ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПОДЕЛИСЬ УЛЫБКОЮ СВОЕЙ…
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ 4 КЛАСС«ПОДЕЛИСЬ УЛЫБКОЮ СВОЕЙ…»
Форма проведения: диалог –тренинг.
Цели и задачи:
Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека);
Развивать коммуникативные способности учащихся, умение общаться в парах, коллективе;
Воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу;
Создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Оборудование: 1. Столы буквой П; 2. Каждому обучающемуся - по карандашу, по одному листу чистой бумаги на двоих обучающихся. 3. Таблица “Разные настроения” (по одной на двоих). 4. Картины известных художников: Леонардо да Винчи «Джоконда»; В. Серова «Девочка с персиками». 5. Портреты людей с улыбками. 6. Анкеты для тестирования (у каждого). 7. Песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики», минусовка песни В.Шаинского «Улыбка».
Предварительная работа: конкурс на лучший рисунок «От улыбки хмурый день светлей»
Ход занятия
1. Организационный момент. Психологический тренинг.
Слово воспитателя.
Сегодня у нас необычное занятие. Тему его вы определите сами, но немного позднее. А сейчас мы сделаем с вами следующее. На партах лежат карандаши и бумага. Возьмите в руки карандаши. Попробуйте вместе с соседом нарисовать одну картину на любую тему. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках карандаш, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики»)
- Продемонстрируйте и расскажите, что вы нарисовали.
- Удалось ли вам это сделать хорошо?
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
2. Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.
- Ребята, а что такое ОБЩЕНИЕ?
Общение - это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.
Из словаря: общение – взаимодействие людей друг с другом. Вместе играть, разговаривать, трудиться, дружить.
На доске высказывание Антуан де Сент-Экзюпери: «Главная роскошь – это роскошь человеческого общения». Как вы понимаете эти слова?
- Что помогает общению друг с другом? (Речь, позы, мимика, жесты и т. д.)
- Перед вами рисунки, на которых изображены лица детей с разным настроением. Кого из детей вы выберете для общения и почему?
- Если у вас хорошее настроение, как вы можете подарить его друзьям при встрече? - Как без слов сообщите о прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение.
Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
- Итак, ребята вы уже, наверное, поняли, о чём мы сегодня поведём разговор.
- Мы поговорим о том, как можно общаться, как улучшить своё настроение, как приобрести друзей и добиться успеха в жизни, Все это можно сделать с помощью улыбки. Когда на лице человека улыбка, а не злое выражение лица, отношение к нему соответствующее. Он располагает к себе дружелюбием, приветливостью, и настраивает на доброе дружеское отношение. Итак, тема нашего разговора:
УЛЫБКА.СЕКРЕТЫ УЛЫБКИ. В ЧЁМ ОНИ?
3. Творческая работа. «Мастерская сказки».
- Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами.
Итак, начнём творить сказку.
В одном маленьком городе жила-была Улыбка. Она была такая… (добрая, весёлая, жизнерадостная, красивая и т.д.), что все были рады видеть её у себя в доме (продолжите дальше…)
Они приглашали Улыбку к себе в гости, старались её угостить, развеселить и подружиться с нею.
А Улыбка … (рада была прийти в гости, пообщаться со всеми, развеселить их, помогала им поднять настроение. И старалась никого не обидеть).
Но вот однажды … (в городе появился очень странный человек. Он был угрюм, невесел, не хотел ни с кем общаться. Сахар ему казался несладким, молоко небелым, солнце - неярким, хлеб – сырым, а все дети – непослушными. Он сердился на всех и на всё).
- Опишите его поведение (Топал ногами, кричал, ругался, пыхтел, хмурил брови, рычал, надувал щёки).
- Что могло случиться дальше? (Дети завершают сказку хорошим добрым концом, где Улыбка побеждает).
ФИЗМИНУТКА.
4. Практическая работа.
- А вы умеете улыбаться? Давайте проверим.
Я читаю предложение, совет. Вы после каждого из них должны повернуться к товарищам и улыбнуться.
