Исследовательская работа «Молебные рощи мари в Мишкинском районе Республики Башкортостан»


Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан»
Районная Малая академия наук «Эверест»
Секция: краеведение
Проектно-исследовательская работа
на тему:
«Молебные рощи мари в Мишкинском районе Республики Башкортостан»
Авторы: Шамсутдинова Кристина Анатольевна,
обучающаяся 10 класса МБОУ СОШ №2 с. Мишкино МР Мишкинский район РБ
Руководитель:  Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
ЗДВР МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ,
руководитель ДО «Литературное краеведение»
МБОУ ДОД ДДЮТиЭ «Путник»
МР Мишкинский район РБ
Место проведения исследования: МР Мишкинский район, с. Мишкино
Сроки выполнения проекта:Сентябрь 2014-январь 2015
Мишкино -2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава1………………………………………………………………………………5
Глава 2……………………………………………………………………………....7
Глава 3…………………………………………………………………………...….9
Глава 4………………………………………………………………………...…...11
Глава 5……………………………………………………………………...……...12
Заключение………………………………………………………………………...15
Введение
Человек, безжалостно уничтожая природу, создал вокруг себя «окружающую среду»,  поставил планету на край бездны своим атомным безумием и словно угрожает всему живому.  Деятельность человека противопоставляется природе и одновременно он, как часть природы, находится в тесной связи с ней.  Человек живет природой и остается с ней в процессе постоянного общения.
Я представительница муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан, народности мари. Марийский просветитель С. Нурминский писал: «Лес — волшебный мир черемиса. Около леса вертится его мировоззрение». Взаимосвязь природы и человека была во все времена, особенно же это проявлялось у моих предков, ведь они по верованию были и есть язычники. Природа для нас не просто «мастерская», а прародительница, священная мать, к которой нужно относиться с любовью, уважением, бережностью. Именно поэтому в наше время, когда существует угроза экологического кризиса, актуальным является вопрос возвращения человека к своим истокам – национальным, человеческим. Знать и сохранять ценности – духовные, материальные, нужно и важно.
Народность мари достаточно самобытна, и одна из его отличий от других народов – трепетное отношение к деревьям, поклонение им. В связи с этим моления, религиозные службы мари происходят не в храмах, а на природе. Жители определенных мест молятся на полянах, кто-то непосредственно – в роще. Наша работа посвящена изучению, сбору и обобщению материала о священных рощах, расположенных на территории Мишкинского района, с последующим указанием их на карте. Практическая значимость работы заключается в том, что в работе будут собраны данные: месторасположение, состав святых для марийцев рощ. Предполагается использование данных исследовательской работы на занятиях объединения «Краеведение».
Цель нашей работы исследовать, описать и отметить на карте священные рощи мари - жителей Мишкинского. Исходя из этого, темой нашего исследования является «Священные рощи Мишкинского районаРеспублики Башкортостан».
Для реализации цели нами были определен ряд задач:
1.Сбор и изучение информации о священных рощах.
2.Интервьюирование людей, участвующих в молебнах в святых рощах, интервьюирование картов – священнослужителей.
3.Анализ полученной информации, оформление в исследовательскую работу.
4. Оформление презентации «Священные рощи Мишкинского района»
5. Составление и оформление брошюры «Священные рощи Мишкинского района».
При работе нами были использованы следующие методы:
А) Изучение, сбор, анализ и сопоставление информации.
Б) Беседа, интервьюирование людей.
В) Сбор и оформление брошюры.
В процессе работы у нас возникла гипотеза: у жителей каждого определенного населенного пункта есть свое священное дерево, так как у мари есть несколько священных деревьев (береза, дуб, липа, ель).
Исследовательская работа состоит из введения, основной части, где собраны все имеющиеся данные по интересующему нас вопросу:
-информация о мари как народности, религия мари;
-священные рощи как явления, история рощ в годы Советской власти, священные рощи на современном этапе;
- данные относительно месторасположения молебных рощ на территории Мишкинского района и их характер (моногамные, смешанные). В заключении представлены результаты работы.
Глава 1.Народность мари.
