Урок по окружающему миру на тему: Как человек использует свойства воздуха


Окружающий мир. 4 класс ОС «Школа 2100»
ТЕМА УРОКА: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование знаний о воздухе как газе и его свойствах.
ЗАДАЧИ УРОКА: создать условия для расширения, уточнения и пополнения знаний детей о воздухе, его свойствах; содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания и наблюдательности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: развивать умение составлять слова по схемам слов, разбирать слова по составу.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные: формировать умение определять цель деятельности на уроке; работать по предложенному плану; определять успешность своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: уметь формулировать жизненные цели, адекватно оценивать свои поступки, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
О б о р у д о в а н и е: презентация к уроку, фрагмент видеофильма, иллюстрирующий опыт с расширением и сужением воздуха, карточки со словами, шприц, воздушные шары.
Ход урока
1.Организация начала урока.
Каким вы хотите видеть наш урок?
Что вы будете для этого делать?
Я буду показывать букву, а вы говорите «Мы будем ……
в –вопросы задавать
о- отвечать, организованными будем
д- думать, действовать
а- активно работать
-Что получилось? Вода
-Почему я взяла это слово? Давайте вспомним, что знаете о воде.
-Какие свойства использует человек? свойства воды
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
-Посмотрите на слайд. Назовите, какое свойство воды использует человек.
Водяное колесо мельницы и гидроэлектростанции– текучесть
Стирка –растворитель
-Какая сила удерживает человека и предметы на плаву? выталкивающая сила
-Какое свойство помогло придумать эти предметы? закон сообщающихся сосудов
-Можно ли изменить объем воды? Где человек использует это свойство воды?
расширение при нагревании
-Какое свойство не назвали? Где его использует человек? несжимаемость
-Какие свойства мы назвали? Какие использует человек?
-Какие обращения составили дома? (1-2 чел.)
-Почему надо беречь воду? (не прожить без воды)
3.Постановка учебной задачи
-Без чего еще не можем прожить?
-Определите тему урока (воздух) слайд
-Предположите, на какие вопросы мы можем получить ответы?
Какие свойства имеет воздух? Карточку на доску свойства воздуха
Как человек использует свойства воздуха?
Как охранять воздух?
Проблемная ситуация.
4.Открытие нового знания.
-Сегодня на уроке с нами будет барон Мюнхаузен. Кто слышал про него? Его полное имя Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен Слайд
Это немецкий путешественник. Он служил в России, а русской кавалерии. Он большой выдумщик. У него много историй про свои приключения. БМ поможет разобраться в наших вопросах и еще мои консультанты.
-Как думаете, как произошло слово “воздух” (“вдохнуть”, “вдыхать”, то есть воздух – это то, чем мы дышим).
-Как называется воздушная оболочка? Атмосферой
Работа по учебнику.
А) Откройте учебник на с.88 и проверьте по учебнику, отметьте «знаю, не знаю, хочу знать»
-Что вы уже знали?
-Что нет?
-Что хотите узнать?
Мне тоже было интересно содержание газов в % отношении. Вот что я нашла об этом.
ЗАПОМНИ:
Азот-78%
Кислород-21%
Углекислый газ-0,03%
Благородные газы-0,9% (водород, гелий и т .д.)
Толщина атмосферы достигает 20 000 км
Возьмите листочки №1 и прочитайте историю БМ. Согласны ли вы?
«Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж потом в лесу отдышался». Версии учащихся. (2-3 мин без воздуха)
Кому еще нужен воздух?
- Как используют воздух растения? Растения поглощают углекислый газ для фотосинтеза.
- Возьмите листочки №2 и прочитайте историю БМ. Согласны ли вы?
«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам». Версии учащихся.
-Что такое ветер?
-Как возникает? Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления.
Б) Прочитайте 1 абзац на с. 89. Отметьте «знаю, не знаю, хочу знать»
-Что нового узнали? Что непонятно?
-Что случилось, если бы не стало ветра?
Наш консультант Дима вам расскажет об этом
-Каким же образом вода снова и снова попадает к истокам рек и обеспечивает их беспрерывное течение?