На крапиву не садись.
Если сядешь - не сердись!
На шутку не сердись, а лучше просто улыбнись!
Кто весел, а кто и нос повесил.
- Что вы, ребята, чувствовали, когда улыбались? «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им», – советует нам американский психолог Дейл Карнеги. Будем следовать его совету?
(Высказывания детей)
5. В чём секреты улыбки? Обобщение.
- Так в чём же секреты улыбки? Попробуем их разгадать. Предлагается ромашка с записанными на листиках секретами. Дети должны прочитать.
Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80 % успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
Секрет 3. Улыбка-сама есть способ общения.
Секрет 4. Важно уметь улыбаться ведь это помогает доброжелательно относиться друг к другу, помогает приобрести друзей.
Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества, которые отвечают за хорошее настроение.
Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни.
- Разрешите мне дать вам один совет:
СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
6. Люди улыбаются по-разному. Рассматривание фотографий и картин.
- Люди улыбаются по-разному. Лучше всего об этом говорят художники и фотографы. Именно им удаётся запечатлеть красоту и неповторимость улыбки.
- Посмотрите на эти фотографии (вывешиваются портреты, на которых запечатлены разные виды улыбок).
- О чём говорят вам улыбки людей на этих картинах?
(Это улыбки радости, грусти, молодости, здоровья, спокойствия, мечтательности, мудрости и т.д.)
Вывешивается картина Леонарда да Винчи.
- Это картина известного итальянского архитектора, скульптора, ученого и художника Леонардо да Винчи (1452 -1519) портрет Моны Лизы (1503), а называется картина «Джоконда».
- Что вы испытываете, глядя на эту картину?
- Чем так привлекательна улыбка Джоконды?
- Видели ли вы когда-нибудь такую улыбку у окружающих вас людей?
- По вашему мнению, что она выражает?
- А вот ещё одна картина известного художника В. Серова «Девочка с персиками». - Что вы можете сказать об этой картине?
- Чем интересна девочка? Ее улыбка?
- Различаются ли картины «Джоконда» и «Девочка с персиками»?
- Чем? Почему?
ФИЗМИНУТКА.
7. Лексическая работа.
-Итак, что такое улыбка? Смех? Юмор? (Обратимся к словарям)
Улыбка – движение мышц лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие, насмешку,
Улыбаться – улыбкой выражать какие- либо чувства, своё расположение, доброе отношение к чему-либо или кому-либо, сулить удачу, счастье.
Улыбчивый человек – жизнерадостный, весёлый, дружелюбный.
Улыбка (какая?) весёлая, спокойная, грустная, загадочная, мечтательная.
Смех – характерные, прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими движениями при проявлении восторга, радости, удовольствия.
Юмор – весёлая, шутливая складка ума, уметь смеяться, шутить, веселиться
- Улыбка, смех и юмор – это одно и то же? В чём их различия?
(Высказывания детей).
8. Тестирование «Есть ли у вас чувство юмора?»
(если “да” - “+”, если “нет” - “-”)
Любите ли вы смеяться?
Умеете ли вы с шуткой выходить из неприятных ситуаций?
Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?
Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида.
Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?
Если вы находитесь в компании друзей, то хотите выглядеть самым весёлым?
Когда вы в плохом настроении, раздражает ли вас смех окружающих?
Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы получили 6 и более “+”, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это помогает вам в самые трудные периоды жизни.
Если вы получили 5 “+” и менее, то с чувством юмора у вас плоховато.
10. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Что вы получили от этого занятия?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Улыбка и смех – показатель здоровья, успеха в жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по – доброму.
- Как вы думаете, только ли люди могут улыбаться?
- Улыбаются ли животные, растения, облака, Земля?
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда!И если кому – то поможетТвоя доброта, улыбка твоя,Ты счастлив, что деньНе напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!
- Перед вами воздушные шары, изобразите на них свое настроение.
В конце занятия под минусовку дети исполняют песню В.Шаинского «Улыбка» и со словами : «Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется» дарят друг другу воздушные шары.