Развитие личностных и коммуникативных УУД посредством технологии французских мастерских


Развитие личностных и коммуникативных УУД младших школьников
посредством французских мастерских на уроках литературного чтения.
«Мастерская - это бытие в жизни мастера и учеников,
форма сотрудничества,
где в организованном пространстве
и времени они « мастерят» -
конструируют, строят свое знание»
Анри Бассис
Введение
По результатам диагностики школьного психолога у первоклассников МБОУ «Школа № 156 им. Б.И.Рябцева» в 2011 году был выявлен низкий уровень личностной мотивации, жизненного самоопределения и смыслообразования. По моим наблюдениям и проведённым диагностикам, я поняла, что ребята не умеют в достаточной мере взаимодействовать друг с другом, работать в парах и группах, не умеют слушать друг друга. У меня как у учителя начальных классов возникла необходимость в системном комплексном походе в развитии личностных и коммуникативных учебных действий младших школьников. Это стало возможным с введением в учебный процесс технологии французских мастерских и добавление в программу по литературному чтению произведений направленных на нравственно-этическую ориентацию младших школьников.
Цель и задачи
Таким образом, моя педагогическая деятельность в последние годы была направлена на достижение поставленной цели:
формирование личностных и коммуникативных УУД младших школьников посредством технологии французских мастерских на уроках литературного чтения.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- проанализировать труды основателей технологии французских мастерских при обучении младших школьников;
- разработать модель поэтапного развития личностных и коммуникативных УУД;
- систематизировать методы и приёмы в соответствии с этапами развития личностных и коммуникативных УУД;
- доказать эффективность проделанной работы.
База исследования
Исследования проводились на базе МБОУ «Школа № 156 им. Б.И.Рябцева» в 1,2,3,4 «В» классах с 2011 по 2015 учебный год.
Новизна представленных материалов видится во включении в программу по литературному чтению произведений направленных на нравственно-этическую ориентацию младших школьников, а так же создании каталога методических приёмов на различных этапах технологии французских мастерских.
Описание опыта работы
Систему моей работы можно представить в виде схемы (на примере уроков литературного чтения):


Изучив технологии французских мастерских, стала применять их на уроках литературного чтения, что развивает такие личностные и коммуникативные УУД.
Технология французских мастерских
Технология французских мастерских или «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. atelier – «ателье») начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.
Цель технологии: интеллектуальное и творческое развитие учеников, создание условий для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.
Результат технологии: формирование у ребенка нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
В основе технологии заложены следующие идеи:
1. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание.
2. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого – провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»).
3.Процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагает построение деятельности участников мастерской как исследования. Преобладающий метод: проблемно-поисковый, диалогический.
4. Д.Г. Левитес определяет основные черты содержания и способов взаимодействия мастера и ученика: интериоризация получаемого на занятии знания через личный опыт ребенка, заключающаяся в самостоятельном «открытии», исследовании его происхождения, изучении сущности системных связей и зависимостей.
5. Приемы, которые используются на занятии по данной технологии, должны предполагать:
а) отношение учителя к ученику как к равному;
б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельное решение творческих задач;
в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.
6. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы.
7. В мастерской участникам предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.
8. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса.
9. Создание на занятии атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы).
10. Взаимопомощь, сотрудничество, взаимная поддержка участников мастерской друг друга позволяют через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.
При построении урока на основе технологии французских мастерских следует реализовывать следующие принципы:
1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.
2. В работе мастерской могут на равных участвовать все, независимо от возраста, уровня подготовленности, в мастерской «все способны».
3. Каждый участник мастерской имеет право высказать свою точку зрения и должен уважать мнение другого.
4. Оценки в мастерской не выставляются.
5. Особое внимание следует уделять эмоциям, которые испытывает участник мастерской в процессе работы.
6. Совместная образовательная и исследовательская деятельность участников мастерской: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».7. В мастерской важнее процесс получения знания, нежели результат.
8. Каждый участник должен продвигаться к истине своим путем. Каждый имеет право на ошибку; ошибка – закономерная ступень процесса познания.
9. Вопросы в мастерской задает не мастер, а ученики, и сами на них отвечают – в одиночку, потом в парах, в группах.
Типы мастерских (классификация И.А. Мухиной):
1. По составу участников: только для учащихся; только для педагогов; для взрослых и детей.
2. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма (Материалы из опыта работы 1); мастерские построения знаний (Материалы из опыта работы 3); мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций (Материалы из опыта работы 2).
3. По временной продолжительности процесса: «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд); «длительного действия» (может продолжаться неделю или даже несколько месяцев).