Марийцы (мари), Черемисы (черемись) — древний народ финно-угорского происхождения, селившийся к северу от средней Волги, в междуречье Вятки и Унжи.Мари, марий: название марийцев, которое этимологизируется как «человек», «мужчина», «муж». А "черемись" есть древнерусское название марийцев.
Современные марийцы компактно проживают в Республике Марий Эл, где их численность составляет 42,88% населения республики, в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и др. северных областях центральной России.
В силу противостоянияКазанского и Московского царств из единого марийского этноса выделились сильно отличающиеся друг от друга этнографические группы, которые некоторые исследователи даже считают двумя разными народами:
Горномарийцы (кырыкмары), в противостоянии Казани и Москвы вставшие на сторону Москвы (в их фольклоре любимый герой князь Акпарс, возглавлявший марийские отряды в войске Ивана Грозного). Проживают в районе города Козьмодемьянска.
Луговые марийцы (олыкмарий), воевавшие на стороне татар против Ивана Грозного, их сопротивление продолжалось ещё 50 лет после падения Казани (любимый фольклорный герой — князь Болтуш, возглавлявший борьбу срусскими). С XVI в. часть марийцев устремилась в Закамье на башкирские земли, положив начало формированию отдельной этнографической группы восточных мари.
Марийский народ начал общаться с цивилизацией преимущественно через булгар, расселившихся в удобном для торговли районе слияния Волги и Камы. Поэтому в культуре и языке мари весьма заметно влияние тюркских мотивов. Захват Казани Иваном Грозным и перемещение центра волжской торговли на территорию современной Нижегородской области способствовал, в свою очередь, воздействию на марийцев культуры Московии, зарождающейся русской культуры. Марийцы начинают использовать кириллический алфавит. У мари был период насильственной христианизации, из-за которой православие, как и у других христианизированных поволжских народов, было воспринято весьма поверхностно. Мари, компактно проживающие на территории Мишкинского района, относятся к группе, так называемых, восточных марийцев (уральские марийцы).
В своей работе «К вопросу о древней истории восточных марийцев в трудах башкирских ученых» Ямурзин Александр Алексеевич, кандидат философских наук, отмечает: «… если марийцы входили в состав башкирских племен, то преимущественно территориально…чирмышские племена могли существовать автономно, не входя в состав тюркских племен. Подтверждается это тем, что пришлые марийцы не смогли насадить свою культуру коренным марийцам. Каждая нация уникальна по своим культурным традициям, по своему опыту выживания. Силен тот род, та нация, которая проживает на местах обитания своих предков. Незнание своей истории, отказ от поиска корней своего народа или отказ от знаний при наличии их ― это огромный грех, отказавшейся от своей истории нации».
Возможно, благодаря некоторой автономности расположения, и были сохранены религия, традиция и обычаи марийцев.
Глава 2. Религия мари.
Как мы уже говорили ранее, был в истории марийцев период насильственной христианизации. Но несмотря ни на что, у марийцев существует собственная языческая традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».
Что же такое – язычество?
Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, видоизменились и был создан образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).
В марийской мифологии высший бог. Обитает на небе, где у него много скота. Возглавляет иерархию небесных богов (боги солнца, грома и т. д.) и низших земных богов (боги хлеба, скота и т. д.). Родствен финскому Юмале; ветер - его дыхание, радуга - лук.Также он  противостоит творцу зла, своему младшему брату Керемету (которого он, согласно некоторым мифам, изгнал с неба за непослушание). Кугу Юмо велел Керемету, плававшему в водах первичного океана в облике селезня, нырнуть и достать земли со дна. Керемет сделал это, но часть земли утаил в клювеКугу Юмо  дуновением сотворил землю с равнинами, пастбищами, лесами, Керемет же выплюнул утаённую часть и создал горы, сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, не имевшую шкуры. Керемет соблазнил собаку шубой и оплевал человека. Возвратившись, бог проклял собаку, а человека вынужден был вывернуть наизнанку, и тот стал подвержен болезням и греху из-за оплёванных Кереметом внутренностей. Он сотворил также добрых духов из искр, высекаемых огнивом; Керемет подсмотрел способ творения и создал злых духов.     Древние язычники обожествляли лес. Исследователи марийского края С.Нурминский писал в 19 веке: « Лес – волшебный мир Черемисина, …около леса вертится все его мировоззрение. Весь сказочный мир черемис вертится около леса и его обитателей; все загадки и поговорки вертятся около него же…Лес, по воззрениям черемис, населён волшебными существами: в нём расхаживают боги, там же живут злые демоны. Поэтому богослужение, религиозные торжества и жертвоприношения совершаются в лесу».
