Конспект урока по окружающему миру Золотое Кольцо России (3 класс)
Класс: 3В
Учитель: Каландина Д.А.
Предмет: Окружающий мир
Тема: Золотое кольцо России
Тип урока: изучение нового материала, урок-путешествие (виртуальная экскурсия)
Цель: создать у учащихся представление о древних городах Золотого кольца
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
Воспитательные:1. Воспитывать интерес к истории Родины, любовь к своей стране.2. Воспитывать чувство справедливости, коллективизм, умение радоваться успехам товарищей.
Развивающие: Развивать познавательную и творческую активность учащихся. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
развивать познавательный интерес, творческую активность;
познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности, Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;
Метапредметные:
формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу
осознавать свою гражданскую принадлежность; формировать чувство гордости за свою Родину и историю России.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.
Познавательные:
овладевать логическими действиями сравнения и обобщения;
обнаруживать пробелы в информации;
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
договариваться о совместной деятельности.
Ход урока:
Этапы: Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Эмоц.настрой - Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь и подарите радость друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. 2.Постановка проблемной ситуации - Сколько значений у слова кольцо вы знаете?
- Какие бывают кольца?
- Возникла проблема, а с каким кольцом мы с вами на уроке будем работать? - украшение, предмет в виде окружности, имеет форму замкнутого круга
- Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма
Предположения детей
3. Сообщение темы
- Сегодня на уроке речь пойдет о золотом кольце. Вы слышали такое выражение? Что подразумевается?
А принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено оно российскими самоцветами – городами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по древним городам «Золотого кольца России».
- Каковы же цели нашего путешествия?
- О чём вам хотелось бы узнать, когда будем путешествовать?
- Познакомиться с интересными древними городами России.
- Узнать об их достопримечательностях.
- Больше узнать об истории нашего государства.
- 1. Выяснить, что такое Золотое Кольцо?
2. Какие богатства оно в себе скрывает?
3. Почему в названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»?
4. Работа по теме урока
- Работа в группах
Физминутка- Сегодня на уроке вы не будете слушать мой рассказ, а будете самостоятельно изучать, наблюдать, исследовать. Значит мы с вами не просто экскурсанты, а исследователи. Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит то, что необходимо в любом путешествии – карта.
-Назовите все города, по которым пройдет наше путешествие.
- Посмотрите, а как они расположены?
- Золотое кольцо – это семейство туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам, которые расположены вокруг Москвы. В этих городах сохранились уникальные памятники истории и культуры России.
-Вы уже заметили, что сидите группами, а значит нам предстоит групповая работа. Вспомните правила групповой работы и роли в группе.
-Молодцы, вспомнили. Распределите роли в группе.
- Вы уже разделены на группы, у каждой группы свой цвет, всего 5 цветов, а на доске есть ромашка, у которой цвет каждого лепестка соответствует цвету каждой команды. Я попрошу командиров подойти, сорвать соответствующий лепесток и назвать город, в котором мы сделаем остановку.
Всего у нас 5 групп, а значит мы посетим всего 5 городов, а вот в путешествие по остальным городам мы отправимся на следующем уроке. Мы совершим путешествие по следующим городам: Сергиев Посад, Переяславль-Залесский, Ростов, Углич и Ярославль.
- А начнем мы наше путешествия из столицы нашей страны, из…?
- Итак, каждая группа получила свою остановку, а значит у нас будет 5 остановок и каждая группа выступит в роли экскурсовода. Готовятся группы при помощи учебников и дополнительного материала.
- Прежде чем начать готовиться, мы с вами должны решить, а по какому плану вы будете рассказывать о городах?
- Время на подготовку – 10 минут. Через 10 минут мы послушаем наших экскурсоводов.
- Время вышло, наши экскурсоводы готовы познакомить нас с городами Золотого кольца.
- Первый город, в котором мы побываем, это Сергиев-Посад.
Оценить выступающего
-Мы выезжаем из Сергиева-Посада и движемся в Переяславль-Залесский.
Оценить выступающего
- Следующий город – Ростов
Оценить выступающего
Покидая Ростов, мы приближаемся к городу Углич
Оценить выступающего
- И последний город на сегодня – Ярославль.
Оценить выступающего
- Углич, Суздаль, Плес, Кострома, Сергиев Посад, Владимир, Переславль – Залесский, Ярославль, Ростов.
-Они расположены кольцом. Маршрут путешествия начинается и заканчивается в одной точке – г.Москва.
- Роли: командир, хранитель времени, редактор, оратор.
- Правила:
1) Слушать друг друга.
2) Обсуждать
3) Выполнять свою функцию в группе.
-Из Москвы
Работа в группах
Предлагают план, по которому будем знакомиться с городами.
1.Название
2. Год основания
3. Флаг, герб
4. Достопримечательности
Выступают с подготовленным материалом.
Выступление 1 группы
Выступление 2 группы
Выступление 3 группы
Выступление 4 группы
Выступление 5 группы
5. Закрепление полученных знаний Первый день экскурсии закончился. Проверим, насколько вы были внимательны во время нашей экскурсии.
У меня для вас есть вопросы.
Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского
Этот город, как и Москва, основан Юрием Долгоруким
Главный монастырь России Сергиева Лавра находится в.
Сюда приезжают послушать колокольный перезвон.
Этот город назван так потому, что река, на берегу которой он стоит, в этом месте «изгибается», течет «углом»
В этом городе часто бывал Петр I приказал заложить корабельные верфи, место постройки кораблей.
Этот город славится своей финифтью
На гербе этого города изображён медведь
Первый общедоступный театр был создан в …
(Сергиев Посад).
(Переславль-Залесский).
(Сергиев Посад)
( Ростов)
(Углич)
(Переславль-Залесский)
(Ростов)
( Ярославль)
(Ярославль)
-Домашнее задание - Обратите внимание на нашу карту, во время нашей экскурсии, когда мы проезжали города, на них появлялись флажки. Но есть города, на которых стоят другие значки, какие? Почему?
- Значит мы продолжим путешествие по Золотому кольцу, и каждая группа самостоятельно отправится в один из городов и на следующем уроке расскажет нам, что они узнали об этих городах.
-Стоят знаки вопроса, потому что мы эти города не посетили.
-Рефлексия - Я узнал…
- Я уже знал….
- Мне на уроке понравилось…
-Я хотел бы больше узнать о…. Итог урока - В начале урока, мы ставили перед собой цели, напомните, какие?
- С какими интересными городами мы познакомились?
-О каких достопримечательностях узнали?
-Что интересного узнали об истории нашего государства? - Познакомиться с интересными древними городами России.
- Узнать об их достопримечательностях.
- Больше узнать об истории нашего государства.