Урок по русскому языку Удвоенная согласная на стыке приставки и корня (3 класс)


Тема: «Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?»
Цели:
1.Предметные:находить в словах орфограмму - удвоенную согласную букву на стыке приставки и корня; отличать от сходных других орфограмм.
2.Метапредметные:формирование универсальных учебных действий
Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, составлять алгоритм, работать по алгоритму.
Личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: преобразование информации, выделение ключевых слов.
Коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование:
учебник «Русский язык» Горецкий В.Г. и др. 3класс-1часть
рабочая тетрадь
компьютер
проектор
экран
карточки для индивидуальной и парной работы
Форма проведения: урок
Место проведения: 3 класс МОБУ Белояровская СОШ
Количество учащихся – 12 чел.

Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
 Цель: мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Рубрика «Это интересно».
Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?»
Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку».
- Вы поняли, почему? Видно у автора письма были проблемы с орфографией.
- Что же надо делать этому человеку? ( И ему, и нам надо изучать русский язык, узнавать новые орфограммы, …)-А вы готовы?
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.
- С чего начнем?
А) - Предлагаю минутки чистописания.
мм пп лл рр (запись на доске)
-Разделите буквы на 2 группы. (м, л и п, р; м л р – сонорные, а п - несонорная).
- Что лишнее? (буква п- обозначает глухие звуки; у буквы р один элемент пишется вниз).
- Записать соединения в алфавитном порядке. (л м п р)
- Что общего во всех соединениях? (Согласные, удвоенные).
-Это словосочетание - главное на уроке. (вывесить на доску)
- Попробуйте разделить эти буквы на две группы. ( одинаковые элементы при написании: м, л и п, р)
- Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)
- Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
- Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
- Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.
- Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).
-
3. Выявление места и причины затруднения
Здесь нужно восстановить выполняемые операции, тем самым выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения, которые возникли при выполнении задания, и это не дает нам возможность решить исходную задачу
– Продолжим космическую тематику. У нас в гостях знакомые черные человечки. У них задание:
- Распределить слова на 2 летающие тарелки (группы):
Инна, ванна, класс, рассказ, рассвет, Кирилл, поддержал.
(разные группы: имена собственные и др. слова; имена сущ.и глаголы;
- Человечки прислали также зашифрованные послания на марсианском языке. Если мы их расшифруем, то сможем распределить слова на 2 тарелки.
СС С СИнна рассказ
Ванна рассвет
Класс поддержал.
Кирилл
- Что объединяет эти слова? (удвоенная согласная)
-В какой части слова находится удвоенная согласная в 1-ом столбике? ( в корне).
- Как доказать? (разобрать по составу)
- Как называется эта орфограмма? ( удвоенная согласная в корне слова)
-Можно ли её проверить? (нет, надо запомнить)
- Слово «корень» - тоже главное на уроке. (вывесить на доску)
-В какой части слова находится удвоенная согласная во 2-ом столбике? ( в приставке и корне).
- Слово «приставка» - тоже главное на уроке. (вывесить на доску)
-Как доказать? (разобрать по составу)
- Кто из вас знает, как называется такое место в слове?
- Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд ).
Стык – это место, где приставка и корень соединяются вплотную.
- Слово «стык» - тоже главное на уроке. (вывесить на доску)
-Как думаете, это орфограмма или нет?
- Как называется эта орфограмма? ( удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
На этом этапе ученики ставят цель проекта, уточняют и согласовывают тему, определяют средства (алгоритмы, опоры, справочники), формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-Давайте уточним цели нашего урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (удвоенная согласная на стыке приставки и корня». Научиться писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и различать их от удвоенных согласных в корне)- Какие слова стали ключевыми при изучении новой темы?
-Сделайте вывод (правило): когда в словах пишется удвоенная буква согласного. (Удвоенная согласная пишется на стыке приставки и корня, если приставка заканчивается, а корень начинается одним и тем же согласным звуком.)
-Составьте алгоритм действия для записи слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
- Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде )
Прочитай слово.
Выдели корень.
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Обозначь орфограмму.
-Давайте сравним свой вывод с выводом авторов учебника на стр.121-123.
- Эталона нет! Черные человечки забрали правило на дольнюю планету, поэтому его надо выучить наизусть. ( в паре)
Реализация построенного проекта
Здесь нужно организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона)
- Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на стыке корня и суффикса? (Части слова различать)
- Кто уже может расшифровать марсианские послания черных человечков?
6. Первичное закрепление.
Главное на этом этапе – проговаривание во внешней речи: фронтально, в парах. Самопроверка по эталону.
- Вы сейчас будете исследователями –астронавтами двух космических кораблей – «Земля» и «Луна».Задание (1 вариант – слова с удвоенной согласной в корне; 2 вариант – слова с удвоенной согласной на стыке корня и приставки);
Списать слова. Графически объяснить написание удвоенной согласной.
Кроссворд, оттолкнул, аттестат, ввинтил, одноклассники, оттуда.
- Проверка с комментированием (в слове… выделяю корень…, приставку…; т.к. приставка заканчивается на согласный…, а корень начинается с этой согласной, на стыке пишу удвоенную согласную…)
- Что было сложным? Что сделать, чтобы быть уверенным в себе?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действий. И по результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий
- Вы уверены в своих знаниях? Как в этом убедиться? (Провести самостоятельную работу).
РАБОТА ПО РАЗНОУРОВНЕВЫМ КАРТОЧКАМ
А) отгадать загадки, записать отгадки.
Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут ….
Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас.
Это наш просторный….
Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
И чихаю, и охрип,
У меня, наверно,….
Раз-раз-раз – напишу я свой ….
(Аллея ,класс, грипп, рассказ)
Б) Подумайте, как правильно написать слова.
бе(с, сс)полезно
ра(с, сс)писание
бе(с, сс)трашный бесполезно, расписание, бесстрашный
Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
8. Включение в систему знаний и повторение
Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ):
А) составить предложения со словами. Выделить орфограмму.
Б) составить предложения со словами и распространить их. Выделить орфограмму.
мы, в, суббота, в, зоопарк, пошли.плавал, в медведь, бассейн.
корм, обезьяны, рассыпали.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Важно: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- С какой новой орфограммой познакомились? (Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса).
- Все ли одинаково овладели навыком правописания удвоенной согласной?
- Что было труднее всего?
- Наш урок вышел на финишную прямую. И в конце попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, как работали.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.Я приобрел…
8.Я научился…
9.У меня получилось…
10.Я смог…
11.Я попробую…
12.Мне захотелось…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр. 236 (а,б).знать правило.