Статья Формирование метапредметных результатов средствами надпредметного курса Работа с информацией
Формирование метапредметных результатов средствами надпредметного курса "Работа с информацией" в начальной школе.
Казакова Е. Л., учитель начальных классов
МБОУСО школа п. Уральский
Принципиальная особенность новых образовательных стандартов – требования к метапредметным результатам образования.
Информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навыки поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме и т. д. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.
Передо мной встала задача: как, какими средствами учить детей работе с информацией. Так появился курс «Работа с информацией»
Цель курса «Работа с информацией»: развивать у школьников умение работать с информацией, информационную компетенцию.
Курс «Работа с информацией» составлен на основе учебного пособия для учащихся общеобразовательных организаций Т.П. Хиленко «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией» 4 класс Москва «Просвещение» 2014.
В основу типологизации задач был положен принцип интеграции по двум основаниям: характеристика информационной деятельности младших школьников и источников информации. Содержание действий с информацией в начальной школе – представлено тремя группами учебных действий, характеризующих информационную деятельность младших школьников:
1. Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т. д.
2. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы), устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.
3. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Вторым основанием для типологизации задач стали источники информации. По информационным источникам все задачи условно делятся на шесть групп:
- вербальные (слово);
- текстовые (предложение, текст);
- словарные (все доступные для восприятия четвероклассников словари и другие справочные пособия);
- табличные (все возможные таблицы);
- графические (графические изображения, знаки, символы, схемы);
- компьютерные.
Материал учебного курса представлен в шести разделах: «Работаем со словом», «Работаем с текстом», «Работаем со словарём и справочником», «Работаем с таблицей», «Работаем со схемой, знаком, символом», «Работаем с компьютером». Каждый раздел представлен несколькими типовыми задачами в виде вопросов, игр, анаграмм, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие информационных учебных действий. Главным критерием при разработке типовых задач на формирование информационной компетентности младших школьников является их доступность для детей конкретного класса начальной школы. Задачи имеют заголовок, порядковый номер, навигационный значок в виде квадратика с символическим изображением действия:
«собачка» - поисковые действия;
«молоток» - действия по преобразованию, интерпретации и применению информации;
«весы» - действия по оценке достоверности информации.
В некоторых задачах изображены два значка, значит, задача направлена на формирование и развитие нескольких универсальных действий с информацией. Опираясь на навигационные значки, дети должны не только выполнять действия, но и понимать, какую задачу они реализуют.
При изучении данного курса планируются следующие результаты:
I. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
II. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
III. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
IV. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Рассмотрим поисковые задачи. Они направлены на формирование следующих информационных учебных действий:
точно формулировать информационный запрос;
дополнять недостающую информацию;
находить из нескольких вариантов слово, знак соответствующий заданному признаку;
определять последовательность слов в словаре по первой, второй, третьей букве;
находить смысл слов, знаков, символов, условных обозначений;
определять назначение предмета по написанию слова;
уточнять правописание слова по орфографическому словарю;
находить нужную информацию в предложении или тексте;
находить значение слова в толковом словаре, энциклопедии, справочнике самостоятельно или с помощью взрослого;
ориентироваться в структуре таблицы, различать ее составные части (столбец, строка и т. д.);
находить в таблице информации в соответствии с поставленной задачей;
заполнять таблицу в соответствии с поставленной задачей;
фиксировать информацию, представленную в неявном виде;
представлять информацию в графическом виде;
разгадывать ребусы, анаграммы и т. д.
В разделе «Работаем со словом» поисковые задачи на основе вербальных источников представлены в заданиях № 6, 7,8. Детям дается новый вид кроссворда – чайнворд. Предполагается несколько этапов работы с ним. Первый этап – разгадывание готового чайнворда «Математика», закрепление правил работы с ним (задача №7). Второй этап работы – критическая оценка информации, зафиксированной в толковании слов, поиск ошибок в написании слов (задача №8) (для слова «стриж» дана лишняя клетка) и неточностей при объяснении значения слов: «вьючное животное», «может жить в воде», «хищница», могут толковаться неоднозначно. При выполнении задания дети должны исправить ошибку – зачеркнуть лишнюю клетку и более точно объяснить значение слова. Третий этап работы– самостоятельное составление чайнворда на тему «Школа» с учетом ограничения количества клеток чайнворда.
В разделе «Работаем с текстом» в задании № 11предлагается работа с информацией, представленной в неявном виде. Опираясь на имеющиеся у них знания, дети должны догадаться о животном, по следам которого герои рассказа Е. Пермяка вышли из леса, доказать свое мнение ссылкой на текст и свои знания и опыт. Итогом выполнения работы будут следы собаки, нарисованные детьми. Следующие два задания (№12, 13) связаны между собой содержанием. По описанию дети узнают о местах обитания выпи и выдры, отвечают на вопросы, фиксируют краткую информацию, так чтобы получилась запись для атласа-определителя. А также нужно объяснить значение слова «охра» в словосочетании «охристое брюшко», применить полученную из дополнительных источников информацию в практической работе – при рисовании выпи.
С поисковыми задачами на основе словарных источников предполагается работа со всеми доступными для детей словарями и справочными пособиями. Научиться пользоваться книгой как источником информации, использовать словари для поверки написания и толкования значений слов – необходимое умение учащихся начальной школы.
Задача № 30 направлена на формирование действий поиска информации в таблице по графам и столбцам, анализу полученной информации и использовании ее на практике. Рассматривая таблицу, дети находят основание, по которому расположены книги (год издания), отвечают на вопросы, среди которых есть верные и ложные утверждения. Можно предложить детям найти в библиотеке книги, прочитать их, а потом обсудить.
В результате применения данного курса в школе дети
Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.