   Моления богам и духам мари проводят в Священной роще (кюсото, шван) около священного дерева (онапу) – ели, дуба, липы, чаще берёзы. Священные участки леса содержались и содержатся в особой чистоте. В этом месте запрещается пасти скот, собирать ягоды, грибы. Валежник собираетсяв этих местах лишь для жертвенных костров.
В священных рощах молятся только взрослые, присутствующие дети являются наблюдателями. Раньше участники молений приносили в священную рощу по ведру каши и по ведру пива. Каша варилась наполовину из пшена и ржаной муки. В каше делалось углубление и в него наливалось скромное масло. Моление вели жрецы – карты. Обычно их было трое: два мужчины и одна женщина. 24 главным богам зажигались костры и ставились 24 ведра каши и 24 ведра пива (каждому богу по ведру). Боги призывались на угощение, произносились слова молитвы и заговоры, в костер бросались кусочки каши с хлебом. Когда, по предположениям жрецов, боги насыщались, ели сами жрецы, потом за длинные столы усаживались все участники молитвенного собрания и ели. В далёкие времена на главном молении приносились богам кровавые жертвы: лошадь или корова. Позднее эти приношения стали скромнее, мари бросают в жертвенные костры лишь косточки и кожу домашней птицы, а мясо съедают.
Глава 3. Виды молений.
Моления в рощах бывают всеобщими, общинными, сельскими, индивидуальными.
Всеобщие моления (тунякумалтыш) поводились один раз в 4 – 6 лет и были связаны с каким – то очень важным событием в истории всего марийского народа. На такие моления приезжали марийцы со всей России. Так в 1944 году на всеобщее моление в Косолаповском районе приезжали марийцы с Урала, Башкирии, Эстонии, они молились за родных, которые в то время сражались на фронтах войны, за победу.Такое же моление было в 1991 году в селе Оролы по поводу еденения марийцев и возрождения марийской веры.
Общинные моления (тиштекумалтыш) собирались три раза в год, всегда в пятницу, которая считается у марийцев – язычников святым или «недельным» днем. При этом молении в союз – теве – собираются жители 10-12 деревень. Готовятся заранее, собирают деньги или скот для жертвоприношения. Так отмечается аграрный праздник Первой пахоты – «Ага Пайрем», праздник лета «Сюрем».
Сельские моления проводились селом и были связаны с началом или окончанием сельскохозяйственных работ. Время назначалось старейшинами. Вторые и третьи моления совершают после уборки урожая. Молятся уже не всем богам, а лишь 12. Порядок моления тот же.
Семейные моления (ешкумалтыш) не всегда проходили в священных рощах. Они могут совершаться и дома. Для таких молений готовились каша, пеклись блины из ярового теста. В каше делалось углубление, в него наливалось масло. Старший в доме выгребал горячие угли из печи, призывал всех 14 богов и каждому на угли бросал по кусочку каши и лепёшки. После этого все молились, затем все садились за стол и ели.
В случае болезни одного из членов семьи также проводилось семейное моление с принесением в жертву богам 7 небольших щучек, которые сжигались на углях. При этом произносились заговоры и молитвы. Обязательным условием обряда явилось то, что рыба должна быть поймана одним человеком.
У древних мари были широко распространены представления о злом духе, который приносил людям зло. Его называли Кылтымяш. Существовал обряд один раз в год, весной изгонять его из деревни. В пятницу, накануне христианской Лазоревой субботы, запасались рябиновыми прутьями. С каждого дома собирались по 1 лепёшке и по 5 вареных яиц. В субботу собирались почти все жители деревни. Они вооружались прутьями и начинали гнать Кылтымяша из деревни. Мужчины хлестали рябиновыми прутьями дома от первого до последнего в деревне, хлестали столбы ворот, изгороди. По просьбе хозяина участники обряда могли зайти в дом, если в нем, по представлению хозяина. Не все было благополучно. В таком доме прутьями хлестались