые результаты по окончании индивидуального образовательного маршрута
Исполнять сольные партии в танцевальных постановках
Исполнять трюковые партии в танцевальных постановках
Уметь сольно исполнить танцевальный номер
Учебно-тематический план 1 года обучения
Количество занятий предполагается на первом году обучения в рамках коллективных 2 часа в неделю для работы над трюковыми номерами и сольными партиями.
№
Наименование раздела,темы
Количество часов
Теория
Практика
1
Сольные партии в номерах
24
4
20
2
Трюковые партии в танцевальных номерах
52
3
Шене
1
10
4
Бегунок
1
12
5
Поджатый прыжок в повороте на 360 %
1
12
6
Обертас
1
14
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
Сольные партии в танцевальных номерах.
Умение исполнять более сложные по технике и постановке партии.
Трюковые партии в танцевальных номерах.
Знать основы вращений: шене, бегунок, поджатый прыжок в повороте на 360 %, обертас.
Учебно-тематический план 2 года обучения
Количество занятий на втором году обучения в рамках коллективных предполагается 3 часа в неделю.
№
Наименование раздела, темы
Количество часов
Теория
Практика
1
Сольные партии в танцевальных номерах
14
4
10
2
Трюковые партии в танцевальных номерах
30
3
Обертас
1
19
4
Бегунок
1
9
5
Исполнение сольного номера
70
3
67
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
Сольные партии в танцевальных номерах
Совместно с педагогом и реализовать его на зрителя
К концу прохождения индивидуального маршрута обучающаяся будет уметь:
исполнять вращения: обертас, бегунок
исполнять трюковые партии в танцевальных номерах
поставить сольный номер в жанре русского народного танца
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Здоровьесберегающие технологии
Забота о здоровье детей - это важнейшая задача педагога. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» провозглашает современное образование, как образование, направленное на сохранение и приумножение здоровья детей. Танцевальное искусство является мощным стимулом для развития устойчивого интереса детей к активному образу жизни.
Танцевальное движение является важнейшим элементом в хореографической деятельности. Оно направлено на то, чтобы сделать мышцы пластичными, а тело послушным воле исполнителя.
Все упражнения тренажа выстраивать с учетом постепенноговозрастания физической нагрузки (от простого к сложному).
Элементы тренажа без опоры в быстром темпе выполняются насередине зала.
Костюм и обувь обучающихся детей должны быть легкими иудобными.
Занятия проводятся в просторном помещении, легко проветриваемом и с влажной уборкой.
Музыкальное оборудование исправное.
Костюмы и реквизит для танцевальных номеров без предметов угрожающих здоровью детей.
При выполнении трюков (вращений, прыжков и т.д.) необходимо следить, чтобы дети не растянули и не порвали ни мышцы, ни сухожилия.
Начинать занятия необходимо с разогревающих, разминающих упражнений.
При исполнении трюков очень важно знать, помнить и соблюдать все правила исполнения для того, чтобы избежать травм.
На протяжении всех лет изучаются и повторяются правила по технике безопасности и поведению в танцевальном классе.
Запрещается:
во время занятий выбегать в коридор;
без педагога пользоваться электроприборами;
делать акробатические упражнения без педагога;
выполнять растяжку без предварительной подготовки мышц и суставов;
на занятия надевать украшения.
К занятиям не допускаются дети без медицинского разрешения заниматься хореографией.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в свободном для перемещения зале. В распоряжении коллектива:
1. Лаборатория технических средств:
Ноутбук, звуковоспроизводящая аппаратура;
мультимедийное оборудование, видеоматериалы;
2. Наличие костюмерной и раздевалки.
3. Оборудованное помещение (станок, зеркала).
4. Одежда для занятий: облегающая форма, балетки, танцевальные туфли.
Форма оценки качества реализации программы
За период обучения в объединении «Эдельвейс» учащиеся получают определённый объём знаний и умений, качество которых проверяется в течение года с помощью следующих методов:
специальные тестовые задания;
беседы;
наблюдения;
анализ открытых занятий;
концертные выступления.
Наиболее распространенной формой контроля является открытое занятие. Оно проводится в конце первого полугодия и в конце второго, что позволяет сравнивать результаты и сделать заключение об эффективности программы.
Концертно-сценическая деятельность коллектива также относится к форме контроля. Концертное выступление позволяет воочию отследить работу педагога и успех учащихся. Получив правильную, систематическую хореографическую подготовку дети показывают хорошие образцы детского танца. Педагог выступает в качестве союзника, тьютора, обучающиеся принимают на себя индивидуальную и коллективную ответственность за результаты обучения.
В процессе обучения применяются различные методы диагностики результативности образовательного процесса.
Диагностика уровня обученности производится системно (начало года, середина, конец года) в содружестве педагога дополнительного образования и педагога психолога.
В начале первого этапа обучения проводится «срезовая диагностика музыкальных способностей и танцевальных навыков» (см. Приложение №1). Данные заносятся в общую таблицу и в результате получаем количественные показатели диагностируемых способностей и наблюдаемых качеств каждого обучающегося (см.Приложение №2).
На первом году обучения используется метод наблюдения, т.е. педагог заранее формулирует, что именно он хочет наблюдать у детей, затем все параметры выносятся на разработанную шкалу, и в результате получаем количественные показатели наблюдаемого качества у каждого ребенка.