-Кого это удивило?
-С каким свойством воздуха познакомились? 1. движение воздуха
В) Проведём опыт
Надеваем воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки.
Помещаем бутылку в сосуд с кипящей водой. Шарик надувается.
Переносим бутылку из кипятка в жидкий азот. Шарик сдувается и втягивается внутрь бутылки.
-От чего шарик надулся? Нагретый воздух расширяется и увеличивается в объеме. Он становится легче и менее плотный.
-От чего сдулся? (воздух охладился и уменьшился в объеме)
-Что выталкивает шарик? Холодный воздух более плотный, выталкивает теплый воздух и теплый воздух поднимается вверх.
-Какое свойство? 2.расширение при нагревании выталкивающая сила

- Что плотнее: воздух или вода?
Воздух менее плотный, чем вода.
плотность воды – 1000 кг/м3
плотность воздуха – 1,29 кг/м3
- Можно ли опереться на воду? На воду нельзя надежно опереться – она жидкая.
Но водному лыжнику это удается, если развить достаточную скорость. Слайд –(лыжник)
- А опереться на воздух? Нет.
Но если развить большую скорость, то на него тоже можно опереться
Что придумали люди? парашюты, самолеты Слайд
Какое свойство воздуха? 3. низкая плотность
Посмотрите на фото. Слайд - (птица, зверь, мальчик в свитере)
- Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер?
Все это для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло.
-Какое свойство воздуха? 4. плохой проводник тепла
слайд Назовите неверное утверждение.
*Одежда нагревается от тела.
*Одежда нагревает тело.
Г) А теперь проведем опыт
Возьмем шприц и поставим его поршень в среднее положение. Крепко зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем задвинуть или вытянуть поршень.
Вывод: приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.
- Это свойство называется упругостью. 5. упругость
-Какие открытия мы сделали?
-Давайте повторим свойства воздуха.
-Принесли ли пользу эти открытия человечеству? Продолжим наши открытия, поработаем в группах
5.Включение в систему знаний
Работа в группах
1-я группа: -
Подумайте, как люди научились использовать силу ветра. Что изобрели люди?
Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
Наклейте картинки на лист и подпишите их.
Проверка Слайд –ветряная мельница, ветряная электростанция, парусный корабль
2-я группа:
Подумайте, как люди научились использовать расширение воздуха и выталкивающую силу. Что изобрели люди?
Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
Наклейте картинки на лист и подпишите их.
Слайд - Воздушные шары, аэростаты, дирижабли
3-я группа:
Подумайте, как люди научились использовать плотность воздуха? Какие летательные аппараты используют воздух как опору.
Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
Наклейте картинки на лист и подпишите их
Слайд -самолет, вертолет, дельтоплан4-я группа:
Подумайте, как люди научились использовать то, что воздух плохо проводит тепло? Что изобрели люди?
Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
Наклейте картинки на лист и подпишите их
Слайд - термос, куртка, окно
Что между стеклами? Стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.
5-я группа:
Подумайте, как люди научились использовать упругость воздуха? Что изобрели люди?
Найдите в конверте картинки, подтверждающие их изобретения.
Наклейте картинки на лист и подпишите их
Слайд -мяч, шина, матрац
А сейчас внимание! Почему я обращаюсь к этим буквам? SOS
-Надо ли охранять воздух? А от чего он загрязняется?
-Как вы думаете, что является источником кислорода на Земле?
-Как в крупных городах уменьшить содержание углекислого газа?
-Какие советы дадите?
6.Рефлексия деятельности
-На какие вопросы вы получили ответы?
-Какие открытия вы сегодня сделали?
-Что вас удивило?
-О чём бы вам хотелось еще узнать?
-О чём интересном вам хотелось бы рассказать родителям?
7. Итог. Оценивание
Посмотрите на доску. Это можно назвать проектом? Докажите.
Оцените свою работу на листе самооценки.
Молодцы. Спасибо за работу! У меня для вас подарок.
А куда нужно прикрепить воздушный шарик? Почему?
8.Домашнее задание.
Какое д/з можете предложить?
Тема 20, составить проект «Как люди используют различные газы?» см. с 91