кровать, подушки, лавки – все, что было в доме. Для того, чтобы напугать злого духа жители деревни готовили трещетки – вертушки и громко трещали ими. Попутно изгоняли злых духов и из женщин. Их тоже хлестали рябиновыми прутьями. Поэтому женщины, зная это, одевали на себя много одежды и прятались. После того, как выбивали злого духа из последнего дома, за деревней прутья ломались, а участники изгнания ели яица и лепешки. Потом остатками прутьев с трещетками гнали злого духа на болото и топили его там со словами « Нечистый дух уходи от нас…». На другой день также изгоняли из деревни волков и всякую заразу. Кроме того, у чимари существовали представления о Керемете – также злом духе. Ему отводилась специальная роща, куда марийцы ходили с подношениями и просьбами не вредить им.
   Другой стержень, вокруг которого сосредоточились религиозные верования чимари, - родовые отношения. Марийцы верят в души умерших. Они считают, что во время смерти душа человека отделяется от тела. Тело сгнивает и никогда не восстанавливается. После смерти его душа продолжает заниматься тем же самым, что она делала при жизни. У мари существует суеверный страх перед душами покойников, особенно тех, кто при жизни был строг, зол или силен. Считалось, что душа умершего может повлиять на жизнь людей, вызвать болезнь скота или неурожай. Особенно боялись душ жрецов – картов, а также людей, занимавшихся колдовством. Когда в доме терялась какая –либо вещь, марийцы считали, что её спрятала пришедшая душа умершего родственника: она так шутит с родными. « Колшо – куча шутит», - говорили марийцы. Душа часто представлялась в виде бабочки, птички. Марийская народная поэзия часто именно так изображает душу человека.
Таким образом, древняя языческая религия мари является: уникальным культурно – историческим явлением, в которомсохранены архаические формы религиозных верований.
Глава 4. Боги мари.
Для чимари характерен политеизм. Марийцы – язычники поклоняются многочисленным богам. Это:
Верховное божество – Кугу юмо, бог – творец мира и добра,
Бог вселенной – Туняюмо,
Бог солнца и света – Ош –Кече – кугу – юмо,
Бог небосвода – Кава – юмо,
Бог дождя – Юр – юмо,
Бог – покровитель человечества – Мэркугу – юмо,
Бог – покровитель марийцев – Кугура,
Меньшие боги олицетворяли мене грозные силы природы:
Бог зари – Ужара,
Бог луны – Тылызе и т.д.
Есть многочисленные духи матери – «ава»:
Мать воды – вютава,
Мать солнца – кечеава,
Мать Земли – мландеава.
 Древние религиозные представления марийцев были сосредоточены вокруг конкретно – чувственных явлений, от которых зависела их жизнь: они поклонялись природе и мистифицировали родовые отношения.У современных язычников – мари объектом поклонения по – прежнему являются стихии природы, представленные большим пантеоном богов, и души умерших.
Глава 5. Молебные рощи мари Мишкинского района.
Несмотря на то, что во времена Советской власти молебны марийцев были запрещены, мой народ сохранил и веру, и традиции. Языческие моленья с жертвоприношениями во многих деревнях проводились вплоть до конца 60-х начала 70х гг. прошлого столетия, кроме того, не прекращались тайные молебны в частных дворах. Жители марийских деревень очень чтут священные рощи, куда строго настрого запрещено входить без веских причин.
Марийские рощи обычно огораживались и имели три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления.
В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь.
Человеку «с улицы» не просто попасть на молебен, поэтому лучше всего приходить сюда со знающими людьми. Если вы приходите на молебен впервые, вас обязательно знакомят с картами (жрецами). Они подробно объясняют, что можно делать, а что нельзя.
Человек, пришедший в рощу должен быть чист как телом, так и душой. Перед тем как идти на молебен, верующие идут в баню, очищают свой организм от всего плохого, избавляются от дурных мыслей.
Началом молебна считается  жертвоприношение. Приносят в жертву животных гусей, кур, коз, овец. 
В процессе исследования нами было выявлено следующее. В Мишкинском районе насчитывается 42молебных рощи.