На втором году обучения наиболее приемлем метод тестирования достижений. Тест достижений представляет собой набор вопросов по программе с вариантами ответов, из которых один правильный (см. Приложение №3). По результатам тестирования строится график, который определяет высокий, средний и низкий уровень обученности (см. Приложение №4).
Духовно-нравственное развитие детей отслеживается в ходе открытых занятий, письменных работ, эссе, в ходе участия в благотворительных концертах, народных праздниках, патриотических мероприятих (опрос, тест, педагогическое наблюдение).
Степень саморазвития ребенка в досуговой деятельности оценивается по специальной методике (Приложение 5).
На основании полученных данных проводится самокоррекция программы с целью достижения ее максимального эффекта.
Методический материал по подготовке и проведению занятий по хореографии
В зависимости от педагогических задач занятия по хореографииклассифицируются на:
обучающее;
тренировочное;
контрольное;
занятие - разминка;
показательное – открытое занятие.
Обучающее занятие
Основная задача - усвоение отдельных элементов, связок, соединений. Решаются задачи физического развития, воспитание музыкальности, выразительности.
Тренировочное занятие
Главная задача - подготовка организма к предстоящей работе, сохранение достигнутого уровня танцевального мастерства.
Контрольное занятие
Задача - подытожить освоение очередного раздела (приёма, элемента) хореографической подготовки.
Занятие - разминка
В период непосредственной подготовки к выступлениям, конкурсам, фестивалям рекомендуется выполнить стабильный комплекс упражнений, цель которого разогревание организма и снятие излишней психологической напряжённости. Этому способствуют привычные упражнения, которые по мере необходимости могут выполняться детьми самостоятельно.
Показательное занятие
Открытое занятие является определённым этапом, завершающим период занятий. Главная задача- показать достижения ребёнка к данному моменту по сравнению с предыдущим открытым занятием, зрелищность, слаженность движений в композициях и комбинациях.
Структура занятия.
Структура занятия остаётся классической: подготовка, основная, заключительная части.
В подготовительной части занятия решаются задачи организации занимающихся к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений и основной части занятий.
Средства: разновидность ходьбы и бега, танцевальных соединений, общеразвивающие упражнения, которые способствуют мобилизации внимания, подготовка суставно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В основной части занятия решаются основные задачи. Используется большое разнообразие движений: элементы классического танца, народного танца, элементы свободой пластики, общеразвивающих упражнений.
Принципы построения занятия.
Для правильного построения занятия принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха.
Длительность пауз определяется правильной организацией занятия: правильным размещением занимающихся в зале, использование различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).
Важное место занимает методика составления учебных комбинаций, т.е. различных соединений из движений классического и народного танцев, прыжков поворотов равновесий и т.п., здесь существуют определённые закономерности:
1.Возраст и возможности учащихся, периодизация занятий.
2.Логическую связь движений:
положение тела в конце каждого движения должно
служить исходным положением для выполнения следующего;
все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь дополнительные (функцию связи).
3.Оптимальную трудность композиции. Не следует умалять илипереоценивать возможности учеников.
4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетатьхорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясьпри этом чрезмерным их разнообразием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
1 .Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях. Из-во « Музычна Украина», Киев, 1974.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во «Айри Пресс», М., 1999.
3. Бондаренко Л. Ритмика и танец в 1-4 классах общеобразовательнойшколы. Из-во «Музычна Украина», Киев, 1989г.
4. Базарова Н Классический танец... Методика обучения в 4-5 классе, Из-во "Искусство", Л., 1975г.
5. Базарова Н.,Мей В. . Азбука классического танца. Методика обучения в 1-3 кл. Из-во "Искусство"; Л. 1983 г.
6. Бондаренко Л. Методика. хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях. Из-во "Музычна Украина", Киев, 1974г.
7. Бондаренко Л . Ритмика и танец в 1-4 кл. общеобразовательной школы. Из-во "Музычна Украина", Киев, 1989г
8. Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во "Айри Пресс", М., 1999г
9. Ваганова А. Основы классического танца. Учебник. Из-во "Искусство". Л.. 1980г.
10. Васильева - Рождественская М. Историко-бытовой танец. Из-во "Искусство", М., 1987г.
11. Костровицкая В.100 уроков классического танца (1-8 кл.). Учебно-методическое пособие. Из-во "Искусство", Л., 1981г.
12. Основы классического танца. Учебник. Из-во «Искусство», Л., 1980г.
13. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. Из-во "Просвещение", М..1972г.
14. Степанова Л.Народные танцы. Из-во "Советская Россия", М., 1965г.
Для детей:
1. Бочарникова Э. Страна волшебная - балет. Очерки. Из-во "Детская литература", М, 1974 г.
2.Великович Э. Здесь танцуют. Рассказы о танцах. Из-во «Детскаялитература», Л., 1974 г.
3. Григорович Ю. Балет. Энциклопедия. Из-во "Сов. энциклопедия", М.. 1981г.
4. Захаров Р. Слово о танце. Из-во «Молодая гвардия», М., 1977г.
5.Козловский М. Балет. Этюды и образы. 1982г., Фотоальбом
6. Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. Из-во "Молодая гвардия", М., 1982г
(Мастера искусств молодежи)
7. Пасютинская В. Волшебный мир танца. Книга для учащихся. Из-во«Просвещение». М., 1985г.
8. Поэль Карп Младшая муза. Из-во "Детская литература", М., 1986 г. Серия "В мире прекрасного".
9. Серова С. Анна Редель и Михаил Хрусталев. Из-во "Искусство", М,
1981г. (Эстрадные танцовщики)
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
15