Школа молодого родителя выступление на тему Национальная культура и её место в воспитании дошкольника



«Школа молодого родителя»
выступление
подготовила воспитатель Бикбердина З.Р.
МБДОУ «Башкирский детский сад № 40»
городского округа город Уфа Республика Башкортостан

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, можно выделить целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Большое значение имеют семейные экскурсии, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно повести «мини-исследование». Причем надо выбрать и определить тему, разумно ограничивая её «территориальные» и «временные рамки», например исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб го жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Хорошо, когда занятие семейных клубов включает в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к родине.






Уважаемые родители!

Вы хотите, чтобы ваши дети росли любознательными, добрыми, любящими свою родину, знающими культуру, обычаи и традиции своего народа?
Тогда познакомьте их на досуге с башкирским фольклором: пословицами, поговорками, песнями, сказками.
Ваши маленькие дети
Все хотят на свете знать
Папу, маму мы попросим
Песню спеть и почитать.

Пословицы и поговорки – особый вид поэзии. В них – вековая мудрости народа. Они являются важным средством воспитания.
Прочитайте вместе с детьми.
Дерево красно плодами, человек делами.
АAАC ЕМЕШЕ МЕНTН, КЕШЕ ЭШЕ МЕНTН.
Почитай и старшего, и младшего.
ОЛОНО ОЛО, КЕСЕНЕ КЕСЕ ИТ.
Шило в мешке не утаишь.
БЕP RАПСЫRТА ЯТМАЙ.
Ум хорошо, а два – лучше.
БЕР АКЫЛ ЯRШЫ – ИКЕ ТАAЫ ЛА ЯRШЫРАR.
Уговор дороже денег. Уговор – святое дело.
TЙТКTН hEP КИММTТЕРTК.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Й(P hУМ АRСАY, БУЛAАНСЫ, Й(P ДУCЫY БУЛhЫН.
Кто работает, тот ест.
ЭШЛTГTН, ТЕШЛTГTН.
Доброе дело не забывается.
ЯRШЫ ЭШ ОНОТОЛМАЙ.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, развивает мышление; отгадывание и придумывание загадок помогает разностороннему развитию речи детей.

Предлагаем Вам вместе с детьми разгадать башкирские загадки:

В одном гнезде сто домиков.
(Улей)
Что такое – отгадай:
Пышная, как пышка
Румяная, как каравай
(Подушка)

Внутри черная, снаружи белая.
Зимой много ест, летом спит.
Сама в избушке, голова в небе.
(Печь)
Нет ни крови, ни души,
А играет – хоть пляши.
(Гармонь)

Без рук, без ног, а добро копит.
Внутри – пустота, а снаружи – блестит,
Много добра в себе таит.
(Сундук)
Голос птиц, мелодии рассвета
Все передает тростинка эта.
Она слов не говорит, наверняка,
Хоть и голос есть, да нет языка.
(Курай)



Башкирские народные игры способствуют развитию ловкости, сноровки, подвижности, внимания, терпения остроумия.

Поиграйте вместе с детьми.

Игра «Назови меня!»

Одному из играющих завязывают платком глаза и оставляют в центре круга. Перед ним встает один из игроков, а стоящие по кругу говорят следующую прибаутку:
Почувствуй сердцем и душой,
Кто стоит перед тобой,
Скажи точно его имя,
Кто же, кто он такой?
Игрок с завязанными глазами, ощупывает руками игрока, стоящего перед ним, должен назвать его имя. Если он угадает, то завязывают глаза указанному игроку. Если имя названо неправильно, он остается в центре круга с завязанными глазами. В таком порядке игра продолжается дальше.
Использование колыбельных песен в игре с куклой дает возможность воспитывать в детях чувство доброты, внимания, любви к самым маленьким. Играя с куклой, предложите ребенку исполнить «колыбельную»:
Спи, моя хорошая
Баю – бай – бай!
Куколка любимая
Глазки закрывай.
Застелю кровать,
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
Юсуф Гарей.

Итак, башкирский фольклор занимает важное место среди разнообразных средств воспитания. И очень важно с самого раннего возраста пробудить у детей интерес к фольклорной педагогике.
Интерес к народному искусству, к сохраненным и переданным из поколения в поколения традициям, не иссякает, а в последнее время заявляет о себе с новой силой.
В заключении хочется отметить, что приобщение детей к башкирской культуре имеет большое значение для их развития, расширяет кругозор детей. Использование компонентов материальной и духовной национальной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения способствует тому, что наш воспитанник с детства начинает осознавать себя гражданином республики Башкортостан.

Ниндtй матур балалар,
Йыйылaандар уйынaа
Сtпtкtлtй rулдары
Кeyелдtр шат булaанда.

Приветствие детей

1. Ниндtй баrса тип тормаaыp,
Был баrсаны кeрегеp.
Был баrсала кем ectме?
Бында беp ectбеp.
2. Кjн [айын беp баrсаaа килtбеp,
{уy aына rайтабыp кис менtн jйгt.
Яратабыp беp кjн eткtрергt
Дуcтар менtн баrсала бергt.
3. Тjрлj уйынсыr, rурсаrтар бында
Кайта[ы килмtй беppеy шуaа ла.
4. Ал биptкле, гjл биptкле
Матур беppеy баrсабыp,
Уйнап –кjлjп, йырлап-бейеп
Бында кeyел асабыp.
5. Баrсабыppа гjлдtр ect
Шау сtскtгt кeмелеп,
Шул баrсала гjлдjр кеeек
Беp ectбеp гjр килеп.
6. Rунаrтар килде беpгt,
Иy rtpерле rунаrтар
Беp уларaа матур итеп
Tpерлtнек йыр, бейеe, шиaырpар.

Ведущий: Tйзtгеp, балалар, кeyел асыу кjнjбjp.
Башrортса матур итеп,
Бейейбеp pt, йырлайбыp.

Песня «Там – там» (музыка А. Кубагушева)

7. Бtлtкtй генt артист,
Кемдtр tйтt, афарин,
Бейейем дt, йырлайым
Тик тороп тepалмайым.

Песня и танец

Ведущий: Tйptгеp, дуcтар, ашыaайыr
Epебеpгt пар табайыr.
Беppеy менtн бергtлtшеп, шtп итеп бейеп алайыr.

Пляска парная.

8. Баrсала бик кeyелле,
Бер туaандай гjрлtйбеp.
T [еp беpгt таaы шулай
Rунаr булып килегеp.

Aыж – aыж итеп rурайсы,
Rурай уйнай jppjрjп.
Aыж – aыж rурай кjйjнt,
Rыppар бейей теpелеп.






Национальная культура и её место
в воспитании дошкольников Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615