Сельское поселение Тынбаевский сельсовет расположен на стыке трех районов: Мишкинского, Бирского и Бураевского. В сельское поселение входят пять деревень, среди которых  одно их самых старейших деревень района  - Старокульчубаево, которому в 2010 году исполнилось 380 лет. Население составляет около 1700 человек.Одна из известнейших рощ в районе - общемарийская священная роща Султан-Керемет, расположенная между деревнями Тынбаево и Большесухоязово.Долгие годы в роще традиционно проводились лишь семейно-родовые моления. В 2013 году было принято решение провести массовое моление с участием представителей всех районов компактного проживания народа мари в Башкортостане, а также гостей из Свердловской области и Пермского края, республик Татарстан, Удмуртия, Марий Эл и т.д. Прежде чем было проведено моление, с 2012 года активистами осуществлялся сбор добровольных пожертвований для облагораживания священного места - были проведены субботники по расчистке территории, установлена железная ограда и памятный камень. Люди живо откликнулись на призыв и каждый вносил свою посильную лепту в общее дело возрождения духовности и объединения.
Историко-культурный центр «Султан керемет (Сурттумер)» представляет собой эколого-музейный комплекс. Его составными частями выступают: действующее святилище; музейное помещение; макеты культовых и хозяйственных построек, отражающих особенности быта и верований марийского населения в XVI - XIX вв.Акбулатовский сельсоветрасположен в десяти километрах южнее  райцентра,  на слиянии двух рек – Иняка и Биря.  В его состав входят3марийские деревни:  Новоакбулатово, Староакбулатово, Яндыганово.  В каждых из этих деревень имеются свои молебные рощи, где проходят моления разных типов.
Сельское поселение  Баймурзинский сельсовет расположен на северо-западной части  Мишкинского района Республики Башкортостан,  граничит   с Бураевским районом. В его состав входят 6 марийских деревень: Баймурзино, Иликово, Ишимово, Кильметево, Лепешкино, Тигирменево. Здесь также у каждой деревни своямолебня. Рощи – смешанные, но преобладает сосна. 6 рощ.
Сельское поселение Ирсаевский сельсовет представляет собой территорию с 525 домовладениями, которые расположены в пяти населенных пунктах. В его состав входят 5 марийских деревень: Ирсаево, Верхнесорокино, Елышево, Митряево, Новосорокино. Молебные рощи есть у каждой деревни, в основном – смешанные (береза, дуб, липа). 5 рощ.
Сельское поселение Большесухоязовский сельсовет. Этот населенный пункт является одним из самых древних поселений, основанных марийцами в благодатной башкирской земле. В 2005-2006 гг. ей исполнилось 400 лет. Таким возрастом не может похвалиться ни одна деревня Башкортостана. В состав сельсовета входят 3 марийские деревни: Большесухоязово, Курманаево, Сосновка. В этих деревнях также отдельные смешанные молебные рощи. 3 рощи.
При въезде в Мишкинский район по республиканской дороге  гостей района встречает территория сельского поселения Кайраковский сельсовет, в котором проживают  2070 человек. В состав сельсовета входят 5 марийских деревень: Кайраково, Каргино, Андреевка, Чебыково, Бикшиково. В каждой из этих деревень имеются свои молебные рощи. 5 рощ.
Сельское поселение Камеевский сельсовет расположен в северозападной части Мишкинского района Республики Башкортостан. Общая площадь территории составляет 9685 га. На территории сельского поселения находятся пять населенных пунктов: д. Русское Байбаково, с. Камеево, с. Бабаево, д. Байтурово и д.Красный Ключ. Общая численность населения составляет 1578 человек. У каждой деревни свои молебные рощи. Возле села Камеево находится большое озеро Шабан, близ которого располагается липовая молебная роща. 5 рощ.
ВМишкинском сельском поселении имеется отличное от других место моления. У марийцев есть традиция – в случае отсутствия рощи вырезают щелык(срезают круглую пластину с липового ствола, закапывают в землю, в определенном участке, огораживая его, и это становится местом моления).
В состав сельского поселения Новотроицкий сельсовет входят 3 марийские деревни: Бирюбаш, Рефанды, Укозяш. Здесь также у каждой деревни своямолебня. 3 рощи.
Староарзаматовский сельсовет Мишкинского района расположен в северо-восточной части Республики Башкортостан. Население сельсовета по последним данным переписи населения составляет 1542 человека. Среди них – русские, марийцы, татары и представители других национальностей. В его состав входят 3 мариские деревни: Малонакаряково, Староарзаматово, Озерки. Также имеются смешанные молебные рощи - 3 рощи.
Сельское поселение Чураевский сельсовет расположен на северо-западной границе Мишкинского района Республики Башкортостан. На его территории находятся пять населенных пунктов. Общая численность населения составляет 1886 человек. В его состав входят 5 марийских деревень: Чураево, Букленды, Октябрь,Раевка, Маевка. В каждой из этих деревень есть свои молебные рощи. 5 рощ.
