Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей«группы риска»
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей«группы риска»
Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.
Детей можно разделить на 2 группы:
Малолетние (до 14 лет)
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать
Дети «группы риска»- это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки
Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацииГруппа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия
Природные (обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)
Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом)
Работа с детьми «группы риска» включает:
социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:
Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
На этапе оказания помощи подростку «группы риска» применяются:
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение Приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей
Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
- "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает;
- обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
- прощение;
- проявление огорчения.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:
- убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
- доверие;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
- вовлечение в интересную деятельность;
- нравственное упражнение.
Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:
- опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
- фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
- активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные, тормозящие приемы:
- констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
- осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
- наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
- предупреждение;
- проявление возмущения.