статья Формирование метапредметных результатов средствами современных УМК по физике в рамках реализации ФГОС


Формирование метапредметных результатов средствами современных УМК по физике в рамках реализации ФГОС
Домашние лабораторные работы по теме «Волновая оптика»
Ф.В.Вершинина
МАОУ СОШ № 35 г Улан-УДЭ«А в полдень лужи под окном так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном по залу «зайчики» трепещут»
И.А.Бунин
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В школьном курсе физики, при недельной нагрузке 2 часа, волновая оптика изучается поверхностно. У большинства учеников в голове создается «винегрет» из определений, понятий и формул. Поэтому мы видим большой смысл в том, чтобы часть экспериментов проводить в домашней обстановке. Все эти задания выполняются по желанию, каждый выполнивший эксперимент и подготовивший письменный отчет получает дополнительную оценку. Дети, обычно, очень заинтересованы в итоговой оценке по физике и большинство с удовольствием использует возможность улучшить её.
Эксперименты и опыты – это прекрасный способ поиска ответов при решении самых сложных проблем.
Цель – более выпукло и полно представить раздел физики «Волновая оптика» (домашний эксперимент позволяет глубже усвоить учебный материал), основная задача – научить учеников самостоятельному исследованию, наблюдению, анализу и формулированию выводов. Данный вид работы развивает познавательный интерес учащихся.
К каждой работе необходимо давать подробную пошаговую инструкцию, порядок действия, предварительный результат. Почему получился такой результат - на этот вопрос ученики сами ищут ответ, иногда приходится перелистывать дополнительную литературу, если ответа в школьном учебнике не найти. И это тоже является плюсом всех домашних экспериментов и лабораторных работ.
Следствием является более глубокое понимание учебного материала, развивается познавательный интерес. Учащиеся получают навыки в постановке целей, задач, описании экспериментов, и формулировке выводов. Все лабораторные работы можно провести в домашних условиях, без специального оборудования.
Возможно, не всё будет получаться, но все труды учеников не пропадут даром. Это прекрасная перспектива для участия в научных семинарах, конференциях и олимпиадах.
Считаем полезным задать на дом пронаблюдать и описать интерференцию и дифракцию света (дифракцию на щели, на тонкой ткани, интерференцию на тонких пленках – лак на воде, мыльные пузыри, цвета побежалости, на компьютерном диске). Ученики делают фотографии, ищут причину получившихся цветных эффектов, делают выводы.
К зачету заранее на доске объявлений вывешиваю список вопросов, загадок и ребусов:
Ответь на вопросы и получи «5».
Какого цвета будет казаться красная жидкость, если сосуд с ней поместить в сосуд с сеней жидкостью?
Если смотреть на светящуюся рекламу, сделанную из газосветных трубок, то красные буквы всегда кажутся расположенными ближе, чем синие или зелёные. Как это можно объяснить?
Мы часто наблюдаем на мокром асфальте радужные пятна. Масло от автомобилей, попадая на мокрую поверхность, растекается тончайшей пленкой. Эта пленка обладает способностью разлагать белый свет на его основные цвета. Как это происходит?
Почему днем из комнаты, окно которой завешено тюлевой занавеской, предметы на улице хорошо различимы, а предметы, находящиеся в комнате, с улицы не видны?
Какого цвета Луна? Луну мы видим белой, в телескоп её поверхность кажется гипсовой. Пробы лунного грунта показывают, что поверхность темно её серая. Как разрешить это кажущееся противоречие?
Отгадай загадку:
Ни стук, ни бряк к окну подошёл
Черная корова всех поборола
К вечеру умирает, по утру поживает
Сестра к брату в гости идёт, а он от сестры прячется
Белая кошка лезет в окошко
Отгадай ребус:
2.
3. 4.
Ответы на загадки: 1. Свет; 2. Ночь; 3. День; 4. Ночь и день; 5. Свет;
Ответы к ребусам: 1.Спектр; 2. Экран; 3. Поляризация; 4. Наблюдение
Список использованной литературы
Ваганова В.И., Елизов А.Д., Скокова Л.В. Домашний эксперимент по физике в 9-11 классах.[Текст]- Улан-Удэ, Издательство Бурятского госуниверситета, 2003 .
Дженис Ванклив Занимательные опыты по физике. [Текст]- АСТ Астрель Москва ,2008-254с
Майкл Ди Специо Свет и звук. Электричество и магнетизм.(Научно-популярное издание)[Текст]- АСТ Астрель Москва, 2006-319с
Майоров А.Н. Физика для любознательных или о чем не узнаешь на уроке .[Текст]- Ярославль «Академия развития»,1999-176с
Павлуцкая Н.М., Скокова Л.В. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности: методическое пособие (для учителей физики).- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета ,2011 -23с
Семке А.И. Нестандартные задачи по физике (для классов естественно-научного профиля). Ярославль, «Академия развития»,- 2007-317с