Таким образом, на территории Мишкинского района, где компактно проживают мари – более 71 % от всего населения, имеется 42молебных рощи, где проводятся традиционные для моего народа служения.
Заключение
Каждая нация уникальна по своим культурным традициям, по своему опыту выживания. Генетические различия одной нации от другой для совместного проживания иногда не имеют никакой роли. Силен тот род, та нация, которая проживает на местах обитания своих предков. Незнание своей истории, отказ от поиска корней своего народа или отказ от знаний при наличии их ― это огромный грех, отказавшейся от своей истории нации.
Мари, проживающие в Башкортостане, сохранили свою самобытность, несмотря на совместное проживание с башкирами, татарами, русскими, благодаря тому, что традиции, выработанные годами, религия, отражающая самосознание народа и его отношение ко всем окружающему, были сохранены всеобщими усилиями.
Данная работа была направлена на изучение и сбор информации относительно молебных рощ мари – жителей Мишкинского района, и она носит практический характер, ведь использование полученных данных предполагается использовать на занятиях объединения «Литературное краеведение», возможно при экскурсионных занятиях по району.
Цельюработы стало исследование, описание священных рощмари в Мишкинском районе, а также составление карты, где эти рощи будут отмечены. Исходя из этого, тема нашего исследования: «Молебные рощи Мишкинского района».
Для реализации цели нами были определен ряд задач:
1.Сбор и изучение информации о священных рощах.
2.Интервьюирование людей, участвующих в молебнах в святых рощах, интервьюирование картов – священнослужителей.
3.Анализ полученной информации, оформление в исследовательскую работу.
4. Оформление презентации «Священные рощи Мишкинского района»
При работе нами были использованы следующие методы:
А) Изучение, сбор, анализ и сопоставление информации.
Б) Беседа, интервьюирование людей.
В) Сбор и оформление брошюры.
В процессе работы у нас возникла гипотеза: у жителей каждого определенного населенного пункта есть свое священное дерево, так как у мари есть несколько священных деревьев (береза, дуб, липа, ель), которая частично подтвердилась. В основном, молебные рощи мари – смешанные, то есть в них присутствуют различные породы деревьев.
В священных рощах в основном проводятся общинные, сельские и индивидуальные моления. В священном для мари Мишкинского района месте- Султан Керемет в 2013 году проводилось общемарийское моление.
Всего в районе, по нашим первичным подсчетам,42 молебных рощи.
Подводя итог нашей работе, могу сказать, что мы получили результат – карту, где отмечены рощи мари, имеем представление о правилах проведения, традициях и обрядах, используемых при молебнах. Мы познакомились с картами (духовными лидерами мари) Мишкинского района.
Для себя лично, я поняла, что сохранение знаний о своем народе, о его вере, традициях и обычаях – крайне важно, ведь любой народ – это целая Вселенная, которую можно познавать бесконечно. Чем больше я узнаю о своем народе, тем больше гордости я испытываю от осознания, что я – мари.
Сколько еще тайн хранят «последние язычники Европы»? Все это меня очень интересует, и я продолжу изучение традиций, обычаев, религии своего народа.
Летом нами планируется более детальное изучение молебных рощ, их фотографирование и составление и оформление брошюры «Молебные рощи Мишкинского района».
 
Интернет ресурсы.
 
http://spushkino.narod.ru/mari/mari.htmhttp://www.12rm.ru/2013/08/svyashhennye-roshhi-naroda-mari/merjamaa.ru›blog/svjashhennye_roshhi…2010-04-26-212rm.ru›2013/08/svyashhennye-roshhi-naroda-mari/mari.ter12.ru›article-detail.htm…forum.istorichka.ru›Историческийфорум›?num=1286826287mariuver.info›rus/soc/relig/pagan/ozhertvop.htmlkomanda-k.ru›Марий-Эл/марийцы-народ-мариorei.livejournal.com›215408.htmlgnozis.info›?q=node/6378ru.wikipedia.org›Марийские священные рощиПриложение 1

Фото 1. Подготовка к обряду

Фото 2.
Приложение 2

Фото 1. Священная роща

Фото 2. Карт
Приложение 3

Фото 1. Освящение жертвенной пищи

Фото 2. Султан-керемет,
Приложение 4

Фото 1. Приготовление жертвенной еды.

Фото 2. Моление у священного дерева мари - липы
Приложение 5

Фото1. Моление.